Главная > Газета СО > Глоток хорошего вина

Глоток хорошего вина


11 июля 2016. Разместил: 00mN1ck
Глоток хорошего вина


У французского классика Кристиана Жака есть чудесная комедия «Закон есть закон», где играют Фернандель и Тото. Затрапезный городок стоит на границе Франции с Италией и разделен ею на две части. Там даже есть дома, через которые прошла государственная граница: кухня – в Италии, а гостиная – уже во Франции. Таможенники лютуют, контрабандистам раздолье, нелепость всем ясна, но закон есть закон...

Примерно такая же граница в наши дни разделила горное селение, где грузины из села Тэли испокон веков ходили в гости к осетинам в село Толи, и на общем кладбище покоятся их предки. Где-то там, за холмами, бродят танки, стерегут незыблемость границ, а здесь только утлый шлагбаум да двое служивых – лейтенант Гоги и русский пограничник Максим; обоим выполнять свой долг под недоуменными взглядами односельчан как-то неуютно. А те и вправду не могут понять, почему отнести тетке пирожок – это уже контрабанда. «Если нам нельзя встречаться, – я не хочу жить на этой земле!» – категорически заявит аксакал Кахи в упоительном исполнении Кахи Кавсадзе. И весь комедийный фильм «Тэли и Толи» выстроен на этой нелепой ситуации, когда политики изобретают один глупый закон за другим, а людям остается только разводить руками. Но жизнь, слава ей, всегда берет свое. Тоже банальная истина, но как раз об этом фильм Александра Амирова «Тэли и Толи».

По нынешним фестивальным критериям это вообще не кино: нет ни тоскливой зауми, ни упаднических настроений, ни авторских ребусов, над которыми любят ломать голову знатоки. Сценарий Владимира Гутнова, Ольги Погодиной-Кузминой и Анатолия Дзиваева, говорят, несколько лет искал продюсера, достаточно отважного, чтобы запустить картину «неформатную», потому что добрую.

Рискнула Наталья Иванова, работавшая с Амировым над фильмом «Две женщины» как с монтажером. Потом от готовой картины отказался «Кинотавр», но вот Московский фестиваль взял «Тэли и Толи» в программу специальных сеансов – и это значит, что лед тронулся: нормальное кино отстаивает свое достоинство и свои права доставлять людям удовольствие. Вероятно, для этого потребовалась определенная смелость отборщиков, потому что такая категория, как удовольствие, знатоками уже скоро полвека не рассматривается всерьез: при словах «позитив» или «душевность» они хватаются за пистолет.

Редчайшее качество картины дебютанта Амирова – она неотразимо обаятельна. Полные света и воздуха просторы Кавказских гор, стремнина хиленькой горной речушки, разделившей два села и две страны, зеленый ковер, укрывший этот райский уголок, колоритные человеческие характеры – здесь все дышит неспешным покоем, все уходит корнями в глубину веков. Здесь чтут память предков и помнят их заветы, здесь царят вековые традиции и далеко разносятся полузабытые нашим кино прекрасные кавказские песнопения. Здесь приязнь и доверие друг к другу стали главным принципом жизни. В таком антураже даже невесть откуда явившийся танк со своим неуверенно встающим боевым орудием кажется, безусловно, лишним и потому нелепо комичным. Здесь все напоминает о вечном, перед которым бессильны придуманные людьми законы: законы однажды отменят, а вечное – останется. После мутной браги, которая десятилетиями бродит на наших экранах, «Тэли и Толи» кажется глотком родниковой воды. Или, правильнее, хорошего грузинского вина, ибо «предки воду не пили!» Решительно отскребая от себя шелуху последних киношных «трендов», этот фильм возвращается к первоосновам. Простодушие – его главная интонация, но это только кажется: здесь все себе на уме, все не лезут в карман за словом, включая режиссера. Каждый его ход ненавязчиво остроумен и полон теплого юмора – это, несомненно, взгляд влюбленного человека, которому легко прощаешь любой перебор: он – искренен. И это все, конечно – в полной гармонии со знаменитыми кавказскими тостами, где велеречивость и преувеличение достоинств входят в жанр: без них тост – не тост. Разумеется, есть и влюбленные, даже любовный треугольник, потому что по завещанию бабушки из Канады на голову свалится богатый жених, тоже вполне себе обаятельный, девушке предстоит трудный выбор…

Замечателен кастинг фильма: давно я не встречал такой безупречный ансамбль, когда, что ни лицо – то сюжет и событие, невозможно оторваться. Не потому, что все Венеры и Аполлоны, хотя красоты в фильме хоть отбавляй, а потому, что есть внутренний свет, и лица читаешь, как книгу. Если перечислить этих отличных актеров, список занял бы всю концовку статьи, читайте лучше титры.

Как режиссер Александр Амиров дебютант. Но он обладатель премии «Золотой орел» за монтаж фильма «Дом», на его счету как монтажера, в частности – такая изысканная картина, как «Две женщины» по Тургеневу. Кинематографическая культура его первой режиссерской работы тоже не вполне обычна для нашего небрежного кино: здесь безошибочно точный ритм. При полном отсутствии напряженного сюжета он не даст заскучать ни секунды, в нем тоже есть некая улыбчивость.

Интонационно фильм напомнит буколические грузинские картины советских времен, он идеально отвечает былому девизу Московского фестиваля: «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами!». Но в нем совершенно современное дыхание и более чем актуальная проблематика, интерпретированная весело и оптимистично. Так что в конечном итоге эта непритязательная комедия воспринимается как послание обезумевшему миру, который погряз в распрях и забыл о своих корнях, истоках и традициях. Как ностальгия по настоящему…

Автор статьи: Валерий Кичин («РГ» № 7007 (139) за 24.06.2016 г.)

Вернуться назад
Рейтинг@Mail.ru