Главная > Газета СО > На арене – джигиты «Алании»!

На арене – джигиты «Алании»!


24 апреля 2014. Разместил: 00mN1ck
На арене – джигиты «Алании»!В эти дни на ставшем уже традиционным для цирка-шапито месте во Владикавказе (угол улиц Московской и Доватора) снова засверкают огоньки, и целый месяц нас всех своим мастерством будут радовать виртуозы арены. Но на этот раз украшением полноценной программы циркового искусства станут выступления конного ансамбля «Алания» под руководством заслуженного артиста России Арсена Батиева.
«Наконец-то джигиты добрались до малой родины!» – известного артиста захлестывают эмоции. И понять его можно: впервые за 23 года существования ансамбль покажет свое мастерство в республике, откуда, собственно говоря, и вышли основоположники искусства цирковой джигитовки. «Очень хотели отметить в Осетии 20-летие ансамбля, затем – 50-летие творческой деятельности Алика, как называют Арсена друзья. Парадоксально, но в Европе нас знают гораздо лучше, чем на родине. Но, к сожалению, не все зависит от нашего желания. Тем не менее мы – в Осетии и отмечаем гастролями 65-летний юбилей нашего руководителя», – делится впечатлениями солист Чермен Гаппоев, находящийся в труппе со дня основания.
Свою программу лауреаты многих международных конкурсов назвали так: «Джигиты Алании». Интересно, что по примеру знаменитых Кантемировых Батиевы «предложили» публике свою династию. Кроме самого Арсена на арену выходят его супруга Мэри (в данный момент, правда, не выступает), дочь Лаура и зять Руслан Бейсембетов. «Наряду с ними и Черменом Гаппоевым можно будет стать свидетелями мастерства Ролана Цховребова, Тамерлана Цораева, Артура Саутиева, Арсена Гучмазова и Дмитрия Белянского. Все они – наши земляки, которым рукоплескали во многих странах мира», – сообщает корреспонденту «СО» Олег Цахилов, который также стоял у истоков создания ансамбля в роли его директора. Сейчас он работает в аппарате республиканского парламента, но связи с «коллегами-наездниками» не терял никогда. «Были же времена, – смеется он. – 1991 год. Раздрай в стране, цены на все растут чуть ли не ежедневно, а мы занимаемся созданием труппы. Это был очень крупный проект, где балетмейстером был наш знаменитый Махар Плиев, привлекались практически все лучшие силы ансамбля «Алан». Инициатива оказалась жизнестойкой во многом благодаря Арсену Батиеву. Он – ученик Михаила Туганова, в седле с 11 лет, а знаменитый постановщик трюков Георгий Токаев является его дядей», – о легенде джигитовки наш собеседник готов рассказывать часами. Арсен мальчиком занимался осетинскими танцами и в 1961 году, когда в республику приехал знаменитый наездник Михаил Туганов, оказался в его труппе. Детей он никогда не брал, но так получилось, что джигитам-тугановцам предстояли гастроли в Японии, и в программе непременно должен был быть танцевальный номер. Очень скоро мальчик начал осваивать и азы джигитовки. Гастроли сначала проходили под руководством Михаила Туганова, а после его ухода на пенсию труппу возглавила дочь Дзерасса. Затем – конный театр Мухтарбека Кантемирова, а в 1991 году – работа над собственной программой. «Чтобы купить лошадей, требовалась немалая сумма, – вспоминает А. Батиев. – Я приезжал сюда, в Осетию, в надежде на помощь, и многие откликнулись. Затем надо было отобрать в труппу молодых людей. Готовых джигитов не искал, нужны были те, кому хорошо удавались осетинские танцы. Хотя поначалу мы просто за голову хватались: цены на все и вся действительно скакали быстрее, чем лошадь на манеже. Олегу Цахилову приходилось проявлять чудеса предприимчивости»... Но как бы там ни было, «Алания» шла к своему будущему. И теперь пожаловала к осетинскому зрителю…

Автор: Т. Техов

Вернуться назад
Рейтинг@Mail.ru