поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Научить куклу дышать...
Автор: 00mN1ck / 15 декабря 2016 / Категория: Газета СО
Научить куклу дышать...


…За плечами одного из мэтров и патриархов труппы ТЮЗа «Саби», народного артиста РСО–А Владимира Рамонова – уже 55 лет работы на сцене и не одна сотня ролей. А подсчитать досконально, в скольких спектаклях он сыграл на своем актерском веку, вообще, наверное, невозможно. «Виртуоз кукловождения», «самородок», «актер от бога, который щедро и вдохновенно дарит маленьким зрителям свое большое сердце», – так пишет о нем пресса. Кавалер медали «Во Славу Осетии», обладатель целого «вороха» дипломов и грамот, присужденных ему в разные годы на многочисленных российских и международных театральных фестивалях, на которые выезжал наш «Саби» – это тоже он. Его персонажи всегда излучают удивительное обаяние и свет доброты. В них веришь. За них искренне переживаешь и болеешь, пока идет спектакль, и начисто забываешь, что ты – давным-давно уже не ребенок. А сам он, человек такой же светлый, открытый, обаятельный и улыбчивый, сполна наделен двумя «краеугольными» качествами, без которых нет и не может быть актера, выходящего на сцену, чтобы играть для детей: огромной любовью к ним, к детям – и преданностью своей профессии…

Научить куклу дышать...


15 декабря Владимиру Рамонову исполнилось ровно 80. Во что поверить очень и очень трудно, настолько он по-юношески энергичен и до краев «заряжен» энтузиазмом творческого поиска и горячим, по-хорошему жадным интересом к жизни. А еще он, Владимир Капарович – по складу характера и духу своему истый, настоящий горец-осетин. Во всем. Что тоже, наверное, неудивительно: ему повезло родиться в Лисри, в высокогорном селении, которое заслуженно считается одной из жемчужин Мамисонского ущелья, где гармонично сплетаются в единый, неповторимый узор абрисы горных склонов и вершин, старинных фамильных башен и облаков – и где осетинские зодчие былых веков вдохновенно вписали свои архитектурные шедевры в космический по красоте природный ландшафт…

– Это для меня святое место до сих пор. Наша фамильная башня, которую почему-то иногда приписывают другой фамилии, Дарчиевым – самая высокая из всех в Лисри, а на ее стене и по сей день сохранилось вырезанное в камне изображение змеи, – с воодушевлением вспоминает Владимир Рамонов. – С ним связана такая легенда. Однажды в горячую пору сенокоса мать оставила грудного ребенка в люльке на какое-то время одного на горном склоне. В разгар работы услышала, как он заплакал – и как потом плач неожиданно прекратился. Поспешила к малышу – и застыла на месте от изумления: оказалось, что к люльке подползла змея, но не укусила ребенка, а сунула ему в рот свой хвост, чтобы он начал его сосать, перестал плакать и успокоился… Мой предок, как рассказывали старшие, отдал резчику по камню, увековечившему для потомков это чудо, четырех бычков. А как вспомню, какой хлеб пекла там моя бабушка – без дрожжей, на воде из минерального источника…

Научить куклу дышать...


– А как у мальчишки, выросшего в овеянном легендами и сказками горном селе за облаками, появилась мечта стать актером?

– В детстве мы с друзьями-ровесниками в основном все мечтали стать строителями. Из камешков и сухих веточек строили домики, мосты, игрушечные башни, соревновались, у кого башня получится выше… И кукол для игр тоже сами мастерили.

Мой старший брат Хестан так и пошел в строители, хотя был «звездой» школьной самодеятельности. Он и меня в ней участвовать тоже приохотил – так что тем, что я «заболел» театром, я обязан именно брату. Это было уже после переезда нашей семьи сначала в селение Коста-Хетагурово, а потом – в Суадаг.

В конце 1950-х годов мы перебрались в город. Тогда я и начал петь в хоре у Федора Суанова – в республиканской филармонии, которой в то время руководил Павел Ядых. Говорили, что у меня природная постановка голоса. А я тогда еще и не думал, что этот опыт мне потом пригодится и в театре тоже: во многих спектаклях мои герои пели. А чтобы спеть за сказочного персонажа и при этом прицельно «попасть» в его характер, иногда нужно быть еще и пародистом…

– И врожденное чувство юмора иметь!..

– Говорят, что оно у меня есть! (Улыбается.) Когда я вижу унылого, сникшего человека, мне всегда хочется его развеселить. И начинаешь что-нибудь этакое придумывать: то поздороваешься с человеком голосом какой-то известной персоны, то партнера по спектаклю сподвигнешь на импровизацию, построив свою реплику непривычно… Без импровизации, если говорить о нашей, актерской кухне, в современном кукольном театре нельзя! Это уже не театр, когда роль шпарят наизусть, «на автомате», а про то, что образ своего героя всегда надо «лепить» творчески, забывают…

– А как вы попали в «Саби»?

– В 1957 году по радио я услышал о том, что объявлен набор 5 актеров в труппу нашего кукольного театра. И решил в этом конкурсе принять участие. Помню, как будто это было вчера: в конкурсной комиссии сидят Владимир Тхапсаев, Серафима Икаева, Елена Туменова, другие наши корифеи… Мой туальский акцент они, конечно, не могли не заметить. Я это понял – и замер, окаменел, растерялся! И тут слышу, как меня буквально спасает Елена Туменова: «Это поправимо: всего несколько шипящих надо переделать». Тут я снова испугался: не понял слова «шипящие». Вот, думаю, опозорился!.. А слово уже берет Тхапсаев: «Если он исправит речь, из него получится хороший актер…»

Вместе со мной тогда в «Саби» приняли Зару Плиеву и Михаила Гаева, царствие ему небесное, замечательных мастеров сцены, которые стали гордостью нашего театра…

– Как вам кажется: что, все-таки, самое трудное в профессии актера-«кукольника»?

– Научить куклу… дышать! Да-да, именно дышать. Не надо думать, что это легко. У какого-то кукольного персонажа дыхание должно быть в соответствии с образом ровным и тихим, у другого – прерывистым, громким, у кого-то одышка, кто-то посапывает… А еще «дыхание» куклы – не просто звук, оно всегда сопровождается движением, жестом. Одна кукла, например, должна «дышать» животом, другая – грудью, а у третьего героя, скажем, ухо, когда он вздыхает, должно подрагивать…

Освоить все это было непросто. В театре наши старшие мне всегда помогали, и я очень благодарен им за их уроки.

– На мой взгляд, куклу в руках актера можно сравнить с музыкальным инструментом в руках музыканта…

– Я тоже не раз об этом думал. Ведь и у каждой куклы есть механизм со своими «регистрами». Есть своя неповторимая индивидуальность, свой темперамент… И чем больше мы, актеры, вкладываем сил и вдохновения в работу с куклой, тем щедрее от этой работы и отдача.

– А вы помните, когда эта отдача впервые подарила вам настоящую, большую творческую радость?

– Отлично помню. Когда в первый раз прочел в газете анонс к спектаклю, в котором был занят: «В роли такой-то – артист В. Рамонов». «Артист» – это слово для меня прозвучало тогда как живое воплощение сбывшейся мечты!

– Насколько я знаю, вас не раз пытались «переманить» на работу в театры других городов России, куда «Саби» выезжал на гастроли и фестивали…

– Впервые это в Горьком произошло, где я получил на театральном фестивале свой первый диплом первой степени. Мне тогда даже назвали адрес квартиры в центре города, обладателем ключей от которой я бы стал, если бы переехал на работу в Горький… Но я отказался. И отказывался от таких предложений потом еще не раз. Отвечал на них так: «Я люблю детей Осетии, а мы в ответе за тех, кого приручили…» Мудрость Антуана де Сент-Экзюпери, автора этих слов, бесконечна. У нас в «Саби» в свое время хороший спектакль получился по его «Маленькому принцу» в постановке режиссера Натальи Саламовой…

– А в каком амплуа вам работать интереснее: с куклой или в «живом» плане?

– Однозначно – с куклой! Хотя – и сложнее. Во время наших гастролей в Болгарии со спектаклями «Ищи и найдешь» Михаила Гаева и «Сказка о четырех близнецах» П. Панчева мне на пресс-конференции задали вопрос: «Сколько человек в них ведут одну куклу?» И очень удивились, услышав, что не трое, а один… А во многих кукольных спектаклях ведь приходится играть не одну, а несколько ролей.

– Какие роли из сыгранного у вас самые любимые?

– Все любимые. Абсолютно все! В каждый новый образ я влюбляюсь.

– Волнуетесь, когда ваши близкие сидят на премьере в зрительном зале?

– Конечно!

– А кто-нибудь из ваших младших собирается идти по вашим актерским стопам, продолжив «кукольную династию» Рамоновых?

– У меня два сына и три дочки, четыре внука и три внучки. Одна из внучек играет в школьной самодеятельности и очень любит это дело. Сейчас еще рано, конечно, загадывать, но если она выберет в будущем профессию актрисы – осознанно, понимая, что это не только блеск премьер и овации, но и огромный труд, я буду счастлив.

А еще я сейчас счастлив от того, что в нашем театре в этом году наконец-то «стартовал» большой серьезный ремонт. Благодаря Главе республики Вячеславу Битарову и нашему худруку Владиславу Колиеву – настоящему подвижнику, молодому, талантливому, энергичному и всей душой за судьбу театра болеющему. А хороших спектаклей у нас в репертуаре много. Театр – это действительно целый мир, и в этом волшебном мире у творческой фантазии и вдохновения нет предела! Нет и предела актерской любви к тем, ради кого мы выходим на сцену – к нашим маленьким и взрослым зрителям. Отдавать зрителю сердце – на этом наша профессия и стоит…

Автор статьи: Марина Васильева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru