поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Ноты щедрой души Вероники Дударовой
Автор: 00mN1ck / 9 декабря 2016 / Категория: Газета СО
Ноты щедрой души Вероники Дударовой


Ноты щедрой души Вероники Дударовой


Ноты щедрой души Вероники Дударовой


Пятьдесят девятый и шестидесятый годы прошлого столетия в жизни Осетии занимали особое место. Они проходили под счастливой звездой подготовки и проведения Декады национального искусства и литературы в Москве. Труженики сцены, писатели, композиторы, художники, скульпторы, участники художественной самодеятельности получили прекрасный шанс, как говорится, «показать товар лицом». Трудно передать словами, с каким горением и огоньком отдавали артисты, мастера пера и кисти жар сердец своему любимому ремеслу.

Общее настроение людей в республике было приподнятое, радостное, созидательное. На промышленных предприятиях, даже в отдаленных селах трудовые коллективы посвящали празднику национальной культуры свои рекорды. Не стояли в стороне и журналисты. В редакциях республиканских газет и радио были созданы специальные группы для освещения деятельности творческих работников. Повезло и мне. Главный редактор газеты «Рёстдзинад» В. Кануков и редколлегия включили меня вместе с заведующим отделом культуры П. Урумовым, литературным сотрудником В. Царукаевым в рабочую группу для показа творческой жизни Осетии, которая ни до, ни после не была столь насыщенной.

Готовились к празднику не только местные мастера. В Орджоникидзе в течение долгого времени находился «десант» видных деятелей советского искусства и литературы. Они располагались в гостиницах «Интурист» (ныне «Империал») и «Кавказ». Гости с удовольствием общались с нами, журналистами, как в гостиничных номерах, так и в стенах театров, филармонии, мастерских художников, Союза писателей. С редакционными работниками, в том числе и с автором этих строк, несколько раз встречалась тогда известный дирижер Вероника Дударова.

Одна из запомнившихся мне встреч с Вероникой Борисовной состоялась в кабинете первого секретаря обкома КПСС Владимира Михайловича Агкацева. Это было весенним вечером 1960 года. Руководитель республики принимал приехавших из Москвы, Ленинграда, Тбилиси и других культурных центров страны кураторов. Секретарь обкома по идеологической работе Билар Емазаевич Кабалоев пригласил на эту встречу нескольких журналистов республиканских газет и радио. Редакцию «Рёстдзинада» представляли главный редактор Владимир Николаевич Кануков и я. Надо отметить, что Кабалоев как секретарь, курировавший агитационно-пропагандистскую работу в республике, в том числе печать и радио, всегда на ответственные мероприятия приглашал журналистов. Этим мы очень дорожили.

Агкацев тепло поприветствовал гостей, затем попросил их поделиться первыми впечатлениями от увиденного, высказать предложения и пожелания. Собравшиеся внимательно выслушали художественного руководителя декады, известного советского композитора, народного артиста РСФСР, лауреата Ленинской и Сталинской премий Вано Мурадели. Большой интерес вызвало краткое, но емкое выступление Дударовой, хорошо знавшей всех осетинских композиторов. Тепло отозвалась о Гуржибекове, Плиеве, Карницкой, Колесникове, Хаханове, Габараеве, Татархане и Аслане Кокойти, Поляниченко, Кулиеве. Не обошла вниманием коллективы республиканского музыкально-драматического театра, филармонии, ансамбля танца и песни – сегодняшнего «Алана».

После кабинетной встречи первый секретарь пригласил гостей на ужин на загородную дачу обкома партии. Мы с Кануковым собрались идти в редакцию, но Кабалоев не отпустил нас. Это был замечательный вечер. Несмотря на то что мы, младшие, сидели за отдельным столом, слышали все тосты и разговоры старших. Тамада Дзамбулат Тимофеевич Баскаев, председатель Совмина СОАССР, один тост посвятил специально Веронике Дударовой. Все мужчины слушали его стоя. Когда слово дошло до Билара Кабалоева, он чуть отступил от стола и начал:
– Я не знаю, куда смотрят наши художники, когда ищут образ настоящей кавказской женщины, а точнее, осетинки. Вот она, эта обаятельная, умная, богатая душой – наша Вероника! Был бы я художником, ее портрет стал бы моей визитной картой… Борисовна в одном лице и нартская, и аланская, и современная осетинка.

