поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Талант, отданный родному народу
Автор: 00mN1ck / 19 октября 2016 / Категория: Газета СО
Талант, отданный родному народу


В эти дни исполнилось 145 лет со дня рождения автора бессмертной поэмы «Æфхы æрдты Хæсанæ» Александра Кубалова. Судьба оказалась жестока к творцу, во многом оставшемуся в истории осетинской литературы автором одного произведения. Удивительно бескорыстный, чистой души человек весь свой яркий талант отдал родному народу и сделал бы для него неизмеримо много, если бы не сгорел в огне репрессий. «Юрист, писатель, благородной души и возвышенных помыслов, романтический мечтатель, оптимист, доброжелательный человек, в трудную пору для нашей семьи заменивший нам любимого отца», – так характеризует в своих воспоминаниях родного дядю Фатима Гудиева-Кубалова.

После того как у Александра умерла жена, он перевез к себе во Владикавказ из Старого Батако большую семью своей сестры. Вот картинка первой встречи детей с привечавшим их родственником, навсегда врезавшаяся в память: «Дядя с нами почему-то не ужинал. Он все время стоял, возвышаясь над нами, наблюдал за каждым нашим движением и действием во время еды, как пользуемся приборами. Проходя почти неслышными шагами за спинами, ласково и нежно гладил по очереди наши головки красивыми руками. А когда мы поужинали, стал расспрашивать нас о дороге, не утомились ли, как жили в селе Старый Батако. Причем при разговоре он обращался к каждому по отдельности, как это принято в компании взрослых. Мы рассказывали охотно, отвечали на вопросы дяди как можно более обстоятельно, исчерпывающе, конечно, в пределах «жизненного опыта», возрастных возможностей.

Дядя большую часть своего свободного времени проводил с нами, в детской комнате. Скрупулезно проверял тетради, расспрашивал о школьных делах, успехах и неудачах. Случалось, что делал серьезные внушения, но избегал наказаний: всеми продуманными заранее методами прививал трудолюбие, уважение к работающим людям. Органически терпеть не мог, не переносил безделья, сибаритства, тунеядства».

Главным сокровищем А. Кубалова была его большая библиотека, которой, как зафиксировано в указанных воспоминаниях, пользовались молодые писатели и поэты. Среди них – Георгий Цаголов, Хадзбатр Ардасенов, Георгий Кайтуков… Александр Захарович, как мало кто другой, чувствовал, как важно вырастить молодое поколение творческих деятелей, и всегда открывал им двери своего дома. Настежь было отворено и его большое сердце, чем и не преминули воспользоваться те, кто в неспокойные времена уничтожал злым наветом интеллигенцию.

«С 1 сентября 1937 года у дяди начинался отдых в санатории «Армхи», – пишет далее благодарная племянница. – Путевка была дана Союзом писателей. Радовался дядя. Гордился заботой о людях. Возлагал большие надежды на новую работу после отдыха, строил грандиозные планы. Но, увы, им не суждено было осуществиться: 30 августа 1937 года, то есть за день до начала отдыха, его арестовали». Не чувствуя за собой никакой вины, он отшучивался: «Это какое-то недоразумение… явная ошибка. Да к тому же зачем мы, старики, им нужны?» «Старику» шел 66-й год, а собирался он в последний путь…

Да, впоследствии был реабилитирован, восстановлен во всех правах. Но после того как палачи сделали свое черное дело, легче от этого никому не стало...

Современнику досталось в дар небольшое по объему, но глубокое и содержательное творческое наследие, включающее в себя стихотворения, драмы, рассказы и публицистику. Большой труд по нартскому эпосу в 500 машинописных страниц был послан автором в Ленинград, но затерялся там. Первоисточник же был изъят при аресте и тоже пропал. Такой вот печальный сказ о светлом и благородном человеке.

О творчестве Александра Кубалова писали Борис Алборов, Георгий Дзаттиаты, Нафи Джусойты, многие другие наши ученые. Но познание продолжается, а лучшим способом воздания должного имени поэта являются чтение произведений и осмысление образа автора в культуре и искусстве. Так, как это сделал главный художник Осетинского театра, график и поэт Аслан Кубалов. Он создал портрет, публикуемый сегодня на страницах нашей газеты, а также написал стихотворение «Записная книжка Александра Кубалова», в котором есть такие символичные строки:

Надышусь минутой,
Не убитой смутой
Жития сегодняшних святых,
Нарисую это
В записной поэта
На страницах временно пустых.


На этих страницах благодарный потомок должен писать яркими красками о жизни, которую так любил Поэт…

Автор статьи: Тамерлан Техов
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru