поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Как на «Тереке» рождалась осетинская гармонь
Автор: 00mN1ck / 26 сентября 2016 / Категория: Газета СО
Как на «Тереке» рождалась осетинская гармонь


35 лет назад история Орджоникидзевской фабрики музыкальных инструментов «Терек» обогатилась знаменательным для всей Осетии событием – началом выпуска национальных музыкальных инструментов. Волшебное звучание гармоники, жизнь которой была дана на земле предков, начала услаждать слух ценителей культуры самых разных национальностей, населявших нынешний Владикавказ. Сразу же те чарующие звуки распространились на все районы Севера и Юга Осетии, поспособствовав тем самым появлению новых талантов в музыкальных школах, да и просто самородков, коих обучала сама атмосфера национальных праздников…

А начиналось все с того, что 2 февраля 1979 года только назначенного директора фабрики Григория Бадтиева пригласили на совещание к заместителю председателя совета министров республики Солтану Ужегову. Здесь рассматривался вопрос освоения выпуска национальных музыкальных инструментов на базе местной фабрики в связи с тем, что длительная переписка с руководством Росмузпрома Министерства местной промышленности РСФСР по вопросу их изготовления на предприятиях этой системы не дала положительных результатов. «Я дал согласие с условием, чтобы работники Министерства культуры нашей республики выделили куратора-гармониста для оказания помощи на месте. Принимая меры по освоению и выпуску национальных гармоник, мы не только выделили помещения, но и пригласили мастеров, которые занимались ремонтом музыкальных инструментов в училище искусств – Сергея Базарова и Александра Кумова. Кроме того, сразу же началась переписка с тем же Росмузпромом по поводу оказания нам помощи. В обращении на имя начальника А. П. Колупаева было, в частности, подчеркнуто: «Необходимость в инструментах достаточно велика. Только национальных гармоник необходимо: для культурно-просветительных учреждений и учебных заведений более 5000, для населения более 10–15 тысяч. Большую потребность в национальных гармониках испытывают все республики Северного Кавказа. Что касается национальных струнных (щипковых) инструментов, то люди забыли даже, как они выглядят. Возрождение этих инструментов, их производство, создание фольклорных ансамблей способствовало бы в значительной степени развитию осетинской культуры… Учитывая важность и необходимость производства национальных инструментов, просим обязать Орджоникидзевскую фабрику музыкальных инструментов производить указанную продукцию и внести ее в план фабрики, а также обязать Ленинградскую фабрику музыкальных инструментов обеспечивать нас необходимыми узлами и деталями».

Инициатором изготовления национальных музыкальных инструментов на местной фабрике, подписавшим это письмо, был Солтан Елзарикоевич Ужегов, ранее являвшийся министром культуры и потому как нельзя лучше знавший обо всех трудностях приобретения национальных музыкальных инструментов для народов Северного Кавказа. В итоге возрождение этих гармошек, их производство, создание фольклорных ансамблей способствовали развитию культуры народов Северного Кавказа», – вспоминает о тех временах Григорий Бадтиев, ныне являющийся заместителем председателя МОДа «Высший совет осетин».

Уже через два месяца после заседания руководство Росмузпрома обязало предприятие выпустить первую партию национальных гармошек в третьем квартале, что означало немедленное стремление к действию, и мастер Е. Базаров был командирован в Ленинград для более глубокого освоения язычковых инструментов.

Первые образцы осетинских гармоней были изготовлены в январе 1980 года и представлены экспертной комиссии. Но спрос на инструменты у населения был столь большим, что ликвидировать дефицит исключительно силами фабрики не представлялось возможным. И тогда руководство вынесло решение – расширить соответствующий участок, набрать и обучить мастеров, естественно, с материальным обеспечением.

«Теперь это звучит анекдотично, но свои секреты изготовления национальных гармошек мастера С. Базаров и А. Кумов раскрывать не хотели, – продолжает вспоминать Г. Бадтиев. – И тогда я предложил трудоустроить для обучения мастерству их же родственников. Пригласил еще Урусхана Кудзаева, мастера с золотыми руками, и отправил его в Армавир, на курсы по изготовлению русских гармошек. Так на участке появились семейные династии: двое Кумовых, пятеро Кудзаевых и трое Тедеевых, а всего мы обучили более 15 человек. Одновременно я направил четырех человек в Ленинградскую лесотехническую академию».

О том, какое пристальное внимание уделялось данной инициативе со стороны руководства республики, свидетельствует, в частности, рабочее собрание при заместителе председателя Совета Министров СО АССР С. Е. Ужегове по обсуждению нового образца осетинской гармоники, изготовленного на фабрике музыкальных инструментов в начале 1980 года. Наряду с одобрением предложенных образцов и поручениями по поводу принятия конкретных дополнительных мер к их совершенствованию, решено было в помощь фабрике объявить конкурс по оформлению осетинской гармоники, выяснить нуждаемость в инструменте и подготовить обоснованные заявки на него, а также одобрить название гармоники «Ир» с национальной эмблемой и цветовым оформлением.

Продукцию начала реализовывать сама фабрика, по индивидуальным заказам, согласно очередности. Изготовленные с ноября 1979 года 26 гармоней достались, в частности, работникам самой фабрики, ансамблям «Кафт» и «Арт», Дому культуры с. Хурикау, Обществу глухонемых, Комбинату бытовых услуг и средней школе № 7 г. Владикавказа. Как видно по охвату, недостатка в желающих получить продукцию знаменитой уже фабрики не было. А особое внимание министр культуры Георгий Черчесов обращал на то, что отсутствие этого инструмента в коллективах художественной самодеятельности отрицательно сказывается на их работе, и призывал к «наращиванию мощностей» фабрики.

«Часто вспоминаю, как жилось инженерно-техническим работникам в те времена, когда мы были гражданами одной большой советской страны. В интересах сохранения национальных музыкальных инструментов народов Северного Кавказа открывали филиалы, использовали надомный труд, обеспечивая мастеров материалами и комплектующими, ездили по селам Дагестана, Кабардино-Балкарии и Осетии, выявляли и помогали собирать старинные инструменты. А их только в одном Дагестане было более 20. Таким образом, были восстановлены щипковые, язычковые и струнные инструменты.

Кроме этого, Дом народного творчества Министерства культуры СО АССР проводил конкурсы на показ лучших старинных инструментов. Приглашались мастера, сказители и гармонисты, чтобы они давали заключения по звучности, строю и качеству представленных музыкальных инструментов. При положительном исходе они запускались в производство. Экспертами на нашей фабрике были такие известные гармонисты, как Сима Ревазова, Ирина Мистулова, Булат Газданов и Соня Дзестелова», – подытоживает наш собеседник.

После рождения на «Тереке» осетинской гармони последовало рассмотрение образца «Хъисын фандыра», изготовленного мастером Г. Джериевым, с поручением художнику Х. Сабанову создать эскиз, который фабрика могла бы использовать «в целях изготовления профессионально выдержанного образца «хъисын фандыра». Кроме того, вышло постановление Министерства местной промышленности Российской Федерации, посвященное состоянию и мерам улучшения работы культурно-просветительных учреждений, в рамках которой фабрику «Терек» предлагалось специализировать по выпуску акустических гитар, после чего изначальное производство пианино пришлось оставить в отделочно-сборочном варианте (инструменты собирались из заготовок, поставляемых Ростовской фабрикой). Но это уже совсем другая история…

Автор статьи: Тамерлан Техов
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru