поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Живое наследие Мастера
Автор: 00mN1ck / 16 января 2009 / Категория: Газета СО
Исполнился год, как ушел из жизни выдающийся осетинский оперный режиссер, один из основателей музыкального театра в Северной Осетии, народный артист РФ Юрий Леков. В течение почти 35 лет он возглавлял в должности главного режиссера Музыкальный театр республики (ныне – Северо-Осетинский государственный театр оперы и балета). И это был ярчайший, незабываемый период в творческой истории театра и всей культурной жизни Северной Осетии.

Живое наследие МастераПодлинный лидер по складу характера, темпераменту, масштабу таланта и уровню профессионализма, он одним своим присутствием в театре привносил ощущение значимости во всем, что бы ни происходило в его стенах – будь то событийная премьера или рядовые будни внутренней «творческой кухни». Юрий Леков был в лучшем смысле этого слова хозяином театра, которому коллектив безоговорочно доверял, чей художественный и человеческий авторитет на культурном пространстве республики был безусловно подлинным и заслуженным.
Выпускник Киевского театрального института, который молодой уроженец Ардона окончил в 1957 году, он сразу же начинает ставить спектакли в Киевском и Львовском академических театрах оперы и балета. А в дальнейшем важным этапом творческой биографии Юрия Николаевича стало руководство в должности главного режиссера крупнейшими оперными театрами юга Советского Союза – Харьковским и Одесским академическими театрами оперы и балета.
В 1968 году Юрия Лекова, на тот момент самого молодого главного оперного режиссера в стране и уже заслуженного деятеля искусств УССР, пригласило из Харькова на родину, в Северную Осетию, руководство республики в лице Билара Кабалоева – для постановки первой осетинской полнометражной оперы «Азау» И. Габараева. И талантливый мастер блестяще претворил в жизнь многолетнюю мечту осетинского народа о создании национальной оперы…
Вот такого калибра режиссера и призвала в 1972 году Осетия зарождать и творить свой музыкально-театральный пласт национальной культуры – и как же нам повезло! Ведь это он, Юрий Леков, изначально задал ту планку профессионализма молодому коллективу, открывшегося в республике музыкального театра, которая все годы его руководства неизменно оставалась высокой.
Как главный режиссер и опытный профессионал-практик, он четко представлял себе всю художественную концепцию возглавляемого им театра и целенаправленно претворял в жизнь ключевые ее установки – выверенный репертуарный баланс классических и национальных спектаклей, активное содействие рождению новых национальных осетинских музыкальных произведений разных жанров. В тот период, когда «у руля» Музыкального театра стоял Юрий Леков, на его сцене состоялись премьеры
8 национальных опер, 16 национальных оперетт, первого осетинского национального балета и первого мюзикла.
Уделялось в театре особое внимание и жанровому разнообразию репертуара на любой зрительский вкус – в театре шли не только оперы, но и классические и советские оперетты, балеты, мюзиклы. Но самая главная заслуга Юрия Лекова в том, что он сумел создать атмосферу веры в общее дело, когда каждый солист, каждый член коллектива чувствовал свою востребованность как творческой личности, свою неповторимость и незаменимость в родном театре. Такая установочная позиция художественного руководства в результате стимулировала общий творческий рост артистов, тем самым повышая статус театра на художественном пространстве республики. Это была мудрая театральная политика, претворение которой в жизнь подвластно только стратегически мыслящим деятелям культуры большого масштаба. И главный режиссер Музыкального театра Северной Осетии Юрий Леков, безусловно, был именно такой личностью.
А в жизни наш незабвенный Юрий Николаевич был видным, элегантным, красивым, блистательно красноречивым, с искрометным юмором, подчас изящно ироничным. Он сполна обладал врожденной интеллигентностью и установкой души на доброжелательность и созидание – во благо искусства Осетии.
Может, поэтому и фирменный «лековский» стиль постановок был особенным – благородным, несшим яркий отпечаток его личности. Поставленные им спектакли были визуально очень по-оперному красивы, эффектно-зрелищны, с продуманным сценическим рядом, где солисты поданы в самых выигрышных ракурсах, мизансцены жанрово-живописны, к финалу действо обретает явственно пульсирующий накал, а венчает его эффектный, впечатляющий режиссерский заключительный аккорд. Безупречный вкус режиссера гарантировал зрителю отсутствие постановочной фальши и пошлости.
Такими, в филигранной режиссерской отделке, вошли в историю нашего музыкального театра поставленные им оперы «Чио-Чио-сан», «Кармен», «Демон», «Травиата», «Иоланта», «Тоска», «Бал-маскарад», «Риголетто», «А зори здесь тихие», «Укрощение строптивой», «Фауст», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и другие.
Это он, Юрий Леков, сформировал те постановочные приемы в режиссуре поставленных им национальных опер «Азау», «Оллана», «Коста», «Бонварнон», которые сразу переводили их в ряд масштабных эпических музыкальных полотен. Это в его спектаклях росли, обретая творческую силу и мощь, те солисты, чьи имена сегодня составляют неувядающую славу осетинского искусства.
Бесценен вклад Юрия Лекова, личности огромного творческого дарования, в искусство Осетии. И сегодня, вспоминая о нем хочется тихо и проникновенно произнести: «Великая вам благодарность за все, Юрий Николаевич!..»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru