«Тиражи литературных журналов катастрофически упали во времена наших затянувшихся перемен. Общество озаботилось новыми ценностями, зачастую не имеющими ничего общего с нравственностью, и литература, ее носительница, была бесцеремонно отодвинута в сторону... «Дарьял» же начал издаваться тогда, когда привычные для России космические тиражи ушли в область преданий. За десять лет существования тираж журнала практически не менялся, оставаясь оптимальным для реалий времени и места издания. В 90-е годы наша страна занимала (по данным ЮНЕСКО) 67-е место по индексу человеческого развития. То есть буквально рухнула с вершины пирамиды едва ли не к самому ее подножию. Сегодня наш индекс еще ниже... Так что издавать журналы надо. Даже для 10 человек, если они – последние из читающих людей», – такими словами дал в свое время отповедь писатель, редактор, сценарист и переводчик Руслан Тотров горе-специалистам, утверждавшим, что «толстые» журналы изжили себя.
В этом году журнал «Дарьял» справляет 25-летие, и востребован он далеко не несколькими десятками человек, тем более если иметь в виду аудиторию в Сети. А небольшой сплоченный коллектив продолжает традиции, заложенные главным редактором, которому в эти дни исполнилось бы 80 лет. До двойного юбилея творческий деятель с пронзительным талантом не дожил, но правдивость его слов, в которых заключен и крик души, очевидна. Общество не может существовать без новых «читающих поколений», а взращивают их как раз такие личности, как Руслан Тотров.
Начав первые шаги в большой жизни с рабочих специальностей, он в 1968 году окончил Литературный институт, был принят в Союз писателей СССР. Организаторский талант Руслана был очевиден, и в 1987 году коллеги по перу избрали его заместителем председателя правления Союза писателей Северной Осетии. А через несколько лет судьба тесно связала его уже с любимым детищем – вновь организованным журналом «Дарьял», стать автором которого ныне считают за честь многие известные писатели страны.
В истории издания, твердыми шагами шедшего к своему будущему, много ярких моментов. Чего стоит только тот факт, что кроме четырех плановых издавался и пятый номер, посвященный творчеству молодых литераторов, ученых, художников и журналистов. Кузницу талантов до сих пор с благодарностью вспоминает тогдашняя студенческая молодежь. Стать профессиональным писателем довелось не всем, но опыт общения и тепло человеческого сердца, полученные в стенах «Дарьяла», одарили осознанием того, что нравственные ценности родного народа надо знать, ценить и пропагандировать. Этим занимался и сам Руслан Тотров, заняв достойное место в истории творцов осетинской русскоязычной литературы. Книги «Духовая музыка», «Любимые дети», «Дикая груша», «Царь с шестью хвостами» и многие другие сразу же обрели благодарного читателя, а фильмы по его сценариям «Оглянись, найдешь друзей», «Семейная драма», «Мужское самолюбие» будут любимы зрителями еще многие годы.
«Проза Р. Тотрова ассоциативна и многопланова, лирична и психологична, поэтична и романтична. Но главное ее качество – она интересна», – отзывался в свое время народный поэт Осетии Камал Ходов, примерно так же писал прозаик Михаил Булкаты. Талантов в поколении творцов 60–80-х годов ХХ века было немало, но далеко не все они могли создать образы, правдиво перенесенные из молодежной аудитории. Такие, как в романе «Любимые дети», являвшемся по тематике производственным, но не имевшем отношение к освещению, прямо скажем, скучных проблем данного рода произведений. «Я словно в противоатомное убежище юркаю, ныряю в теплое, уютное прошлое», – говорит главный герой произведения Алан. Тем самым тонко и точно передана мысль о том, что светлые воспоминания зачастую бывают главным богатством человека, стимулирующим его к добрым свершениям.
В том же произведении олицетворением родного дома, крепкой и дружной семьи является дикая груша. Дерево вроде бы погибло, но сохранилась одна веточка, на которой распустились цветы. Этот символичный факт сигнализирует будущим поколениям читателей, что возвращение к истокам неизбежно. Для этого всего-то и надо, что любить родной край и хорошо знать его историю, традиции и обычаи предков, продлевая тем самым их жизнь. Вот только бы не утерять дорогу к ним в повседневной суете…
«Вас всегда забавляло соперничество ваших подопечных, вы любили закрутить интригу, наблюдать за реакцией, вдохновлять нас на общение через творчество. Мне вообще кажется, что вы всегда знали, кто кому и что посвящает. Вы читали это между строк и в строках ловили, как приемник, направления волн, различали обиды и личные счеты друг к другу без особого труда в наших гневных, нежных, неказистых или, если получится, изысканных образах. Вы давали молодым свободу быть собой, на это никто не способен из литературных аксакалов, это была реальность, созданная лишь вами и вокруг вас, в вашей редакции», – пишет в своем посвящении «литературному отцу» Милена Тедеева. «В 1995 году показала свои стихотворные опыты Руслану Тотрову и Георгию Тедееву. В редакцию меня «притащила» подруга Ольга Алленова, к тому времени успевшая опубликоваться в журнале «Дарьял». «Приговор» двух известных писателей был категоричен: «Печатаем!» И это вдохнуло в меня невероятные силы. А пятый, молодежный, номер журнала был потрясающим проектом, характеризовавшимся отеческим отношением к молодым талантам. Да и в целом вклад в литературный процесс был более чем весомым, ведь редакция инициировала перевод произведений Алеша Гучмазты на русский язык, открывала североосетинскому читателю Гайто Газданова, Ростислава Валаева и многих других авторов», – добавляет Елена Коваленко. Краткий, но емкий портрет сполна убеждает в том, что последователи знают и ценят усилия мастера, служившего литературе.
В последнее десятилетие жизни Р. Тотров работал самозабвенно, торопясь публиковать позабытые имена и открывая новые. Родившийся республиканский конкурс детского литературного творчества в течение шести лет радовал его ожиданием интересных творческих работ. Времени оставалось все меньше, но он не жалел его для встреч со школьниками и приходил в восторг, обнаруживая будущие яркие таланты, достойно неся тем самым свою духовную нагрузку и способствуя жизнестойкости и популярности «Дарьяла»…
Автор статьи: Тамерлан Техов |