Главная > Газета СО > По мановению волшебной палочки

По мановению волшебной палочки


11 августа 2015. Разместил: 00mN1ck
По мановению волшебной палочкиВалерий Гергиев не является «звездой сцены» в привычном, упрощенном понимании этого выражения. Его имя в сопровождении «жареных» фактов не тиражируется направо и налево в прессе, его лицо не мелькает на экранах телевизоров, его не караулят папарацци... Но тем не менее он – один из самых знаменитых людей в мире. И известность эта не имеет ничего общего с популярностью, которая нередко «добывается» посредством дешевых приемов самопиара...
Маэстро Гергиев во всем – начиная со своей музыкальной деятельности и заканчивая гражданскими взглядами – честен, искренен, естествен и велик. В последнее время имя дирижера нередко оказывалось вплетено в политические контексты. Его приверженность к «пропутинской политике» осуждают многие на Западе, в том числе и в Германии. И все же здесь, особенно в Баден-Бадене, находится немало тех, кто, осознавая всю грандиозность личности Маэстро, понимает: политика и искусство – все же параллельные понятия. Да, иногда они и пересекаются, но только для того чтобы поднять политику до высоты человеческих ценностей... И примером того, что именно человеческие ценности – уважение, благодарность, дружба – должны восторжествовать над политическими разногласиями, стала церемония чествования Валерия Гергиева во Дворце фестивалей (Festspielhaus) в Баден-Бадене...
В прошлом году Немецко-Русское культурное общество города учредило 20 почетных медалей «К 200-летию межнациональных связей России и Баден-Бадена». В основе этой инициативы лежит такой исторический факт. Баденская принцесса Луиза в 1793 году вышла замуж за наследника российского престола, а впоследствии – и императора Александра I и покинула немецкую землю. И только через два десятка лет, в 1814 году, она, будучи уже царицей Елизаветой Алексеевной, вновь посетила родные края.
Эту дату и принято считать точкой отсчета в богатой истории взаимоотношений Баден-Бадена и России. А посему медаль по решению Немецко-Русского культурного общества вручается тем личностям, которые и сегодня вносят особый вклад в укрепление этих межнациональных контактов.
И неспроста Валерий Гергиев стал одним из первых, кто этой наградой был отмечен. Ведь Маэстро ежегодно, уже на протяжении 17 лет, вместе с труппой возглавляемого им Мариинского театра приезжают в Баден-Баден. Местные ценители высокого искусства ждут дни летнего фестиваля с особым нетерпением. Ведь возможность слушать оркестр под управлением Гергиева поистине – из разряда удовольствий наивысшего порядка. Тем более что каждый раз репертуар Мариинки радует немецкую публику новыми постановками и концертами. И так образовался незыблемый мост дружбы между петербургским Мариинским театром и баденским Дворцом фестивалей.
Но это – не единственная причина, по которой к персоне Валерия Гергиева в Баден-Бадене особое отношение.
– Когда в 1998 году наш дворец был открыт, мы столкнулись с большими финансовыми трудностями, – сказал директор и художественный руководитель лучшей музыкальной площадки Европы Андреас М?лих-Цебхаузер. – Концертный зал был еще неизвестен, и я на свой страх и риск позвонил господину Гергиеву с намерением пригласить его дать концерты у нас. На что Валерий ответил согласием, в апреле 1998 года проведя здесь целую неделю оперных концертов Мариинского театра, которые имели в городе ошеломительный успех. Все деньги от этих концертов Маэстро Гергиев передал Дворцу фестивалей Баден-Бадена. И, не буду скрывать, тем самым дворец был спасен, за что я господину Гергиеву и по сей день очень благодарен... Так началась дружба Мариинского театра и Дворца фестивалей, а также наша личная дружба с Валерием Гергиевым... Для меня нет ничего дороже дружбы с этим великим россиянином... За последние 17 лет Мариинский театр представил в Баден-Бадене около 60 оперных и балетных спектаклей, которые неизменно производят здесь фурор. В их числе – совместная наша постановка оперы Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов», ставшая легендой музыкального искусства... Эта крепкая связь культур – самое достойное продолжение яркой истории взаимоотношений Баден-Бадена и России, которые и сегодня противостоят непростым межгосударственным отношениям...»
Эту мысль в своем выступлении продолжил глава совета Немецко-Русского культурного общества доктор Рене Лос:
– Имя Валерия Гергиева для нас – символ, объединяющий в себе искусство России и Германии. Не беря во внимание его роль в судьбе Дворца фестивалей Баден-Бадена, можно привести еще немало примеров, подтверждающих это утверждение. Еще в 1977 году Валерий Гергиев стал лауреатом конкурса дирижеров Герберта фон Караяна в Берлине. В 2013 году господин Гергиев вместе с Татьяной Рексрот создали Русско-Немецкую музыкальную академию, и первый совместный концерт молодых студентов этого учреждения уже состоялся в прошлом году. Осенью этого года Маэстро займет пост главного дирижера Баварской филармонии в Мюнхене. Валерий Гергиев был награжден орденом «За заслуги перед Федеральной Республикой Германия» I степени. Все эти и многие другие факты подтверждают, что имя Валерия Гергиева – уже неотъемлемая часть и нашего, немецкого, искусства. И потому именно вас мы решили наградить почетной медалью Немецко-Русского культурного общества».
Председатель общества Валентина Юшина, вручая дирижеру бронзовую награду, заметила:
– Русские в Баден-Бадене на протяжении столетий вносили немалый вклад в историю культуры и искусства города. Ну а в наше время вы, Валерий Абисалович, являетесь тем, благодаря кому Баден-Баден выдерживает свой высокий статус одной из культурных столиц Европы.
Кроме того, Маэстро Гергиева приветствовал и советник по культуре Российского посольства в Германии Сергей Магута.
В своем благодарственном обращении Валерий Гергиев в свою очередь сказал:
– В первую очередь я очень рад видеть стольких друзей, людей, которые разделяют со мной это радостное и знаменательное для меня событие.Особенно хочу поприветствовать здесь моего давнего друга, великого русского композитора и пианиста Родиона Щедрина. Хочу сказать, что я очень люблю бывать в Баден-Бадене, и это одна из самых приятных для меня миссий – служить укреплению культурных связей России и Германии. Мы планируем дальнейшие крупные проекты, которые будут так же содействовать этому процессу, столь важному в нынешних условиях...
В мире звуков...
Таким событием были на сей раз обозначены гастроли коллектива Мариинского театра в Баден-Бадене во главе с его художественным руководителем. Но это – все же небольшой эпизод из всей палитры мероприятий, связанных с очередным приездом Мастера. А основными из них были, конечно, сами концерты. В этом году в рамках Летнего фестиваля Мариинка представила на суд зрителей свою новую постановку оперы Чайковского «Пиковая дама» и оперу Берлиоза «Троянцы», которые этих самых зрителей не просто поразили – вознесли до небес! В программу фестиваля также был включен музыкальный вечер с участием одной из ярчайших пианисток современности Лилии Зильберштейн. Концерт №1 для фортепиано с оркестром Чайковского и «Фантастическая симфония» Берлиоза – это был чистейший восторг!
Именно в эти часы особенно отчетливо понимаешь, что дирижер априори не может «почивать на лаврах». Ни известное имя, ни частая лестная критика не могут стать гарантом успеха каждого выступления. Этим гарантом могут стать только Талант, только Труд, только Самопожертвование, когда Маэстро на время концерта словно вынимает свое сердце из груди и вкладывает его в грудь каждому музыканту своего оркестра, каждому зрителю... И все присутствующие в зале чувствуют, как трепещет это сердце, горящее неистовой страстью к музыке, к каждой ее ноте и аккорду...
...Публика наполняет зал Дворца фестивалей, люди разных возрастов и социальных слоев занимают свои места в ложах, возбужденно и весело беседуют вполголоса. Атмосфера – как на празднике, где встречаются давние друзья. Собственно, для всех, кто приходит во Дворец фестивалей на музыкальные встречи с Гергиевым, это и есть праздник – праздник соприкосновения с Прекрасным. И каждый, кто с тобой эту радость разделяет, становится тебе словно родным. Такова великая сила Искусства.
...Звенит третий звонок, в зале медленно гаснет свет и на сцене появляются артисты оркестра. Затем выходят Лилия Зильберштейн и Валерий Гергиев. Он все тот же, каким был и днем, на церемонии награждения: походка исполнена достоинства, уверенности в себе, но без барской вальяжности, которой зачастую грешат маститые мэтры. И в то же время что-то неуловимое изменилось в нем, и дело, конечно, вовсе не в отменно сидящем фраке, добавляющем торжественности образу Маэстро. Просто днем это был Валерий Гергиев – общественный деятель, а это хотя и очень важная, но все же лишь сопутствующая его основному делу жизни сфера. Теперь это Валерий Гергиев-Музыкант, который творит вокруг себя новый мир и который лишь в этом мире, полном гармоничных звуков, по-настоящему живет.
...После продолжительных приветственных аплодисментов на несколько секунд зал наполняется тишиной. Пальцы пианистки застыли на клавишах рояля в положении «готовность номер один», смычковые, духовые, ударные инструменты – все ждет только одной безмолвной, но всевластной команды – взмаха дирижерской палочкой.
И вот рука дирижера «говорит» свое первое «слово» – и сонмы живительных аккордов летят ввысь, заполняя собой все вокруг: время, пространство, воздух... Кажется, ты дышишь уже не кислородом, а этими нотами. Поэтому каждая клеточка твоего существа как-то по-особенному отзывается на такты музыкального «рассказа». И кажется в эти мгновения, что истинная жизнь – только здесь, в стенах этого зала, что только тут Глубина и Смысл, а за его пределами – лишь бутафория жизни.
Оказавшись на концерте под управлением Валерия Гергиева, ты становишься участником какого-то невероятного священнодейства, где все решается по мановению волшебной палочки... И если бы эта палочка стала такой же всесильной и за пределами концертных площадок, мир, наверное, стал бы гораздо чище и добрее...

Фото автора и Натальи Романовской
Автор: Диана Ревазова

Вернуться назад
Рейтинг@Mail.ru