« Дударова – ищущий художник, она не успокаивается на достигнутом, все время идет вперед. Она – дирижер огромного темперамента, необыкновенной внутренней культуры и большой интуиции. Все прослушанные концерты под ее управлением доставили огромное удовлетворение, и мне приятно, что так думаю не только я, но и все московские музыканты.
(Арам Хачатурян)


Вано Мурадели сказал коротко:

– Мои любимые осетины, вы счастливый народ. Не всякая нация имеет такой самородок, как Вероника Борисовна.

Все мужчины, будто соревнуясь друг с другом, засыпали Веронику Борисовну комплиментами. Но всех «затмил» поэт, председатель Союза писателей республики Георгий Кайтуков, с пафосом прочитавший экспромтом сочиненный стих о ма эстро.
Она, конечно, была на седьмом небе. Лаконично поблагодарила участников застолья за то тепло, которое получила от произнесенных в ее честь слов.

– Это настоящая осетинская симфония, посвященная женщине, – сказала она. – Ну что ж, мне понятен ваш наказ.

С Дударовой мы познакомились примерно за два месяца до этого вечера, но услышанное тогда обогатило мое представление о ней. Потом и я, и другие сотрудники нашей редакции чаще стали встречаться с именитым дирижером до ее отъезда в Москву на праздник осетинской культуры. А мне лично посчастливилось продолжить наше общение еще и в Москве.

Часто вспоминаю радостные события конца августа – начала сентября 1960 года. Именно тогда проходила Декада осетинского искусства и литературы в столице Советского Союза. Из осетинских журналистов для освещения ее хода в Москве аккредитацию получили от редакции газеты «Рёстдзинад» Петр Урумов, Федор Мамонтов и я, «Социалистической Осетии» – Хаджи-Мурат Гокоев, «Молодого коммуниста» – Магомет Гуриев и Александр Бернацкий, Северо-Осетинского радио – Юрий Боциев. Пресс-центр декады возглавлял известный писатель и журналист Ахсарбек Агузаров. Первый день декады (26 августа) принес «рёстдзинадовцам» особо приятные ощущения: на первой странице газеты «Правда» было опубликовано стихотворение нашего коллеги, молодого поэта Музафера Дзасохова.

Работали мы дружно и оперативно, помогали друг другу, делились наиболее актуальной информацией. Но вместе с тем каждый из нас старался находить своих авторов, собеседников, писать о наиболее ярких событиях по-своему, оригинально. На страницах республиканских газет ежедневно печатались и звучали в эфире материалы о выступлениях деятелей искусства и литературы, коллективов художественной самодеятельности перед москвичами и гостями столицы.

Мы выполняли и отдельные заказы центральных газет – «Правды», «Известий», «Комсомольской правды», «Советской культуры», «Красной звезды»… Каждому из нас довелось интервьюировать многих видных деятелей литературы и искусства, известных людей страны и зарубежных гостей, которые восторженно отзывались о достижениях наших артистов, писателей, композиторов, художников, участников художественной самодеятельности.

В моем журналистском блокноте сохранились записи, сделанные в течение десяти дней, когда Москва рукоплескала участникам декады. С удовольствием использовал их в книге «Межнациональные отношения, интернациональное и патриотическое воспитание», выпущенной в престижном московском издательстве. Думается, в дни, когда широко отмечается вековой юбилей яркой звезды осетинской цивилизации, человека планетарного масштаба, одной из центральных фигур декады Вероники Дударовой, небезынтересно обратиться к названным записям.

Прежде всего хочется отметить, что люди высокого ранга, привыкшие к общению с журналистами центральной прессы, телевидения и радио, иностранными известными корреспондентами, с большим уважением относились к нашим просьбам.

Народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Сталинской премий Майя Михайловна Плисецкая с удовольствием согласилась на интервью. Что касается декады в целом, то она лестно отозвалась о ней. Ансамбль песни и танца Северной Осетии назвала симфонией ярчайших красок, красоты, изящества. «Изумляет мастерство артистов, – сказала она. – На мой взгляд, это один из лучших фольклорно-этнографических коллективов страны. Он производит, я не преувеличиваю, потрясающее впечатление. Все очень интересно, но особо хочется подчеркнуть оригинальное решение оформления костюмов. Осетины счастливы тем, что у них есть такое богатство, как ансамбль». М. Плисецкая, говоря об ансамбле танца и песни Северо-Осетинской АССР, почему-то особо остановилась на его «мужской части», отметив, что многие ребята смогли бы неплохо танцевать и в балете.

Выдающаяся балерина, отдавшая именно в период подготовки к декаде нашей землячке, приме Большого театра СССР Светлане Адырхаевой свои самые известные партии, сказала много добрых слов о Веронике Дударовой. Назвала ее одним из самых талантливых дирижеров Советского Союза, подчеркнув, что гордится дружбой с ней. Заметила, что не помнит такого периода ее творческой жизни, когда она остановилась бы в своем профессиональном росте. «Дударова, – сказала Майя Михайловна, – оригинальный, ищущий художник. Мне очень импонирует то, что она не останавливается на достигнутом. От концерта к концерту все шире раскрывается ее талант. Вероника Борисовна – дирижер огромного темперамента. Поражают ее необыкновенная внутренняя культура и неуемная художническая интуиция. К ее достоинствам я отношу и то, что она тесно сотрудничает с современными композиторами, чьи произведения «выносит» к слушателю. Все концерты под ее управлением доставляют огромное удовлетворение, и мне приятно, что так думаю не только я, но и все, кому посчастливилось слушать любой оркестр под ее управлением».

Майя Михайловна беседу закончила не менее приятными для осетинского журналиста словами о Светлане Адырхаевой:

– Мы, артисты Большого театра, с волнением ждем ее дебюта, который состоится 11 сентября в нашем театре. Адырхаева будет танцевать Одетту-Одиллию в бессмертном балете Чайковского «Лебединое озеро». От души желаю ей счастливого дебюта. Эта роль не каждой балерине под силу. Лично у меня нет абсолютно никаких сомнений в том, что Светлана успешно справится с ней.

Известный индийский писатель Мульк Радж Ананд, прежде чем ответить на вопросы корреспондента, поинтересовался здоровьем и делами, как он выразился, своего близкого друга, крупного осетинского ученого, доктора филологических наук, профессора Тамерлана Александровича Гуриева. А декаду осетинских мастеров назвал большим, неповторимым праздником. «В прославленном Кремлевском театре я слушал оперу «Коста», – сказал он. – В этом символическом, я бы сказал, народном произведении мне понравилось буквально все! Я был очень удивлен и одновременно обрадован, когда узнал, что опера написана сравнительно молодым композитором. Он виртуозно владеет мелодикой и ее развитием. Прекрасно звучат хоры».

Ананд отметил, что ему доводилось бывать в разных странах и видеть большое количество спектаклей, слушать много опер, встречаться с дирижерами, артистами, художниками. Особенно тепло прозвучали слова:

– Оперой «Коста» дирижирует замечательный и очень вдохновенный художник Вероника Дударова. Она магически действует на превосходный оркестр.

Спустя немного времени Т. Гуриев был в научной командировке в Индии. Он мне рассказывал, что неоднократно встречался с именитым писателем Анандом, который ему показал свою статью в одной из индийских ведущих газет о Декаде осетинского искусства и литературы в Москве. Примечательно, что в ней Вероника Дударова названа человеком с нотами щедрой души.

Помню встречу с народным артистом СССР, лауреатом Ленинской и Сталинской премий, профессором Арамом Ильичем Хачатуряном.

«Значит, вы журналист из Северной Осетии! Из редакции национальной газеты? Я с удовольствием дам интервью.

Люблю Северную Осетию, люблю Орджоникидзе! Люблю вашу солнечную страну, ее великолепную природу, горы, небо, фрукты, цветы! Больше всех, безусловно, люблю народ Осетии. Шлю сердечные симпатии всем музыкантам Северной Осетии, которые сделали неимоверно много для родной культуры и тем самым внесли огромную лепту в общечеловеческую культуру.

Какое обилие жанров! Еще лет двадцать назад осетинская профессиональная музыка была представлена главным образом небольшим количеством вокальных произведений. Сейчас же, можно сказать, нет ни одного жанра, в котором бы осетинские композиторы не создали яркие, талантливые произведения... Мне хочется подчеркнуть их неоценимый вклад в бурное развитие симфонической музыки. Уже давно пора начать большой, обстоятельный разговор об осетинском симфонизме в связи с появлением выдающихся произведений этого жанра, созданных композиторами Северной Осетии.

Разговор о путях развития осетинской музыки очень большой, и в коротком интервью трудно сказать все.

Сегодня мне хочется сказать несколько слов о двух выдающихся музыкантах – композиторе Христофоре Плиеве и дирижере Веронике Дударовой. Я наблюдаю за Вероникой Борисовной около десяти лет. Я не могу вспомнить такой период ее творческой жизни, когда она остановилась бы в своем профессиональном росте. Дударова – ищущий художник, она не успокаивается на достигнутом, все время идет вперед. Она – дирижер огромного темперамента, необыкновенной внутренней культуры и большой интуиции. Все прослушанные концерты под ее управлением доставили огромное удовлетворение, и мне приятно, что так думаю не только я, но и все московские музыканты. Я искренне желаю Веронике Дударовой новых и больших успехов в ее творчестве».

В Кремлевском театре на вечере оперы и балета я встретился с гостями из Японии, известным политическим деятелем, одним из лидеров Социалистической партии своей страны М. Судзуки, его сыном, профессором Т. Судзуки и видными ее деятелями С. Окада и Х. Ходзуми. М. Судзуки подозвал своего переводчика и, почти постоянно заглядывая в свои наскоро сделанные записи, начал: «Сегодня впервые в жизни я увидел фрагменты национальной осетинской оперы. Если у народа есть национальная опера, то считайте, что он достиг больших высот в своем интеллектуальном развитии. С огромным удовольствием отныне это могу говорить об осетинском народе, так как он имеет уже свою оперу. Великолепна и очень колоритна музыка талантливого Христофора Плиева. Оригинальна режиссура Иоакима Шароева.

Либретто написано талантливым художником Максимом Цагараевым. И мы также впервые встречаемся с дирижером-женщиной Вероникой Дударовой, она мастерски владеет оркестром. Особенно приятно, что Дударова сама является представителем осетинского народа, что еще раз говорит о таланте этого народа.

В целом же опера «Коста» поставлена интересно, продуманно, с подлинно творческой фантазией.

« Я не знаю, куда смотрят наши художники, когда ищут образ настоящей кавказской женщины, а точнее, осетинки. Вот она, эта обаятельная, умная, богатая душой – наша Вероника! Был бы я художником, ее портрет стал бы моей визитной картой… Борисовна в одном лице и нартская, и аланская, и современная осетинка.
(Билар Кабалоев)


Великолепны танцы, балерины и танцовщики превосходны и обаятельны. На сцене они находятся какие-то минуты, а мы, зрители, их запомним надолго».

Американский журналист Ральф Паркер также восхищенно говорил об увиденном: «Я познакомился с искусством осетинского народа. Для меня это великий и, поверьте, радостный праздник! Я уже написал о вашей декаде в журнал, который издает в США Коммунистическая партия, и буду непременно писать еще. Большое впечатление на меня произвели симфонический оркестр, Тхапсаев и мудрая режиссура «Короля Лира», «Старика» и «Чермена». А Вероника Дударова! Что могу сказать о ней? По моему мнению, Вероника – одна из наиболее выдающихся дирижеров мира.

Что касается музыки осетинских композиторов, то мне больше всего понравились песни композитора Гуржибекова. Вы знаете, они такие же задушевные, как очень популярная советская песня «Подмосковные вечера». Гуржибеков, на мой взгляд, настоящий мастер лирической музыки».

О талантливом дирижере в самых радужных тонах говорили в своих интервью народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, профессор Московской консерватории Д. Ойстрах, главный художник Государственного академического Большого театра Союза ССР, народный художник РСФСР, лауреат Сталинской премии А. Рындин. Снова велик соблазн привести еще одно высказывание дословно. Народная артистка РСФСР, лауреат Сталинской премии Викторина Кригер: «Опера «Коста» Плиева производит неизгладимое впечатление. Плиев, несомненно – необыкновенный художник, один из выдающихся композиторов современности, его музыка потрясает и волнует. Большое впечатление производит оформление. Особенно хороши и лаконичны костюмы.

Мне приходилось работать со многими дирижерами мира, и, если бы не мои годы, я с огромным наслаждением выступила бы в спектакле, которым так вдохновенно дирижирует замечательная артистка Вероника Дударова, тонко чувствующая и понимающая структуру оперы».
Я видел, с каким почтением разговаривали с Вероникой Борисовной известные советские писатели Николай Тихонов, Сергей Михалков, Константин Симонов, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии, профессор Сергей Герасимов, народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии Тихон Хренников, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, турецкий писатель, поэт, драматург и публицист, лауреат международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» Назым Хикмет и многие другие.

…По завершении декады в осетинском пресс-центре собрались журналисты из многих газет и журналов Москвы, телевидения и радио. Среди них был и председатель Комитета по радиовещанию и телевидению СССР С. В. Кафтанов, который всегда с любовью относился к Северной Осетии. Этим духом пронизаны и его слова, сказанные в интервью: «Спектакли музыкально-драматического и русского театров, великолепное искусство мастеров цирка Кантемировых и Тугановых, вдохновенный заключительный концерт братского осетинского народа произвели на меня неповторимое впечатление. Хочется отметить, что за последние годы искусство Осетии неизмеримо выросло. От всей души желаю здоровья, счастья и новых больших творческих дерзаний участникам декады и всему осетинскому народу».

Вел пресс-конференцию А. Т. Агузаров. На интересовавшие корреспондентов вопросы отвечали секретарь обкома партии Б. Кабалоев, деятели литературы и искусства СОАССР: артисты осетинского и русского театров В. Тхапсаев, Ю. Мерденов, К. Сланов, Л. Шапошникова, Л. Кондырев, режиссеры Е. Маркова и М. Цаликов, композиторы Х. Плиев и З. Гуржибеков, писатели Г. Кайтуков, М. Цагараев, А. Токаев, дирижеры В. Дударова и П. Ядых. Каждый из выступивших на пресс-конференции искренне благодарил москвичей и гостей столицы за теплый прием, своих столичных коллег – за оказанную неоценимую помощь в подготовке и проведении декады. Так сделала и Вероника Борисовна. Она нашла добрые слова для каждого из тех, кто внес наиболее весомый вклад в это дело. Это и постановщик заключительного концерта И. Шароев, главные хормейстер А. Хазанов, балетмейстер С. Корень, художник Писарев, и, конечно же, художественный руководитель декады, народный артист РСФСР В. Мурадели. А закончила так:

– Осетия – счастливый край. Она богата не только рудой, центнерами кукурузы и пшеницы, передовиками в цехах, шахтах, на полях и фермах. Кто хоть один раз послушает песню садонских шахтеров известного композитора Заурбека Гуржибекова, поймет все это. Мысленно представит наш богатырский народ. Осетия исключительно богата талантливыми людьми, которым в течение десятидневки аплодировала столица. Мы оправдаем надежды нашего народа, влюбленного в литературу и искусство.

Автор статьи:
Ахурбек Магометов, доктор исторических наук, профессор,
член-корреспондент Российской академии образования,
президент СОГУ. имени К. Л. Хетагурова.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru