Главная > Газета СО > Легенды, о которых помнят горы

Легенды, о которых помнят горы


26 февраля 2016. Разместил: 00mN1ck
Легенды, о которых помнят горы


«Народ, не знающий или забывший свое прошлое, не имеет будущего», – сказал древнегреческий философ Платон. Может быть, поэтому испокон веков люди изучали историю своего рода, свою генеалогию? Не были исключением и наши предки, сохранившие для потомков многие интересные легенды. В этом материале речь пойдет о происхождении фамилий Сохиевых–Сухиевых, Мхциевых–Махциевых, Гагуловых и Хасцаевых.

Как говорится в одной из легенд, родоначальник фамилии Сохиевых Сох из Урсдонского ущелья Уалладжыры ком во время охоты облюбовал красивые места на левом берегу реки Ардон и решил там поселиться.

По преданию, пересказанному Дзаххотом Сохиевым, в те далекие времена местность современного Верхнего Мизура принадлежала ногайцам. Сохиевы также заявили на нее свои права. Чтобы не пролилась кровь, было решено устроить борцовский поединок, победителю которого отходила земля в полное владение. Ногайцы выставили своего силача. Сох же, подметив как-то, как его невестка, отодвигая теленка от вымени коровы, взяла того за ногу и перекинула через забор, принял решение облачить девушку в мужскую одежду и выставить ее на поединок. Девушка с легкостью одолела своего соперника, и осрамленные ногайцы были вынуждены уступить землю Соху, которую он назвал в честь своего отца Мизуром.

Если учесть, что Мизур был основан приблизительно в середине XVI века, то вышеприведенные события можно отнести к тому периоду времени. Косвенно в пользу версии основания Мизура Сохом говорит и то, что Сохиевы в селении занимали высокое положение. Их дома располагались на возвышенности, в самом престижном месте, которое носит название Стыр Мизур. Рядом на крутом отроге, на огромном скальном выступе, располагалась боевая башня Сохиевых. Она служила укрытием от неприятелей и диких животных.

Сохиевы - древняя фамилия, имевшая свой тотем. По утверждению Беслана Сохиева, им являлся медведь.

Со слов Нины Сохиевой, жительницы поселка Мизур, скальное образование под башней было в форме огромного орла, смотрящего вниз на ущелье. На орле и под ним располагались три фамильных святилища. На голове – Тутырыкувæндон в честь покровителя волков, одного из главных небожителей в осетинском пантеоне. На левом крыле - Фæлвæрайыкувæндон в честь покровителя домашнего скота. Под орлом, в пещере – Сафайыкувæндон, в честь покровителя домашнего очага и надочажной цепи. Сафайыкувæндон было главным святилищем Сохиевых. По обеим сторонам от него находились две деревянные пристройки: Губийыуат и Бзæйыуат. Первая была сооружена в честь Губи, легендарного представителя Сохиевых, прославившегося большим ростом и огромной физической силой. Вторая пристройка была посвящена Бза Сохиеву, одному из первых осетин, отправившемуся на заработки в Канаду. Бза побывал во многих странах мира и вернулся обратно в Мизур человеком с широким кругозором, чем заслужил уважение односельчан.

Еще одно фамильное святилище Сохиевых располагалось на окраине Верхнего Мизура и называлось Сау Уацилладзуар. Оно было посвящено покровителю земледелия и урожая, громовержцу и повелителю бурь.

По воспоминаниям старейшин, помимо святилищ Сохиевых, в Мизуре также были и другие: Хуыцауыдзуар, Лæгтыдзуар, Кæрдæгхæссæныдзуар, Ичъынайыдзуар, Хоры Уацилла, Фосы Фæлвара, Елиатæ, Галæгон. Кроме того, в 1890 году в селении была построена православная Михаило-Архангельская церковь.

Из всех святых в осетинском пантеоне Сафа считался главным у Сохиевых.

По рассказу Таймураза Бтемирова, племянника Сохиевых, фамилия в Мизуре обладала сундуком Сафа, в котором хранились священные реликвии: девять бусин, каждая размером с куриное яйцо, старинное издание Библии, золотой крест, которым освящалось молоко, золотые столовые приборы и посуда. В течение года эти священные предметы хранились в сундуке Сафа в доме поочередно у каждой семьи. Во время церемонии смены дома выносился крест с сундуком Сафа и совершался крестный ход. Никто, кроме Сохиевых, не имел права находиться рядом. Представители других фамилий должны были сидеть по домам и не выходить на улицу. Сохиевы шествовали в белых одеяниях по вычищенным дорогам. Во время этого сакрального действа проводилось гадание по бусине. Мутный цвет предвещал для фамилии нехороший год и даже возможную потерю среди членов рода. Сияющая бусина означала благоприятный период. Затем Сохиевы устраивали фамильный пир.

Хранители сакральных предметов в течение года должны были соблюдать определенные ритуальные правила. Нарушителей, как считалось, ожидала небесная кара. Один такой случай произошел с Дзаххотом Сохиевым в возрасте от 4 до 7 лет. В том году сундук Сафа хранился в его семье. Как-то на крыше его дома расстелили свежеснятую шкуру лошади, что было табу. Мальчик в тот же день перестал видеть. Отец Дзаххота отправился к народному целителю Хаиру Дудиеву в селение Быз. Осмотрев мальчика, тот сказал, что ничего сделать не может, потому что причина недуга находится в их доме в Мизуре. В тот же день шкуру лошади поспешили убрать - и к Дзаххоту вернулось зрение.

По воспоминаниям Сослана Сохиева, жителя селения Верхний Мизур, другой подобный случай произошел с подростком из фамилии Зангиевых, который без спроса взял у Сохиевых священную золотую ложку из сундука Сафа. Через несколько дней мальчик ослеп. Его мать, прознав о краже, поспешила вернуть ложку обратно и устроить кувд. После этого к подростку вернулось зрение.

Подобные легенды - на грани фантастики и реальности - в устных преданиях Сохиевых встречаются очень часто. Многие из них в литературной обработке донес до современников известный осетинский писатель Азамат Кайтуков. Сохиевы в некоторых его рассказах, например, «Последний поход Дзаха», являются главными действующими лицами.

Сохиевы никогда не участвовали в забое свиней, так как этих животных мизурцы, так же, как и другие осетины, никогда не приносили в жертву. К тому же кто-то из фамилии в давнишние времена отравился свининой, и с тех пор Сохиевы не употребляли это мясо в пищу. Так как в Верхнем Мизуре располагается большое количество святилищ, в селении перестали разводить свиней не только Сохиевы, но и другие фамилии.

Испокон веков Сохиевы являлись хранителями и продолжателями духовных ценностей мизурского общества. Но со временем традиции стали забываться, святилища - оскверняться. Последним хранителем реликвий Сохиевых был Бза. После того, как одно из святилищ Сохиевых в XX веке пострадало от местного пастуха, загнавшего в него скот, Бза решил закопать сакральные предметы в неизвестном месте со словами, что нынешнее поколение осетин не проявляет к ним должного уважения. Позднее реликвии были найдены у него в доме, после чего бесследно пропали.

По архивным сведениям XIX века, приведенным в книге профессора Руслана Бзарова, Сохиевы в Мизуре занимали привилегированное положение. Их насчитывалось 8 дворов. Они имели 6 семей кавдасардов и более 25 холопов. Для алагирских обществ это было нехарактерно.
В XIX - начале XX вв. Сохиевы из Мизура стали переселяться на равнину. Основная их часть обосновалась в Салугардане (ныне Алагир), меньшая — в Зилахаре, Црау, Ардоне, Христиановском (ныне Дигора) и Фалдоне.

Легенды, о которых помнят горы


С основанием Зилахара связана старинная легенда о Сохиты Лохе. Он был известным охотником и обладал огромной физической силой. Как-то раз он отправился охотиться на оленей и сам не заметил, как очутился на поляне Зилахар. Местность ему понравилась, и он, построив шалаш, решил ее обжить.

Поляна Зилахар и окрестные земли в то время принадлежали одному из кабардинских князей. Прознав про незваного чужака, занявшего его земли, князь решил сам посмотреть на Лоха. Подъехав к поляне Зилахар, князь со своими людьми повстречал могучего человека, возвращавшегося с охоты. На одном плече он нес оленя, на другом - бревно для костра. Силачом оказался Сохиты Лох.

Легенды, о которых помнят горы


Охотник остановился, поздоровался с князем за руку и пригласил в свой шалаш. Кабардинец с удовольствием принял приглашение. Лох угостил гостей олениной, после чего князь, пораженный необыкновенной силой охотника, решил подарить тому всю местность Зилахар.

Именно поэтому, считая поляну Зилахар своей, в 1887 году вместе с односельчанами из Мизура и переселенцами из Суларта и Гусойта Сохиевы на севере Алагирского ущелья между реками Цраудон и Мастидон основали селение Зилахар. К сожалению, люди не учли, что царские власти, не признавая права мизурцев на данную территорию, были против этого переезда. Поэтому в 1909 году начальник Терской области предписал выселить осетин, а их жилища разрушить. Приказ был исполнен, но в 1912 году зилахарцы вернулись обратно, отстроив дома заново.

Массовому переселению Сохиевых способствовало и сильное землетрясение, случившееся в 1922 году. Стихийное бедствие разрушило многие дома сельчан. Не пощадило оно и башню Сохиевых, которая сильно пострадала. Позднее местные жители, к сожалению, разобрали памятник архитектуры по камням.

По рассказу Нины Сохиевой, часть Сохиевых переселилась в Закавказье в место, богатое уникальными минеральными источниками. Обосновались они на территории современной Южной Осетии, на правом берегу реки Паца. Селение назвали Сохита (ныне Сохта). Спустя какое-то время почти все Сохиевы покинули это место, перебравшись в Грузию. От них пошли несколько грузинских фамилий: Сухиташвили, Сухишвили, Сухиашвили и др. Некоторые из них до сих пор помнят о своем осетинском происхождении.

Некоторых мизурских Сохиевых переписали на грузинский лад, и они стали называться Сухиевыми. Так произошло с Сохиевыми, переселившимися в селение Мна Трусовского ущелья. Позднее, в советское время все Сухиевы из Мна перебрались в селение Чермен Пригородного района Северной Осетии.

В основном Сухиевы были священниками в сельских церквях Ардона, Мна, станицы Черноярской. Самый известный их представитель - выдающийся священник, миссионер и просветитель Михаил Сохиев-Сухиев, являющийся одним из основателей Ардонской духовной семинарии. По одним документам он значится как Сохиев, по другим - Сухиев. У него была родная сестра Кызмыда, известная тем, что была мачехой Коста Хетагурова. Ее фамилия не подверглась изменению, и в девичестве она носила фамилию Сохиева.

После присоединения Осетии к России многие Сохиевы-Сухиевы стали священнослужителями. Помимо Михаила, история сохранила память о таких духовных служителях, как Гавриил (отец Михаила), Харитон (протоиерей, родился в Мизуре, служил в Вольно-Христиановском), Александр (учитель Салугарданской церковно-приходской школы), Соломон (по-осетински -Тасолтан, священник из Верхнего Мизура) и Кырым (священник из сел. Мна Трусовского ущелья).

От Сохиевых берут свое начало несколько других осетинских фамилий.

По преданию, записанному в 1992 году со слов 88-летнего Цара Мхциева, в середине XVIII века Мхци Сохиев жил в родительском доме в Верхнем Мизуре, когда произошло событие, в корне изменившее его судьбу.

В те времена мальчиков-горцев нередко похищали терские казаки. Случилось так, что Мхци в юношестве насильно увезли в станицу Павлодольскую. Казаки решили отдать ему в жены одну из своих девушек и тем самым принудить навсегда остаться у них.

Первые дни юноша находился под бдительной охраной, и ему не удавалось покинуть станицу. Но через какое-то время, улучив момент, Мхци сбежал. На его поиски были отправлены казаки, взявшие под контроль близлежащие дороги. Юноша понимал, что рано или поздно его все равно найдут и вернут к невесте: местные власти всегда защищали интересы станичников. Поэтому он решил откупиться.

Эта история приключилась в 1763 году, когда русские миссионеры, обращая горцев в христианство, отправляли осетин на паломничество в православную церковь, к тому времени построенную в Моздоке. К одному из таких караванов и присоединился Мхци под видом батрака, чтобы добраться до места.

Приехав в Моздок, он первым делом явился к павлодольским станичникам и заплатил за свое освобождение имевшимися у него деньгами. Казаки, восхищенные его смелостью, отпустили парня с миром.

Когда возмужавший Мхци вернулся домой в Мизур, в живых он застал лишь своего родного младшего брата Гагула и сводного брата по отцу —Хосдзау. Их земли были самовольно захвачены соседями. Как рассказал в 1993 году 65-летний Владимир Мхциев, Мхци, не желая терпеть подобную несправедливость, попытался выдворить непрошеных гостей со своей земли, но из этого вышла лишь кровавая ссора, в ходе которой погиб один из вероломных соседей. Родственники убитого, как водилось в старину на Кавказе, желая отомстить, стали преследовать обидчиков, и трем братьям - Мхци, Гагулу и Хосдзау - пришлось навсегда покинуть родительский дом в Мизуре.

Хосдзау бежал в Дзинагу. Там он поселился и, чтобы кровники не смогли его отыскать, сменил свою фамилию на Хосдзауты (дигор. Хуасдзаути, рус. Хасцаев). Двое других братьев Мхци и Гагул перебрались в соседнее Куртатинское ущелье и укрылись в доме Гутновых в селении Дзивгис. Затем братья перебрались выше по ущелью, обосновавшись в двух соседних селениях Цимити и Кадат.

Цимити являлось центром Цимитинского общества Куртатинского ущелья. Его основателем считается Цымыти – военачальник последнего осетинского царя Ос-Багатара. Цимити с его отселками Кадат, Хидикус и Урикау населяли привилегированные фамилии (уздени) Цимитинского общества, возводившие свое происхождение к одноименному осетинскому военачальнику. Пришлым фамилиям в нем селиться запрещалось. Но Мхци и Гагулу Сохиевым, по преданию – потомкам самого Ос-Багатара, это позволили, что говорит о высокой чести, оказанной им.

Братья сменили фамилию отца на соответственно Мхциаты (рус. Мхциев) и Гагуылаты (рус. Гагулов). Так как братья принадлежали к богатому и знатному роду, на первых порах деньги у них имелись. Мхци построил родовые башни: полубоевую с хозяйственными сооружениями в Кадате и боевую - в Цимити.

Вероятно, осетинское имя Мхци происходит от абазинской фамилии Мхце. Сохиевы были знатной и могущественной фамилией. Обосновывая свое высокое происхождение, сами Сохиевы в 1859 году в прошении в комитет по разбору личных и поземельных прав туземцев Военно-Осетинского общества написали, что происходят от Цахила, внука последнего осетинского царя Ос-Багатара из рода Царазонтæ. В Мизурском обществе, к которому они принадлежали, многие влиятельные фамилии вели свое происхождение от Цахила, поэтому браки между ними запрещались. Сохиевы брали себе в жены девушек из знатных фамилий Осетии, Грузии, Кабарды и других регионов Кавказа.

Вероятно, матерью Мхци и Гагула являлась девушка из княжеской абазинской фамилии Мхце. Этот род ведет свое начало из абазинского селения Мхц, расположенного на берегу одноименной речки на территории современного Гальского района Абхазии. Поэтому старшего сына назвали в честь материнской родни.

Существует также другая русифицированная форма фамилии Мхциатæ - «Махциевы». Она появилась в 1930-х гг. в Таджикистане, где служил в Объединенном государственном политическом управлении (ОГПУ) Цара Мхциев.

Таджики видоизменили фамильное имя «Мхци» («Мхси») на «Максум». Это прозвище так прочно закрепилось за Цара, что впоследствии к его фамилии чиновники добавили букву «а». Так родилась новая фамилия Махциевых. В 1945 году Цара с детьми переехал на работу в Моздок. Позднее к нему присоединился его троюродный брат Батырбек (Борис) и другой близкий родственник Астемур, потомки которых уже по документам стали Махциевыми.

Во время переселения осетин на плоскость вместе с другими куртатинцами в середине XIX века Мхциевы переехали в селение Кадгарон, Гагуловы - в Кадгарон и в Суадаг. Хасцаевы из Дзинаги перебрались в Вольно-Магометановское (ныне Чикола).

После трагических событий, заставивших трех братьев уехать из Мизура, Хосдзау навсегда потерял связь с Мхци и Гагулом, оказавшимися в Куртатинском ущелье. Потомки братьев стали носить уже другие фамилии, и до настоящего времени куртатинцы Мхциевы и Гагуловы не знали о своем родстве с Хасцаевыми.

Гагуловых из Суадага царское правительство включило в сословие узденей I степени. По сведениям доктора исторических наук Нины Махциевой, найденным в Центральном государственном архиве республики, памятуя о своем знатном происхождении, Мхциевы также подали прощение о переводе их в разряд аристократов.

Сохиевы были причислены к сословию узденей. Испокон веков они выполняли обрядовые и культовые функции осетин Мизурского общества. В Мизуре же находился и родовой ныхас всех потомков Цахила и Кусагона.

Автор статьи: С. Алагаты

Вернуться назад
Рейтинг@Mail.ru