Главная > Газета СО > Кисловодск и Владикавказ, любовь и Вагнер

Кисловодск и Владикавказ, любовь и Вагнер


27 июня 2014. Разместил: 00mN1ck
Кисловодск и Владикавказ, любовь и Вагнер…Сто двадцать лет творческой истории – более чем весомая «круглая» дата для музыкального коллектива. Красноречиво доказывающая: он – любим и востребован слушателями, его профессиональная «планка» поднята по-настоящему высоко, и эти любовь и востребованность с годами не ослабевают…
Именно вот такой солидный юбилей и отметит уже совсем скоро Академический симфонический оркестр Северо-Кавказской госфилармонии им. В. Сафонова из города Кисловодска. Оркестр, которым гордятся на Кавминводах, который заслуженно слывет одним из лучших симфонических оркестров на Северном Кавказе и Юге России – и который связывает с Северной Осетией давняя дружба.
С 2010 года с этим коллективом тесно сотрудничает в качестве второго дирижера наш молодой земляк – дирижер Мариинского театра, главный дирижер симфонического оркестра Госфилармонии РСО–А, выпускник Владикавказского колледжа искусств им. В. Гергиева и Санкт-Петербургской госконсерватории Заурбек Гугкаев. И 23 июня, на сцене Национального государственного театра оперы и балета РСО–А, оркестр Северо-Кавказской госфилармонии под его управлением в очередной раз блеснул своим виртуозным мастерством перед меломанами Владикавказа – в рамках IХ международного фестиваля искусств «В гостях у Ларисы Гергиевой».
Концертную программу на фестиваль музыканты из Кисловодска привезли не просто очень интересную, но и очень серьезную. Рассчитанную на вдумчивого, внимательного, подготовленного слушателя: прозвучали в этом концерте «Симфония № 2 ми минор» Сергея Рахманинова и музыка Рихарда Вагнера – вступление к опере «Лоэнгрин» и знаменитый цикл из пяти песен, написанных композитором на стихи Матильды Везендонк. Женщины, сыгравшей особую роль в его судьбе: Вагнер любил ее, талантливую, красивую, утонченно образованную – и, в свою очередь, боготворившую его и как человека, и как композитора. Но у Матильды были муж и дети, и, как ни боролись в ее сердце любовь и долг – долг пересилил. А Вагнера глубокое чувство к ней вдохновило на создание великой оперы «Тристан и Изольда» – и вот этого цикла песен. Который он сам считал одной из жемчужин своего творчества – и который прозвучал со сцены нашего Театра оперы и балета в исполнении солистки Академии молодых певцов Мариинки, лауреата международных конкурсов Марии Баянкиной. «Думаю, что это – вообще первое исполнение во Владикавказе этого произведения. Действительно труднейшего – и требующего от исполнителя очень высокого мастерства», – поделилась с журналистами хозяйка фестиваля, народная артистка России и Украины, худрук Академии молодых певцов Мариинского театра и Национального государственного театра оперы и балета РСО–А Лариса Гергиева.
Были благодарные овации зала, цветы, крики: «Браво!» – и ощущение красивого и властно приподнимающего душу над обыденностью музыкального праздника, подаренного публике Осетии гостями из Кисловодска и Санкт-Петербурга. То самое ощущение, которым из года в год окрыляет своих зрителей фестиваль – и ради чего, как вновь подчеркнула в интервью «СО» Лариса Абисаловна, он, собственно, изначально и задумывался.
– Академический оркестр Северо-Кавказской госфилармонии уже во второй раз выступает у нас на фестивале. Он по праву считается одним из лучших симфонических оркестров страны, и, мы надеемся, его приезды к нам станут доброй традицией, тем более что филармонию имени Сафонова и Осетию соединяют давние дружеские связи. А еще участие этого большого высокопрофессионального коллектива в нашем нынешнем фестивале – свидетельство: фестиваль набирает обороты. И, конечно же, меня как его хозяйку и устроительницу очень радует тот большой интерес к нему, который мы, его организаторы, видим со стороны нашей публики. Радует, что на его концертах много молодежи. Что на него приходят семьями, с детьми – и эти совсем маленькие детки слушают серьезную музыку, как завороженные, – улыбается она. – Что на фестивальные концерты приезжают из Моздока, из Алагира, из Мизура, из Южной Осетии… Даже из Абхазии и Кабардино-Балкарии. Это необыкновенно приятно. И вот что еще важно: мы все знаем, что у нас очень теплый и благодарный зритель. Это отмечают в один голос и гости нынешнего фестиваля: буквально покоренным, например, нашей публикой остался замечательный молодой петербургский пианист с мировым именем Алексей Володин, чей концерт на днях просто с триумфом прошел у нас в театре… Но с каждым очередным фестивалем я замечаю: он становится все мощнее – тот поток тепла, который идет на этих концертах не только со сцены в зал, но и из зала на сцену. Потому и хочется, чтобы фестиваль расширял свои масштабы – и все больше нравился жителям нашего города и нашей республики…
– Фестиваль за последние годы сильно вырос. Он вовлекает в свою орбиту много новых ярких музыкальных имен и коллективов, расширяет географию – и, соответственно, растет год от года и ответственность за то, как отзовется в сердцах его слушателей твое участие в нем, – доверительно поделился с прессой и Заурбек Гугкаев. – Конечно, достаточно сложно было привезти сюда из Кисловодска такой большой коллектив, тем более что программа выступлений в городах Кавминвод у оркестра сейчас тоже очень насыщенная. Но мы искренне благодарны за это приглашение и надеемся, что слушателей не разочаровали.
А что касается творческих планов на новый музыкальный сезон, связанных уже непосредственно с моей работой на посту главного дирижера симфонического оркестра нашей, Северо-Осетинской госфилармонии… Знаете, у нас очень много задумок. И задумок интересных. Но озвучивать их пока я даже несколько боюсь: все сейчас упирается в то, сможет ли оркестр к началу нового сезона решить, наконец, для себя проблемы с помещением. То есть удастся ли завершить к осени в здании республиканской Госфилармонии ремонт концертного зала. Не хочу быть пессимистом и очень хочу на это надеяться. Тем более что там уже сделано достаточно много – и теперь мы ждем окончания завершающей стадии этих ремонтных работ. Ведь оркестр не может работать только «на выездах», в неприспособленных зачастую для этого условиях. И не может долго существовать в «формате» таких условий. Если нет у него своей стационарной базы и, соответственно, нет из-за этого возможности работать полноценно, то он элементарно умирает. Рано или поздно. Как коллектив – и как творческий организм…
Фото К. Фарниева
Автор: Е. Толоконникова

Вернуться назад
Рейтинг@Mail.ru