Главная > Газета СО > "…И пусть свеча не гаснет!"

"…И пусть свеча не гаснет!"


7 ноября 2017. Разместил: 00mN1ck
…"Для меня безусловно, что Григорий Горин – один из величайших русских драматургов ХХ века, – писал об авторе "Тиля" и "Того самого Мюнхгаузена" известный российский прозаик, журналист и режиссер Андрей Максимов. – Он очень хорошо понимал: драматург должен говорить про самое главное, про самое сущностное в бытии человека. Ведь тех, кто говорит про не главное, и так хватает…"

"…И пусть свеча не гаснет!"


На сцене владикавказского Русского академического театра имени Евгения Вахтангова горинские пьесы ставились не раз. "Поминальная молитва" ("Мир вашему дому"!), "Чума на оба ваши дома", "Шут Балакирев" – эти его постановки Владикавказ запомнил как спектакли-события. Спектакли глубокие, умные, тонкие, завораживающе красивые. Приглашающие зрителя к очень честному и очень искреннему разговору именно об этом – "самом главном"… И на премьеру трагикомедии Григория Горина "Кин IV" в постановке режиссера Изабеллы Каргиновой, которая прошла в Русском театре 4 и 5 ноября и которую владикавказская публика обсуждает сейчас взахлеб, билеты разлетелись тоже еще загодя. Без остатка. Оба вечера в зале были "под завязку" заполнены не только балкон, но и приставные стулья, а аплодировала в финале актерам и режиссеру публика стоя. Долго – и горячо…

К образу и судьбе великого английского трагика начала ХIХ века Эдмунда Кина театр и кино обращались не однажды. Александр Дюма-отец написал о нем пьесу "Кин, или Гений и беспутство". В ХХ веке ее по-своему переработал Сартр. В роли Кина блистали Иван Мозжухин и Жан-Поль Бельмондо. А первая премьера горинского "Кина IV" состоялась в России в 1991 году на сцене Московского академического театра им. Маяковского, который в сентябре нынешнего года побывал с гастролями у нас во Владикавказе: Кина в этом спектакле играл Александр Лазарев, а короля Британии Георга IV, человека, накрепко связанного с главным героем пьесы, "королем английских подмостков", пронесенными через всю жизнь очень сложными, мучительно-противоречивыми отношениями дружбы-вражды – Игорь Костолевский … В постановке Изабеллы Каргиновой заняты два актерских состава: Эдмунд Кин – заслуженный артист РСО–А Алан Цаллаев и народный артист РСО–А Алан Албегов, принц Уэльский, он же король Георг IV – заслуженный артист РСО–А Роберт Кисиев и Никита Верзилин, суфлер Соломон, "он же гример, костюмер, рабочий сцены, слуга и любой другой персонаж, который потребуется для спектакля" – заслуженный артист РСО–А Роман Беляев и народный артист РСО–А Валерий Попов, неуемная великосветская интриганка по призванию, графиня Эми Госуилл – заслуженная артистка РФ Наталья Серегина и народная артистка РСО–А Анжелика Тер-Давидянц, супруга Соломона, Саломея – Елена Горячева и Ангелина Ишкова… "Я рекомендую зрителям посмотреть оба состава. Потому что это – не совсем одинаковые спектакли: каждый состав привносит в спектакль свои нюансы", – поделилась с журналистами перед премьерой сама режиссер-постановщик. А "стержневую", главную тему "Кина IV" она определяет для себя так: "Это – пьеса о вечном. О предательстве и лицемерии, о мнимом и истинном…" И – о том, что человек должен всегда оставаться человеком. На сцене – и в жизни. В любви – и в дружбе. Не поступаясь собственной совестью – и не разменивая ее золото на фальшивые медяки. Неважно, кто он – король или актер…

А еще это – спектакль о творце и власти. О том, каково это – творить, когда тебе пытаются этак вроде бы ненавязчиво, с чарующей улыбкой напоминая о старой дружбе, которая не ржавеет, и о совместных бесшабашных проказах бурной молодости, наступить изящным ботфортом с усыпанной драгоценными камнями пряжкой на горло. О служении сцене, которое "не читки требует с актера, а полной гибели всерьез". О том, что большая политика – это подчас тот еще театр абсурда, на подмостках которого грань между трагедией и пошлым площадным фарсом тонка до неосязаемости… "Актерство – не плащ, не шляпа, не цилиндр… Его нельзя снять в костюмерной… Как же мне выпрыгнуть из самого себя?! Разве что умереть?.. И это не выход. И на мертвого меня соберется огромная толпа… Так и передайте его величеству! Не он мне приказывал стать актером, не ему дано запрещать. Ибо мой главный зритель – там, на небесах. Я думаю, Он и сейчас занял место в своей ложе и с улыбкой наблюдает за мной… И для Него я буду лицедействовать, петь и плясать, пока хватит сил!.." – когда во время первого премьерного показа спектакля 4 ноября Алан Цаллаев-Кин произносил со сцены этот яростный монолог, тишина в забитом под потолок зале висела мертвая. Звенящая. А потом взорвалась аплодисментами…

В спектакле, роскошно оформленном художником-постановщиком (она же – художник по костюмам), заслуженным работником культуры РСО–А Светланой Володиной, звучат Бах, сонеты Шекспира и "Реквием" Александра Лебедева, которые тоже читает, по ходу действия, Кин. Человек, во всеуслышание называющий себя лицедеем по призванию, но до самосожжения честный и с самим собой, когда он перевоплощается на подмостках в Отелло, Шейлока и Лира, и со зрителем, и с любимой женщиной – своей супругой-актрисой Анной Дэмби (Анастасия Алехина), и с врагом – отвергнутым ею женихом, лордом Мьюилом (народный артист РСО–А Владимир Карпов), и с предавшим его другом – Георгом IV… Человек сложный, колючий, "неудобный", не раз больно расшибавшийся об острые углы жизни, но оставшийся в памяти современников и потомков как Актер от бога, который умер в 1833 году на сцене театра Ковент-Гарден, играя все того же "венецианского мавра". Георга IV, вошедшего в историю Британии как монарх откровенно бездарный, прославившийся разве что своей зашкаливающей эксцентричностью и масштабами растранжиривания государственной казны на увеселения, роскошь, балы и фавориток, исторический, реальный Кин пережил на три года. В спектакле Изабеллы Каргиновой они уходят в распахнувшийся перед ними сияющий портал, ведущий в Вечность, вместе. Рука об руку. Один все-таки сумел смирить, умирая, монаршью гордыню, а другой – простить…

"Это уже вторая постановка Изабеллы Каргиновой на сцене нашего театра, в центре которой – Его Величество Актер. Первой был спектакль "Любовные игры Сары и Элеоноры" по пьесе Зиновия Сагалова, посвященный великим актрисам Саре Бернар и Элеоноре Дузе. Красивый, яркий, талантливый, он полюбился публике, и очень надеюсь, что так будет и с "Кином IV", – поделился с "СО" худрук и директор Русского театра, народный артист РФ Владимир Уваров. А о том, что быть Актером – значит щедро дарить другим огонь своего сердца, лучше всего сказал в спектакле сам Кин. "Гуляка праздный" и гений, бросающий в зрительный зал бесшабашно и убежденно: "…И пусть свеча не гаснет!.."

Автор: Елена Толоконникова

Вернуться назад
Рейтинг@Mail.ru