Главная > Газета СО > Бронзовый лик Неведомого

Бронзовый лик Неведомого


25 января 2014. Разместил: 00mN1ck
Бронзовый лик Неведомого…Археологическая коллекция Национального музея РСО–А – одного из старейших музеев Северного Кавказа, который был основан еще в 1897 году, – это около 70 тысяч единиц хранения. В том числе, абсолютно уникальных предметов – и каждый из них, умей он говорить, наверняка рассказал бы о себе историю, достойную остросюжетного романа. Где нашлось бы место и драматическим приключениям, и загадкам, и тайнам… Но эта вещь даже среди них – одна из самых загадочных. В прошлом, 2013 году исполнилось ровно сто лет, как она попала в фонды Национального музея. Это – его гордость. Ею восхищаются, о ней спорят, но мы и по сей день не знаем о ней, по большому счету, почти ничего. «Голова идола. Кобанская культура. Бронза. II тысячелетие до н. э.» – так, предельно лаконично, «паспортизирована» эта находка в описях коллекций музея.
Найдена была эта бронзовая человеческая голова-маска, отлитая приблизительно около трех с половиной – четырех тысяч лет назад по глиняной или восковой модели, неведомым кобанским мастером, в окрестностях родины Коста – селения Нар. Тоже совершенно случайно. Но имя человека, благодаря которому этот бесценный артефакт украшает сегодня собрание Национального музея, сохранилось. Звали его Еста Калоев.
«Дополнительные сведения о нахождении бронзовой головы сообщены нам в личной беседе (14 марта 1950 г.) сыном Еста (Евстафия) Калоева – Александром Евстафьевичем, проживающим в настоящее время в г. Дзауджикау. Находка была обнаружена в его присутствии, когда ему было 13 лет, – так излагал эту историю в своей статье «Памятник древнего культа Осетии», опубликованной в 1951 году в сборнике «Материалы и исследования по археологии СССР (№ 23)», профессор Леонид Семенов – кавказовед, литературовед, искусствовед, видный северокавказский археолог и исследователь нартского эпоса. – Он был учеником Владикавказского реального училища и во время летних каникул жил у отца в с. Нар. Однажды, в поисках гнезд горных индеек, он с группой местных пастухов-подростков поднялся на высокую скалистую, покрытую кустарником гору, возвышающуюся против селения. Вырывая со своими спутниками куст можжевельника, он вдруг заметил в яме, образовавшейся под кустом, часть предмета, который они сочли было за изделие из золота. Это была бронзовая голова. Не делая никаких дальнейших розысков в том же месте, все вернулись в селение; бронзовая голова осталась у юных пастухов. Позднее Еста Калоев, служивший в селении писарем и неоднократно доставлявший в Терский областной музей случайные археологические находки из своего района, получил от пастухов эту голову и через сына Александра передал этот предмет в названный музей».
…Размеры «Головы идола» невелики. Высота – всего 19,5 см, вес – 1780 граммов. Внутри эта голова-маска – полая. Высокий лоб с округлым верхним краем, узкое удлиненное лицо, длинный прямой нос, чуть выступающий вперед твердый подбородок, сильно выдающиеся надбровные дуги, резко прочерченные сросшиеся брови, которые разлетаются к вискам, плотно сомкнутые узкие губы… Завораживающее лицо. Но особенно завораживают глаза маски. Почти гипнотизируют. Из этих пустых, как у масок античного театра, но удивительно живых продолговатых глазниц на тебя, кажется, смотрит сама Вечность. Смотрит само Прошлое – испытующе, пристально, в упор. Словно спрашивая: кто ты, далекий потомок? И какой ты?
Ближе к верхнему краю лба «Головы идола» расположено маленькое круглое отверстие диаметром около 0,3 см. Это – не дефект отливки, сделал его мастер явно специально – и, как предполагают ученые, предназначалось оно именно для того, чтобы голову-маску на чем-то закреплять. То ли – на древке, то ли было у этого кобанского идола когда-то еще и туловище, вырезанное из дерева.
Кому же принадлежит это лицо? Исследователи дружно сходятся на том, что назначение уникальнейшего артефакта – явно культовое, ритуальное, и что вряд ли, конечно, он мог быть портретом какого-то конкретного человека (пусть и портретом достаточно условным, стилизованным). Но вот только кто это? Божество, которому поклонялись древние кобанцы – непревзойденные мастера-литейщики, искусные ремесленники, земледельцы, скотоводы, ювелиры и воины, чья культура признана одной из технологических и художественных вершин европейского бронзового века? Дух-первопредок, хранитель рода? Вопросы, ответа на которые пока нет – хотя гипотезы на сей счет строятся интересные и разные.
Тот же Леонид Семенов, например, считал: «Голова идола» изображает женщину. Богиню-мать, олицетворение плодородия и изобилия, память о древнем культе которой сохранилась в осетинской Нартиаде, прежде всего, в образе «матери нартов» Шатаны. И приводил в качестве аргументов и то, что у маски нет ни усов, ни бороды, и то, что линии шеи у нее – длинные, совсем по-женски изящные, а в левом ухе – маленькая дырочка для серьги… Но у этой гипотезы есть и противники. Убежденные: суровые, дышащие силой, властностью и энергией черты «Головы идола» – типично мужские. Да и серьги в те времена тоже были отнюдь не только женским украшением…
Не менее интересно и другое: а как вообще «Голова идола» попала в Нар? Кто спрятал ее на утесе над селением – и когда? «Никаких других археологических изделий возле бронзовой головы тогда (в 1913 году – Прим. «СО») не было найдено. Ниже того места, где была сделана находка, примерно на расстоянии 0,5 км, на той же горе стоит заброшенный древний каменный дзуар (святилище), название которого давно забыто местными жителями, – писал Леонид Семенов в своей статье, благодаря которой «Голова идола» обрела в научных кругах всесоюзную известность. – В дзуаре много различных старинных вещей культового характера… В этом селении и близ него имеются различные памятники древности, которые до сих пор подробно не обследованы…». И среди этих памятников – обнаруженные и раскопанные учеными Института истории и археологии РСО–А при СОГУ им. К. Л. Хетагурова совсем недавно уникальные кобанские древности Зарамага: о ходе этих спасательных раскопок в районе водохранилища Зарамагской ГЭС не раз писала и наша «СО». Не там ли когда-то и была сделана эта голова-маска?
Около сорока лет назад побывала «Голова идола» и в Германии – на международной выставке, где она экспонировалась вместе с коллекцией артефактов из собрания Московского Государственного исторического музея. И интерес к ней там тоже был просто огромный. А в декабре прошлого года этот раритет из Владикавказа впервые увидели жители и гости Грозного, Ставрополя и Нальчика – в рамках передвижной выставки «Легенды Кавказа», которую подготовил и провез по соседним регионам СКФО при поддержке Минкульта РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РСО–А наш Национальный музей. Кстати, с середины февраля этот выставочный проект, знакомящий посетителей с уникальными археологическими и этнографическими «жемчужинами» из его фондов (которых в экспозицию выставки вошло, в общей сложности, больше трехсот), вновь возобновит свою работу в залах Национального музея, где 11 декабря состоялась его презентация.
– Предметы из нашей коллекции кобанской бронзы, представленные на этой выставке, вызывали везде единодушный восторг посетителей. Потому что невозможно не восхищаться этими уникальнейшими работами древних мастеров-художников, которые поражают своим совершенством и красотой. А для знаменитой «Головы идола» это было первое путешествие по Северному Кавказу, – рассказывает генеральный директор Национального музея РСО–А Лариса Сохиева. – И, конечно, эта вещь до сих пор вызывает очень много вопросов. И вызывает совсем особые, почти мистические чувства, когда ты на нее смотришь... Тайна ее пока так и не раскрыта – и, я думаю, «Голова идола» еще ждет того, кто сможет подойти к разгадке этой тайны. А самое удивительное в ее истории, пожалуй, то, что жители Нара, которые сто лет назад ее нашли, скромные горцы-пастухи, возможно, даже не очень образованные, – осознали значимость своей находки. То, как важна она для науки. И передали ее в дар музею... Чем не пример заботливого и бережного отношения к родному культурному наследию для нас, сегодняшних?
…II тысячелетие до нашей эры оставило о себе память в истории человечества как время яркое и бурное. Именно тогда возникли первые государства в Финикии и Сирии. Расцвели, достигли могущества, а затем пришли в упадок Хеттская держава и Микенское царство. Завоевали Египет и были изгнаны из него кочевники-гиксосы, а потом над «страной пирамид» взошла звезда рыжеволосого фараона Рамсеса II, воителя и строителя. На Ближнем Востоке было создано первое в мире алфавитное письмо (так называемое «синайское»), а в Китае – древнейшая на Дальнем Востоке иероглифическая письменность. Сгорела Троя. Начался «гомеровский период» в истории Греции. Кипело, переплескиваясь через край, горячее варево в «этнокультурном котле» евразийских степей… И территория нынешней Осетии, лежащая на стыке Востока и Запада, тоже отнюдь не была глухим и захолустным «медвежьим углом» тогдашнего населенного мира – Ойкумены. Чему свидетельница и очевидец – и найденная в Наре «Голова идола». Еще раз подтверждающая, как богата история края, который мы называем родным, – и сколько загадок и поводов для гордости талантом и дерзанием предков она в себе таит…
К. Фарниев (фото)
Автор: Е. Толоконникова

Вернуться назад
Рейтинг@Mail.ru