Режиссер, сценарист, драматург и продюсер Ника Квижинадзе – фигура в сценических, телевизионных и кинематографических кругах Москвы известная. Немало лет он отдал журналистике: был собкором «Комсомолки» в Тбилиси, заместителем главного редактора медиахолдинга «Националь» в Москве, в годы перестройки руководил Кавказским бюро американской телекорпорации WTN. Работал на грузинском телевидении и на «Грузия-фильме», организовал в Тбилиси в свое время телевизионный молодежный экспериментальный театр-студию, где ставил Шекспира, Мольера, Пушкина и Чехова, был одним из создателей компании «НТВ-Кино»… А в последние годы пьесы Ники Квижинадзе в его же постановках с успехом идут на сценах целого ряда столичных и провинциальных театров России и ближнего зарубежья. В том числе, его пьеса «Белый танец для любимой актрисы». Ее премьерные показы уже состоялись в Тбилиси, Москве, Тамбове и Иванове. А в минувшие выходные, 14 и 15 января – и во Владикавказе, в Русском академическом театре им. Е. Вахтангова. И в оба вечера в его зале на этой премьере не просто был аншлаг: билеты на нее разлетелись без остатка еще загодя.
Пьесу эту ее автор написал к юбилею своей сестры – актрисы Тбилисского академического русского драмтеатра им. Грибоедова, заслуженной артистки Грузии Ираиды Квижинадзе. И сначала планировал положить в основу «Белого танца…» реальные факты из ее творческой биографии. Но в процессе работы над пьесой, как рассказывает сам драматург, его замысел разросся: «Мне пришлось проштудировать биографии многих звездных имен. Я нашел в них какие-то общие черты. Судьба актрисы, оказывается – судьба очень типичная…» И в итоге на свет родилась вещь, интригующе необычный жанр которой, если коротко, можно определить так: разговор Актрисы с Театром. Это обращенный к публике страстный и проникновенный монолог женщины, для которой сцена – все. И радость, и счастье, и крест, и упование, и смысл жизни…
Никаких конкретных географических «привязок» в сюжете «Белого танца…» тоже нет. А действующих лиц на сцене – всего трое. Главная героиня, Актриса, и два мима в белых масках, безмолвные свидетели, комментаторы, очевидцы и участники происходящих в пьесе событий, этакие посредники между сценой и залом. В нашем, владикавказском спектакле эти роли играют народная артистка РСО–А, одна из ведущих актрис труппы Русского театра, любимица публики Осетии Анжелика Тер-Давидянц – и ее молодые коллеги по труппе Анастасия Романова и Никас Мавроматидис.
– Пьесу эту Ника Квижинадзе предложил нашему театру в прошлом году. На тот момент знаком я с ним еще не был – ни как с драматургом, ни как с режиссером. Но прочел материал – и материал мне очень понравился, – рассказывает худрук и директор Русского театра, народный артист РФ ВладимирУваров. – Естественно, я сразу же задал автору вопрос: «А почему вы пришли с этой вещью именно к нам?» И в ответ услышал: «Я слежу за работой вашего театра, знаком с его постановками через прессу и Интернет – и считаю, что это сегодня один из самых выдающихся и интересных театров не только на Северном Кавказе, но и вообще на Юге России. Так что поставить у вас эту пьесу мне очень хочется».
Взаимопонимание с Анжеликой Тер-Давидянц, нашей Терой, как мы ее в театре зовем, Ника Квижинадзе нашел как режиссер моментально. Друг в друга они творчески просто влюбились. И, считаю, из этого сотрудничества родился замечательный спектакль. Очень красивый. Очень интересно, мастерски выстроенный. Главная роль там – совершенно бенефисная. Сложнейшая задача в спектакле – и у Насти Романовой и Никаса Мавроматидиса: они пластически «отзеркаливают» каждое движение Анжелы на сцене, каждый ее поворот головы, каждый посыл, который она адресует зрителю. А в антракте сами спускаются в зал со сцены – тоже в масках, «в образах» своих персонажей-мимов…
И я очень рад, что в репертуаре Русского театра появился такой спектакль. Как показала премьера, остался от него в восторге и владикавказский зритель: в зале долго не смолкали овации, Анжелу буквально завалили цветами… Как правило, моноспектакли и спектакли малонасыщенные, на 2–3 человека, публика не очень любит. Но «Белый танец…» смотришь все два с лишним часа просто на одном дыхании. Настолько на сцене все красиво, продуманно и слаженно».
А Ника Квижинадзе прямо признался, что наши актеры его покорили, а такого театрального коллектива он еще нигде не видел: «Работоспособность у ребят – сумасшедшая, а в театре у вас – до того теплая аура и замечательная атмосфера!…» Так что теперь он очень хочет поставить у нас в будущем году еще что-нибудь из своих пьес.
Ну а тем, как сработало занятое в «Белом танце…» актерское трио, я просто горд. И, конечно, никак нельзя, пользуясь случаем, не сказать о том, что каждая премьера, которую выпускает Русский театр – это плод скоординированных усилий всего нашего большого коллектива, вкладывающего в работу над ней и силы, и вдохновение, и душу. Всех наших цехов и структурных подразделений. Вот и здесь: на сцене в этом спектакле, который оформила заслуженный работник культуры РСО–А Светлана Володина, зритель видит всего троих актеров, а какой героический вклад внесли в то, чтобы он получился, хотя бы одни только сотрудники нашего пошивочного цеха! Именно героический: для «Белого танца…» ими было пошито около 20 костюмов. А еще для двух наших недавних премьер, спектакля «Исповедь старого дерева» и новогодней сказки «Бродяга принц» – в общей сложности, около 60. И все это – за каких-то полтора месяца!..
Автор статьи: Елена Толоконникова |