поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Æлæм (алам)
Автор: 00mN1ck / 21 февраля 2017 / Категория: Газета СО
Æлæм (алам)


Аналогом обрядового дерева зазбалас (зазбæлас), его своеобразным заменителем является ритуальный атрибут елеем (алам). Его функциональное отличие от обрядового дерева зазбæлас в том, что алам осетины изготовляют исключительно для мужчин, чаще пожилых.

В «Историко-этимологическом словаре осетинского языка» В.И. Абаева дается следующее толкование этого термина: «Ælæm / ilæn – обрядовый предмет, связанный с поминками, справляемыми в день komaxsæn (заговенье).

В различных источниках даются описания того, что представлял собой алам, как он готовился. В.Ф. Миллер определяет данное понятие как «нечто вроде креста или хоругви из скрещенных жердей с нитями, на которые нанизываются пряники, грецкие орехи и конфеты». Интересующий нас материал содержится также в работе Б.М. Каргиева «Осетинские обычаи и обряды» и некоторых других источниках.

В собранных нами текстах подтверждается, что этот обрядовый элемент в настоящее время встречается не столь часто. Кроме того, информанты зачастую сомневаются по поводу возраста и пола покойного, для которого следует собирать алам. Имеет место еще одна дифференциация: некоторые указывают, что алам собирали для покойного мужчины, который умер за пределами Осетии, но тело его привезли на родину (ласгёмард).

По своей функциональности атрибуты æлæм и зазбæлас идентичны. Они одинаково украшены сладостями, одним способом доставлялись на кладбище. Может быть, именно это послужило причиной их семантического отождествления. На кладбище алам доставляли всадники. В этот день устраивались особого рода скачки – æлæмхæссæн. Все информанты вспоминали, как еще несколько десятилетий назад, в пору их детства или юности, зазбæлас из дома умершего человека всадник вез на кладбище, в местах скопления народа останавливался и тряс дерево, чтобы с него осыпались сладости. Чаще всего за всадником бежала детвора и подбирала упавшие с дерева сладости. Отдельный «подарок» от семьи покойного предназначался тому, кто вез зазбæлас или æлæм на кладбище.

В настоящее время обрядовое дерево на него доставляют на машине. В абхазском похоронно-поминальном цикле обрядов есть атрибуты, аналогичные осетинскому аламу. В частности, ритуальная древовидная свеча ащамака, а также специальный ритуальный предмет ахьанап. Алам и ахьанап одинаково использовались в конной обрядовой игре. В разгар поминок из среды сидевших за длинным поминальным столом поочередно начинали выходить оповещенные юноши, которые должны были принять участие в конной игре. Конники подъезжали к дому. Там наиболее ловкому и сильному из них, обычно другу или родственнику умершего, вручался ахьанап. Тот должен был, вырвавшись вперед, мчаться к намеченной на расстоянии цели, остальные гнались за ним, чтобы отобрать этот предмет. На пути конников были преграды в виде забора, ям, ухабин… − чем труднее путь, тем азартнее игра. Рассматривая такое обрядовое действо, как объезка на коне вокруг дома (в случае с абхазским ахьананом) или кладбища (в случае с осетинским аламом), следует вспомнить об интерпретации замкнутого круга как оберега.

Об этимологии термина «алам», объясняющей его сходство с флагом, читаем в «Историко-этимологическом словаре осетинского языка» В. Абаева: «Слово «алам» – арабского происхождения, известное и другим кавказским народам… надмогильный шест с белым флагом, ставится над умершим от ран». Осетинский этнографический материал у В. Уарзиати свидетельствует о следующем. Если покойный был молодым мужчиной, то алам «дополнялся флагом черного цвета. Нижний угол полотнища обрезался по кривой, а на древко повязывали черную ленту, концы которой свисали вниз. Во время скачек (дугъ) алам вручали наиболее сильному всаднику, а флаг – всаднику на резвой лошади. По некоторым сведениям, на флаге указывалось и имя покойного, в чью честь устраивались скачки. Если судить по данным исторического фольклора, то данный обычай у осетин отмечен еще в средневековье».

В день поминок зазхæссæн, после того как все приготовленное в доме покойного посвящалось и произносилась соответствующая молитва, близкие и родственники собирались на кладбище. æлæм или зазбæлас передавали всадникам, которые вскачь объезжали все село. Встречая на своем пути группы людей, всадники встряхивали ритуальный атрибут, чтобы осыпались прикрепленные сладости, которые тут же подбирали с криком и гамом дети. они направлялись на кладбище, где остатки гостинцев делились между участниками скачек. При этом деревянную основу алама оставляли на могиле. С кладбища до дома покойного всадники пускались вскачь наперегонки.

В более позднее время алам, в зависимости от того, как он был сделан, на скольких деревянных палках крепился, могли нести сразу двое. В. Уарзиати обращает внимание и на наличие траурного флага у балкарцев и карачаевцев: «Столь впечатляющим является сходство и в обрядах похоронно-поминального цикла у осетин и таулу». В их числе ученый называет ритуальное истязание при погребении усопшего, снятие надочажной цепи, траурные флаги и др. Записанные нами тексты также подтверждают наличие траурного флага в обряде зазхæссæн: небольшой черный флаг либо крепился к ритуальному дереву, либо выступал как самостоятельный атрибут.

Опять же, некоторые информанты указывают на то, что траурный флаг вместе с обрядовым атрибутом алам приготовлялись только для покойных, которые умерли далеко от дома и которых пришлось везти на родину. Здесь имеет место наличие мотивационного признака по территориальной отнесенности, по возрастному и гендерному признакам.

Автор статьи: Мадина Дарчиева, старший научный сотрудник СОИГСИ, кандидат филологических наук
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru