Главная > Газета СО > Эквилибриум

Эквилибриум


21 мая 2013. Разместил: 00mN1ck
Воздушные гимнасты Руслан и Галина Гугкаевы знакомят мир с «Балладой об Осетии»
Эквилибриум«Кульминация программы наступает, когда выходят на ковер Руслан и Галина Гугкаевы. То, как умеют эти гимнасты на полотнах соединить невероятные трюки с театральной изобретательностью, обещает нашему цирку, что называется, большое будущее… Галина Гугкаева под мелодию из «Шербургских зонтиков» взмывает по белому тюлю под висящий под куполом раскрытый зонт и ухает вниз, держась только на обмотанной вокруг щиколоток ткани. Таких воздушных лирических номеров самарский цирк не видел давно. В уникальной «Балладе об Осетии», получившей призы на многих международных конкурсах, Гугкаевы, единственные в мире, балансируют под куполом на «мосте дьявола» – что-то вроде детских равновесных качелей, на которых качаются по двое. С 1982 года живет этот уникальный аттракцион с зажигательными осетинскими танцами и трюками».
Восхищенный отзыв газеты «Волжская коммуна» инспирировали гастроли дуэта Гугкаевых в Самаре. Брендовый номер супружеской четы произвел настоящий фурор – реакция, которую неизменно вызывает эксклюзив эквилибристов в любой части мира. Номер заработал три золотые медали на международных конкурсах циркового искусства. Если проводить более понятные аналогии, то награды можно сравнить с киношным Оскаром. Или Кубком мира по футболу. Последнюю, гран-при «Золотая стела», вручали в итальянской Вероне.
На днях знаменитые воздушные гимнасты выступали во Владикавказе, вновь поведав «Балладу об Осетии» разбирающейся в теме осетинской публике. В суете повседневных дел, между выступлениями и предстоящим отъездом в очередной продолжительный вояж Руслан и Галина рассказали «СО» увлекательную историю цирковой романтики и бесконечных гастролей.

– Цирковой путь начинался в знаменитой конной труппе Тугановых, – вспоминает Руслан. – В 15 лет я попал на просмотр и оставил хорошее впечатление. Я быстро овладел искусством джигитовки, стал частью номера и объездил полмира. Тугановская труппа гремела и являлась визитной карточкой Союзгосцирка. Гастроли советского цирка становились настоящим событием. Примерно на уровне Большого театра. Никогда не забуду поездку в Англию по приглашению королевы, для которой мы выступали во дворце.
Путешествовали очень много. В советские времена выезд за границу был невероятным везением. Дома с нетерпением ждали моего возвращения. Я ведь привозил жвачки, кока-колу, бананы (смеется). В далеких 70-х годах – просто фантастические вещи для Советского Союза!
Помню, в те суровые времена за бугром даже поздороваться было нельзя. Нас сопровождали несколько кагэбэшников, которые внимательно следили за каждым шагом. Никакого общения с местными жителями! Иначе могли заподозрить чуть ли не в измене Родине. Мы выступали, быстро садились в автобус и тихо уезжали.
– В Англию приглашала королева, а в Америку зазывал президент?
– Нет, но знаменитостей вокруг всегда собиралось море. Правда, в Соединенные Штаты я попал позже – в 1990 году. Цирк безумно любили звезды Голливуда. У меня даже где-то есть фотографии с Чаком Норрисом и Майклом Дугласом. С радостью приходили на наши выступления эмигранты – Успенская, Шуфутинский, Краморов. Их мучила ностальгия, они буквально цеплялись за все родное, приглашали в гости.
– В Штатах вам сделали заманчивое предложение. Почему не соблазнились?
– Мне даже показали дом – одноэтажный особняк, с озером, машину пригнали. Предлагали долгосрочный контракт. Но я категорически ответил отказом. А как я мог остаться, покинуть родину? Есть хороший анекдот. Два червяка, отец и сын, вылезли после дождя. Сын говорит: «Солнце, небо, трава! Папа, давай останемся здесь!» На что отец ответил, глядя на землю: «Сынок, наша родина там!»
– Не жалеете о несостоявшемся американском гражданстве?
– Никогда даже на секунду не сомневался в правильности своего решения.
– Спустя десять лет успешной работы в конном шоу вы неожиданно решили сменить сферу деятельности. Что-то щелкнуло в сознании и заставило переквалифицироваться из лихого джигита на коне в эквилибриста?
– Я долго думал над собственным номером. Хотелось создать что-то уникальное, завораживающее и обязательно с национальным колоритом. Обратился к известному режиссеру Майстренко, который придумывал потрясающие вещи. Не зря он попал в книгу рекордов Гиннесса. «Баллада об Осетии» рождалась трудно. Упорные и долгие репетиции в студии циркового искусства. Номер не имеет аналогов в мире, поэтому подготовка заняла очень много времени. Да и деньги требовались немаленькие. Изначально для конструкции «чертового моста» даже предполагалось использовать сталь, которая применяется в космической промышленности. Постепенно я вносил коррективы и несколько ушел от классики в сторону национального колорита. Впервые бурки и папахи оказались в воздухе!
За основу взяли древний осетинский обычай. Есть легенда, что влюбленные, стремясь проверить свои чувства, забирались высоко в горы. Преодолевая страх, вставали на оба конца узенькой доски, установленной над расщелиной, и раскачивались. Выдержат, не потеряют равновесие – значит, будут царить в семье лад и согласие. «Баллада» остается единственной в мире. И по-прежнему очень востребованной.
– А как избавились от боязни высоты, от которой страдали с детства?
– Сначала было очень страшно. Я даже на коня становился с боязнью. А тут пришлось забираться на огромную высоту, играть номер. Боялся безумно, но переборол фобию. Сила воли или любовь к искусству – не знаю (смеется).
К беседе подключается Галина. Супруга стала незаменимым партнером не только в жизни, но и на головокружительной высоте, в лирической и одновременно эмоциональной поэме на балансирующем «чертовом мосту». Одаренную выпускницу Государственного училища циркового и эстрадного искусства Гугкаев заметил на экзамене, куда специально отправился в поисках талантов.
– Руслан сохранил верность тугановской школе. Уважение к цирку, к манежу. Есть негласное правило – каждое представление надо отработать как в последний раз. Сейчас, конечно, несколько иные времена. Вопрос «сколько заплатят» нас не интересовал. Мы жили цирком, буквально дышали им. Сегодня на первом месте материальный интерес, да и не только в цирке, в любой сфере.
– На самом деле, нет никакого секрета, – улыбается Руслан. – Я ведь прошел школу Туганова, в основе которой неизменно были дисциплина, постоянная готовность к выступлению и, главное, уважение к зрителю. В своих воспитанниках Туганов формировал прежде всего артистичность, умение держать себя в манеже, следил за осанкой, выражением лица каждого исполнителя. Мелочей не было ни в чем. И, конечно, заставлял каждодневно оттачивать четкость каждого трюка, добиваться филигранности в работе. Он учил: «Артист всем своим видом должен излучать радость в зрительный зал».
– Цирк теряет популярность? В современном потоке разнообразных шоу-программ трудно выдерживать конкуренцию.
– Очень тяжело, как мы говорим, загнать людей в цирк, – вздыхает Галина. – Сейчас много развлечений, возможностей. Да и в Интернете можно посмотреть знаменитые Дю Солей, Феникс. Но как-то надо выкручиваться. Многие говорят, что не любят цирк. А я отвечаю – знаете, вы просто не видели хорошего цирка. Если программа интересная, а не какая-нибудь самодеятельность, невозможно не полюбить.
Во Владикавказе, честно говоря, публика не очень охотно ходит. Возможно, есть какие-то причины, недостаточно рекламы... И не сказать, что билеты дорогие. Разве 300-600 рублей сегодня непозволительная роскошь? В кино сходить стоит примерно столько же. А цирк – настоящее искусство, живое выступление, не под фонограмму. Вы посчитайте затраты на целую армию артистов, персонал, животных, расходы на переезды...
Но, по большому счету, цирку приходится туго везде. В Европе затянули пояса. Старый свет вообще кризис «крепко ударил по голове». Согласитесь, в России он не так сказывается, а в Европе заметно, что люди пострадали, стали экономить, в чем-то ограничивать себя. В Осетии машины умопомрачительные, зимой роскошные шубы мелькают – со стороны трудно сказать, что у людей проблемы.
Плюс много конкурентов развелось. Если в месяц в город приезжает два-три цирка, никто и не пойдет. В Подмосковье работает цирк, пользующийся именем Олега Попова, который сам вообще живет в Германии. Никакого Попова и близко там нет. Или недавно были в Кисловодске – какой-то «Империал» зазывает, о котором никто никогда не слышал. Поэтому в Европе ходят в цирки, которые заслужили доверие. Знаешь, что программа классная и стопроцентно получишь удовольствие. В Швейцарии на первом месте Кни, в Германии – Буш Роланд, настоящая династия циркачей. Держат марку, и публика не жалеет денег.
– Руслан, возвращаться в седло не собираетесь?
– С лошадьми я по-прежнему «на короткой ноге». А если вы имеете в виду профессиональную деятельность, то тут начинается чистая математика. Сделать групповой конный номер из десяти человек очень дорого. Представьте, платить зарплату артистам, оплачивать гостиницы, содержать и возить лошадей.… С конными номерами возникают астрономические расходы. Плюс импресарио хочет заработать. Приходится считать деньги и быть экономными и финансово обоснованными.
– Поэтому и наш уникальный конный театр «Нарты» перманентно испытывает финансовые проблемы. За державу не обидно?
– Конечно, обидно! Но я убедился, что никому ничего не надо. Я работаю больше 40 лет, и с давних пор Туганов, а потом Кантемиров хотели построить стационарный цирк. В ответ слышали одни обещания. В Азербайджане меня как-то спросили, есть ли во Владикавказе цирк? Стало даже неудобно.
И у «Нартов» никогда ничего не было. Там работают настоящие труженики, энтузиасты, которые любят лошадей. Да, в Осетии отличные традиции, способности и таланты. Но дальше красивых слов дело не идет.
Я долгое время не мог получить звание заслуженного артиста Северной Осетии. Даже заслуженного артиста России быстрее и легче дали. А одна звезда (которых у меня три) на международном фестивале уже автоматически означает звание. В следующем году празднуем двойной юбилей – 45 лет моей профессиональной деятельности и 20 лет работы Галины. Она, кстати, недавно подала документы на заслуженную артистку. Но, боюсь, бюрократия продлится долго.
– Надо обладать выдающимися физическими данными, чтобы выполнять сложнейшие номера столько лет. Эликсир молодости пьете?
– На покой пока не собираюсь. Я в хорошей форме и чувствую в себе силы. Темп, который был 20 лет назад, сохранился. Хотя мои ровесники давно на пенсии. Есть много городов, которые не видели «Балладу об Осетии». Хочется продолжать рассказывать нашу историю.
Автор: Беседовал Валериан Туганов


Вернуться назад
Рейтинг@Mail.ru