поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Очаг Фатимы
Автор: 00mN1ck / 5 апреля 2017 / Категория: Газета СО
Очаг Фатимы


…Премьера спектакля «Фатима» по одноименной «кавказской повести» Коста Хетагурова, намеченная в Осетинском театре на 14–15 апреля, – это не просто событие, интерес к которому у зрителей Владикавказа сейчас подогрет до точки кипения. Его ждут. О нем говорят. Его обсуждают в соцсетях. И для самого Северо-Осетинского академического театра эта премьера, к которой он готовился несколько лет и которую вынесет на суд публики через две недели – тоже много больше, чем просто очередная работа. Это очень и очень серьезный экзамен. На профессионализм. На творческую смелость и страстность. На умение вглядываться в зеркало золотой национальной классики пристально, неравнодушно – и с беспощадной, не делающей снисходительных скидок ни на какие сложности и форс-мажоры честностью по отношению и к себе, и к зрителю… Потому что ставить Коста – это, что называется, обязывает.
К постановке «Фатимы» режиссеры Северо-Осетинского академического театра обращались уже трижды. Впервые, в 1946 году, в «тандеме» – Елена Маркова и Зарифа Бритаева. В 1956-м – снова Зарифа Бритаева. В 1983-м – Геор Хугаев. Теперь за «Фатиму» взялся заслуженный артист России, лауреат Госпремии имени Коста Хетагурова Тамерлан Сабанов. В основу спектакля им положена пьеса в стихах, написанная по мотивам поэмы Коста Тотразом Кокаевым. Оформила «Фатиму» художница Эмма Вергелес, автор музыки к спектаклю – композитор Мурат Плиев, постановщик сценических боев – заслуженный артист РСО–А Гиви Валиев. Занята в спектакле практически вся труппа. В главных ролях зрители увидят в нем заслуженных артистов РСО–А Залину Галаову (Фатима) и Александра Битарова (Джамбулат), народного артиста РСО–А Анатолия Галаова (Наиб) и актера Сослана Цаллагова (Ибрагим). А репетиции «Фатимы» в театре сейчас идут полным ходом.
…Глухо гремят раскаты грома. Шумит по крыше сакли дождь. Луч софита, скользящий по сцене, выхватывает из темноты припавшую к колыбели спящего сынишки Фатиму – Залину Галаову. Только что между ней и Джамбулатом – Александром Битаровым, который после долгих мытарств вернулся на родину из плена и узнал, что потерял отца, а его любимая, получившая известие о его гибели, стала чужой женой, произошел тяжелый разговор-объяснение. Алая, как кровь, черкеска Джамбулата, его лицо – внешне каменно-спокойное, непроницаемое, как маска, белая шаль, которую судорожно мнут на груди пальцы Фатимы, белый покров над колыбелью, над которым уже вот-вот, кажется, готовы встретиться и соприкоснуться их руки – эмоциональный накал этой сцены обжигает почти физически. Как и отчаяние и боль на лице Фатимы – и ее взгляд, устремленный вслед уходящему, не прощаясь, Джамбулату. Как и ее монолог, обращенный к проступающему из тьмы призраку Наиба – Анатолию Галаову: отец, подскажи, что мне делать, наставь на верный путь – потому что сердце рвется надвое… А когда домой возвращается Ибрагим – Сослан Цаллагов, Фатима птицей бросается мужу на грудь. Стремясь найти в его крепких объятиях защиту от раздирающего ее смятения – и от воскресшего прошлого, грозящего, как она уже предчувствует, обернуться страшным будущим. И с ее губ срывается короткое, как стон: «Вернулся… брат…»
– Национальный театр крепок опорой прежде всего на национальную драматургию. Не будет этой опоры – как его развитие стимулировать, и куда он, в конечном итоге, придет? И для меня «Фатима» – очень ответственная работа. Этапная. Я с большим трепетом жду, как ее оценит зритель. Ведь классика – она и театр, и режиссера, и актера или приподнимает до своего уровня и дарит им крылья, или, если ты сам до этого уровня «недотягиваешь», может тебе очень жестоко отомстить, – делится Тамерлан Сабанов. – А о чем он, наш спектакль… сегодня, мне кажется, крайне важно проартикулировать посредством сцены и донести до общества вот какую мысль: будущее нашего народа зависит во многом именно от высоты нравственной планки женщины-осетинки. Да здравствует женщина, которая сильна и светла душой, благородна, честна, для которой святы слова «долг» и «семейные узы», которая во имя того, чтобы эти узы сохранить и не запятнать чести мужа, глубоко и всем сердцем ее любящего, переступила через свою прежнюю любовь-страсть к названному брату! Вот как мы трактуем «Фатиму». Ведь сегодня, когда нам на все лады внушают, что свобода выбора – это краеугольная ценность для современного человека, очень многие делают этот выбор в сторону «я так хочу, мне это по кайфу, и гори все остальное вокруг синим огнем…» А последствия этого порой бывают просто страшными. И когда в эпилоге спектакля потерявшая рассудок Фатима восклицает: «Погас мой очаг!», смысл в это мы вкладываем тоже прозрачный: нельзя, чтобы для нас, сегодняшних, погас очаг духовности. Очаг любви… В спектакле у нас есть еще два пластических образца-антагониста, которые призваны это подчеркнуть: Любовь и Смерть. А еще «Фатимой» мне хочется пропеть гимн Любви, Женщине, Матери. Это та опора, без которой наш мир просто не сможет существовать…
…«Залина, дай в сцене объяснения с Ибрагимом себе свободу. Заполняй собой пространство, не бойся, не зажимайся! Сначала – преодоление, потом – вера в свое счастье, в свое будущее: вот так это должно быть сыграно», – реплики Тамерлана Сабанова, адресованные актерам по ходу репетиции, тоже звучат, как команды полководца на поле боя.
– Фатиму мы искали долго. И после нашумевшей постановки «Медеи» в Дигорском театре я понял, что Залина Галаова обладает всеми теми драматическими качествами, которые необходимы для исполнения этой роли, – рассказывает режиссер. – Что касается Ибрагима, то любить на сцене так, чтобы зритель сказал: «Верю!» – тоже особый актерский дар. Для меня выбор Сослана Цаллагова на эту роль определил именно он. А Джамбулат, Александр Битаров – это стержень спектакля. Это волевое мужское начало. Это – воин. И это – человек, который действительно был достоин любви Фатимы, пока его не изменила так страшно война и все то, через что он прошел на войне…
– Роль Наиба, которого в свое время блестяще сыграл и на сцене Осетинского театра, и в кинофильме «Фатима» великий Бало Тхапсаев – для меня роль чрезвычайно ответственная. Мне очень важно, чтобы в меня поверил зритель – и чтобы я в ней был максимально правдив, – улыбается в свою очередь Анатолий Галаов, которого корреспондент «СО» «отловил» за кулисами дожидающимся выхода на сцену – и придирчиво поправляющим на себе складки бордовой черкески и кинжал у пояса. – Ведь если раньше игра «на котурнах» в таких спектаклях, как «Фатима», воспринималась публикой нормально, как нечто само собой разумеющееся, то каноны сегодняшнего театра требуют от актера стопроцентной органики. Чтобы то, что ты на сцене делаешь, дышало полной верой в предлагаемые обстоятельства, в которые ты поставлен…
…Этого же очень ждут сейчас от новой постановки «Фатимы» и зрители Осетинского театра. Которым хочется увидеть на его сцене спектакль-откровение, спектакль-открытие, спектакль, обжигающий душу и убеждающий: классика – потому и классика, что она всегда современна… «Коллектив театра осознает всю степень своей ответственности перед Коста Левановичем Хетагуровым – и перед нашим зрителем, – заверяет Тамерлан Сабанов. – И это позволяет мне надеяться на успех. И на то, что те чувства и мысли, которыми мы, работая над «Фатимой», хотим поделиться с публикой, достигнут цели…»

Автор статьи: Елена Толоконникова
Автор фото: Татьяна Шеходанова
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru