В Дигорском театре прошла премьера комедии Ж. Ануя «Генералы в юбках»
К творчеству известного французского драматурга Жана Ануя Дигорский театр обращается не в первый раз. На его сцене шла трагедия Ануя «Антигона», сейчас готовится к постановке трагедия «Медея». А совсем недавно, в конце ноября, театр представил вниманию зрителей Владикавказа премьеру его комедии «Генералы в юбках». Спектакль дерзкий, яркий и необычный.
На данный момент в тенденциях нового театрального сезона Дигорского государственного драматического театра все достаточно просто и по-хорошему прозрачно. В его репертуаре – много интересного, нового, притягивающего заинтригованную публику в зрительный зал. И это заслуга его художественного руководителя – народной артистки России и Украины Ларисы Гергиевой. Она привлекает к работе в театре разных по стилю и темпераменту режиссеров. У каждого – свой творческий почерк, свои приемы, свои фирменные «изюминки».
Спектакль «Генералы в юбках» может не только удивить, но в чем-то даже, наверное, и шокировать иного нашего благовоспитанного зрителя. Своим «хулиганским» сюжетом, откровенностью, сочной раблезианской фарсовостью. И, думается, это не беда. Театр должен удивлять. Нужно было, разумеется, проявить большую осторожность и тонкий вкус при постановке такой пьесы. Но надо отдать должное молодому постановщику спектакля, заслуженному артисту РСО–А и КБР Гиви Валиеву. Как режиссер он интеллигентен и нигде не переходит границы дозволенного, за которыми фарс может перерасти в разнузданность.
«Генералы в юбках» – это чисто французская по духу пьеса. В ней рассказывается комическая история о «женском сопротивлении», вернувшем Париж к «справедливому матриархату». Сюжет пьесы Ануя, конечно, фантастичен и в чем-то перекликается со знаменитой «Лисистратой» Аристофана: наконец-то женщина Парижа, осуществив феминистическую «леворюцию», получила законное право повелевать мужчинами. Но, как говорится, сказка – ложь, да в ней намек. Многим хорошо знакома эта картина: жена, обладающая властным, волевым характером, этакий «генерал в юбке», командующая мужем. Сама она при этом развивает бурную деятельность и пытается всячески подчеркнуть свое право быть «главой семьи» и втянуть в эту суету всех окружающих.
Вот и в пьесе Ануя, взяв власть в свои руки, женщины-феминистки тут же установили в обществе настоящую диктатуру, которая оказалась такой же жестокой, как и любая другая. Но «деспоты»-мужчины, «патриархамы», как честят их героини, продолжают упрямо проявлять свое мужское превосходство в некоторых вопросах. И автор тоже задается сакраментальным вопросом: что ожидает мир, если им безраздельно, в угоду пресловутому торжеству воинствующей политкорректности, начнут править женщины-диктаторы?
Вот и герой пьесы, член Французской академии Леон де Сен-Пе (заслуженный артист РСО–А – Антон Тогоев), никак не поймет: времена, когда он, будучи женатым человеком, мог волочиться за юными девицами без всяких последствий для себя со стороны государства и закона, остались в прошлом. При новых законах, установленных феминистками, он может лишиться за свою излишнюю любвеобильность даже, простите, некоторых частей тела, отвечающих за либидо и продолжение рода…
Становление молодого режиссера Гиви Валиева как личности в театре, как постановщика, способного дать театру новые художественные идеи, идет уверенно и успешно. Тому свидетельство – его постановки на разных сценах республики. В Дигорском театре он уже поставил спектакль «Кровавая свадьба» по пьесе Федерико Гарсиа Лорки, тепло принятый и зрителями, и критикой. А новая его работа, о которой идет речь, решена, конечно, уже в совсем иной стилистике. Да, сегодня время диктует режиссеру свои правила игры, но Гиви Валиева интересует не столько время, сколько люди в этом времени. Ему интересно, что есть человек в меняющемся современном мире. Он видит, работая над спектаклем, не слова, а смысл, не предметы, а обстановку. Ему нужен ансамбль непохожих актеров, способных на импровизацию и комическую игру.
И этот спектакль воспринимается живо – как раз из-за легкости актерской игры. Режиссер щедро использует природные внутренние и внешние данные актеров, их способности, выискивая все возможности для их применения. Стремится через актерское исполнение проникнуть в существо создаваемых образов, овладеть идеей пьесы, уловить ритм будущего спектакля. И актеры показали, что обладают таким же тонким чувством ритма, каким владеет режиссер. Гиви Валиев добивался от исполнителей ярких характеристик каждого персонажа – таких, чтобы они были подчинены раскрытию основного идейного замысла пьесы. Он требовал вдумчивого анализа каждой роли от каждого участника спектакля, полного перевоплощения в образ, передачи внутренней динамики характеров. И по-настоящему радует, что этот молодой режиссер умеет работать так, чтобы его спектакль привлекал, завораживал, восхищал мастерством актеров, чтобы в том, что они созидают на сцене, искрилось и звучало полноценное искусство.
Что же касается самих образов персонажей, то необходимо отметить здесь в первую очередь работы исполнителей главных ролей. Исполнитель роли Леона де Сен-Пе, Антон Тогоев, царит на сцене (хоть и привязан, по ходу действия, к кресту). Он тщательно осмысливает этот образ – психологически тонкий образ живого и противоречивого человека, в котором много чего намешано. Но, создавая своего «греховного» героя, актер позволяет зрителю сполна насладиться силой своего творчества и своим сугубо мужским обаянием.
Фиссель – народный артист РСО–А Алик Караев – «лепит» свою роль с подлинным комедийным блеском. Легко, в остром, почти сатирическом рисунке. Он – актер большой наблюдательности, простоты и искренности, способный к неожиданным превращениям на сцене, влюбленный в сценическую шутку. Работы такого актера всегда сильны новизной и проникновенным изображением человека. А еще Алика Караева отличает на сцене абсолютная творческая полноценность: он настойчиво избегает эскизности, а зрителю предлагает не «набросок» образа, а уже готовый «продукт», хорошо сделанную роль.
Ада, заслуженная артистка РСО–А Алина Хадаева – жестокая ревнивица, обвиняющая своего мужа в прелюбодеянии с горничными. Она строго следует букве «нового закона», написанного феминистками. Актрисе не пришлось специально придумывать внешний пластический рисунок роли: манера поведения ее героини, построенная на резком, порывистом жесте, родилась сама собой. Актриса чувствует на сцене радость от полного слияния с этим неоднозначным образом, творческое наслаждение от работы над ним.
Нелегко и другу академика – адвокату Лебеллюку (заслуженный артист РСО–А Астик Арсагов). Он должен убедить «высокий суд», что Сен-Пе, которого обвиняют в супружеской измене – жертва оговора, что ребенок, отцом которого его считают, рожден от третьего лица. А это ох как непросто… Астик Арсагов непрерывно общается по ходу спектакля со зрителями. Разноплановый талант этого актера словно создан для такого сотрудничества с залом. А мастерство его перевоплощения очевидно: каждая реплика персонажа звучит четко, «цепляет», и так же рельефен пластический и интонационный рисунок этой роли. И в то же время, поиски внешних деталей и нюансов, работающих «на образ», для актера не превращаются в самоцель.
Молодая, но подающая надежды актриса театра А. Нигколова создала в спектакле образ кокетливой и привлекательной горничной. Она убедительна в своей игре, раскрашивает образ акварельными красками, отчего получился он легким и воздушным. Служанка Флипотт – Л. Дагуева и президентша – М. Кесаева тоже создали образы своих героинь достоверно и достигли уровня, требуемого режиссером.
В массовых сценах заняты остальные актеры театра, и каждый из них внес в спектакль свою лепту. Таким образом, в нем был создан великолепный творческий ансамбль. А сам спектакль, как по своему режиссерскому замыслу, так и по актерскому воплощению этого замысла, получился интересным и увлекательным. И в то же время, несмотря на царящую на сцене лихую фантасмагорию, он пытливо ищет ответ на извечные вопросы: что есть свобода, что есть власть и что есть любовь?..
Автор статьи: В. Пиноа, заведующий литературной частью Дигорского госдрамтеатра. Автор фото: Р. Лагкуев |