…Традициям и секретам осетинского национального рукоделия этнографы и искусствоведы посвящают целые пухлые монографии. И читаются они, как хорошие детективы. Взахлеб. «Потенциал у этого направления нашего народного и профессионального декоративно-прикладного искусства – богатейший. Только его нужно развивать. «Раскручивать». А еще – не бояться на этом поле творчески экспериментировать», – убеждены энтузиасты, которые эти традиции сегодня в Осетии возрождают.
Золотошвея Залина Даурова и мастерица-кукольница Лидия Хасигова – из когорты именно таких энтузиастов. За плечами этих владикавказских художниц-прикладниц, чьими работами восхищаются и в соседних регионах Северного Кавказа, и в Москве и Петербурге – уже не одна и не две персональные выставки. Залина Даурова, о которой не раз писала и наша «СО» – известный в республике педагог дополнительного образования, лауреат всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», автор интереснейших исследований, посвященных осетинскому национальному орнаменту, и книги «Художественные ремесла Осетии». Немало лет она отдала преподавательской работе во Владикавказском художественном училище и Владикавказском институте моды. «Это человек, который об осетинском золотном шитье знает все!» – говорят о ней ее ученицы. Не один год проработала преподавателем на Бесланской станции юных техников и ее коллега Лидия Хасигова, которая о том, как «заболела» любовью к рукоделию, рассказывает, улыбаясь: «Мне было три года, когда меня, совсем кроху, бабушка усадила за швейную машинку…» А 28 февраля в залах Владикавказского мемориального дома-музея Коста Хетагурова открылась выставка, на которой творчество этих мастериц впервые представлено в рамках одной на двоих совместной экспозиции.
Организаторами ее выступили Минкульт РСО–А, республиканский центр традиционной культуры и этнотуризма «Фарн» и Национальный музей Северной Осетии. А параллельно с ней состоялась в тот же день в стенах этого филиала нацмузея презентация еще одного выставочного проекта от тех же организаторов – выставки работ молодых модельеров из дизайнерской мастерской «AIVAD», выпускниц Владикавказского института моды, которыми создана уже целая коллекция современной женской одежды в стилистике, обыгрывающей мотивы традиционного осетинского национального костюма. И обыгрывающей так завораживающе красиво, с такими вкусом и фантазией, что просто дух захватывает!
Дефиле под «живую» мелодию хонгё, льющуюся из-под клавиш осетинской гармошки, которое познакомило гостей дома-музея Коста с этой коллекцией, исторгло из уст представительниц прекрасного пола, пришедших на выставку, дружное восхищенное «ох!» И стало «гвоздем» церемонии ее открытия, с блеском доказав: и пояс-камари из серебряной канители, и нагрудные украшения – ёгънёджытё – непременная принадлежность традиционного праздничного костюма осетинки, и отделка плетеной шелковой тесьмой, пущенная по узкому разрезному рукаву, и вышитый золотой нитью на лифе или юбке национальный орнамент, дошедший до нас, сегодняшних, из глубины столетий – все это просто отлично сочетается с самыми современными и популярными модными трендами. И способно заставить совершенно по-новому, очень стильно и очень «вкусно» заиграть и элегантный деловой женский костюм со строгой, укороченной до колена юбкой, и дерзкий ансамбль в стиле «вамп» – белый верх с нарядной вышивкой и узкую длинную алую юбку с высоким разрезом, и вышитые золотом, бисером, стразами, искусственным жемчугом черное, синее, изумрудно-зеленое или нежно-розовое вечерние платья, и роскошное свадебное платье со шлейфом, расшитое серебряной нитью…
Не оторвать гостей выставки было и от великолепных авторских кукол Лидии Хасиговой в национальных осетинских нарядах, праздничных и свадебных. И – от замечательных работ Залины Дауровой: украшенных золотным шитьем кошельков, кокетливых дамских сумочек, шкатулочек, поясов и даже обтянутых бархатом сувенирных пасхальных яиц. А кроме того, ею представлена на выставке авторская бижутерия из бисера и натуральных поделочных камней: колье, ожерелья, плетеные воротнички…
– Все это в основном работы новые, выполненные за последний год, – рассказывает она. – А еще в прошлом году мы с моей ученицей Илоной Джиоевой побывали на «Машуке-2016», куда тоже возили свою выставку.
– Изготовлением авторских кукол я занимаюсь уже около пяти лет. Расписываю их тоже сама. Почему именно это направление декоративно-прикладного творчества меня особенно привлекает? Наверное, потому, что сочетает в себе целый «букет» техник: тут и кройка, и шитье, и вышивка, в том числе бисером и золотом… Словом, есть куда приложить фантазию, – делится Лидия Хасигова.
Кстати, то, что экспозиционной площадкой для этих двух выставок стал мемориальный дом-музей Коста Хетагурова – тоже по-своему символично. «Не все, может быть, это знают, но Коста ведь был не только живописцем и театральным художником: он пробовал себя, говоря современным языком, и как модный дизайнер, – улыбается заведующая этим филиалом Нацмузея РСО–А Эльза Кесаева. – В письме к Анне Цаликовой из Херсона, датированном 12 августа 1899 года, он писал: «…А я все-таки своей идеи не оставлю без осуществления – хочу во что бы то ни стало ввести новую моду в туалете своих юных соотечественниц с условием, чтобы крючки (застежки национального женского костюма. – Прим. «СО») по моему рисунку и вообще по этой уже «новой» форме назывались «крючками Коста» – хоть этим я буду памятен нашим осетинкам…»
Гостем церемонии открытия обеих выставок стал и замминистра культуры республики Чермен Дудаев. А ее ведущая, искусствовед Татьяна Остаева, подчеркнула: традиция живет, пока ее «эстафетная палочка» бережно передается в будущее по цепочке поколений. И то, что интерес «в массах» к старинному осетинскому национальному рукоделию и другим художественным ремеслам сегодня в республике растет, тоже дарит веру: в небытие они не канут…
Автор статьи: Елена Толоконникова Автор фото: Татьяна Шеходанова |