Главная > Газета СО > Страсти по "Фатиме"

Страсти по "Фатиме"


30 декабря 2017. Разместил: 00mN1ck
…Театр жив, пока в него ходят. Пока он востребован зрителем – и сам не боится зрителя удивлять. Ошеломлять. Приподнимать (пусть даже за шиворот) над повседневностью и обыденностью, счищая с его души корку ржавчины – и заставлять его думать и душой работать. Любой театр – и национальный, в том числе.

Страсти по "Фатиме"


А когда о его новой постановке, да еще на сюжет классический и со школьной скамьи всем хрестоматийно известный, запальчиво спорят, но она тем не менее упрямо собирает раз за разом в театре полный зал – это как минимум уже свидетельство: она получилась живой. Задевшей какой-то оголенный нерв в зрительской душе… И если оценивать премьеры, которые наша публика увидела на сценах театров Владикавказа в уходящем году, именно по такому критерию, как накал развернувшихся вокруг них дискуссий, то пальму первенства в номинации "Премьера-2017" однозначно получит спектакль "Фатима", поставленный Северо-Осетинским государственным академическим театром им. В. Тхапсаева по мотивам одноименной поэмы Коста Хетагурова.

Инсценировка – лауреата Госпремии имени Коста, народного поэта Осетии Тотраза Кокаева. Постановка – еще одного ее лауреата, заслуженного артиста России Тамерлана Сабанова. Оформление – художницы Эммы Вергелес. Музыка – композитора и аранжировщика Мурата Плиева. Звездный актерский состав, выбранный режиссером на главные роли: Фатима – заслуженная артистка РСО–А Залина Галаова, Джамбулат – заслуженный артист РСО–А Александр Битаров, Наиб – народный артист РСО–А Анатолий Галаов, Ибрагим – Сослан Цаллагов… Все это уже заранее подогрело градус зрительского интереса к спектаклю, премьера которого с аншлагом прошла в Осетинском театре 14 апреля. Как и интригующие обещания рекламных анонсов: "Новый взгляд на бессмертную поэму Коста и новая ее трактовка…" Публика ждала от "Фатимы" многого. Ждала открытий. Ярких сценических находок. Прорывов. И этот спектакль действительно стал для Владикавказа спектаклем-событием, бурно обсуждавшимся и в прессе, и в соцсетях, и "сарафанным радио". А оценки "в массах" вызвал очень разноречивые. От безоговорочного: "Здорово!" – до въедливой критики.

Кого-то смутило в спектакле алое, богато расшитое золотом платье Фатимы: "Не одевались так в позапрошлом столетии в Осетии, даже для дочери князя это слишком кричаще и броско!.." Кого-то – "недостаточно героичный" Ибрагим. Кого-то – "слишком картинная" смерть Наиба на сцене и явление его призрака Фатиме (из тех, кому спектакль не понравился, про "тень отца Гамлета" в этом контексте не вспомнил в соцсетях, пожалуй, только ленивый). Кого-то резануло, что Джамбулат стал в спектакле не только убийцей, но и святотатцем… "Насколько органично соответствует то, что нам показали в "Фатиме", букве и духу поэмы Коста? И насколько достоверно отображен в спектакле историко-этнографический контекст эпохи, которая "воскрешается" на сцене?" – эти вопросы были "озвучены", в том числе, и на "послепремьерном" обсуждении "Фатимы", организованном республиканским минкультом. К участию в нем были приглашены известные в Осетии мастера театра, историки, литературоведы. Что тоже стало событием для театральной жизни республики последних лет по-своему совершенно беспрецедентным.

Немало откликов – тоже очень разных – вызвал у читателей "СО" и посвященный "Фатиме" острый полемический материал народного артиста РСО–А Эдуарда Даурова "Безусловность условности", который наша газета опубликовала в мае. Словом, одни спектакль ругали. Другие встали на его защиту грудью. А Осетинский театр ровно через полгода после этой своей нашумевшей премьеры, 14 октября, торжественно открыл новый, 82-й сезон, "старт" которого приурочил к 158-летию со дня рождения Коста, именно "Фатимой". И "Фатима" опять собрала в его зале аншлаг.

"Классика – она и театр, и режиссера, и актера или приподнимает до своего уровня и дарит им крылья, или, если ты сам до этого уровня "недотягиваешь", может тебе жестоко отомстить. И для меня "Фатима" – очень ответственная работа. Этапная. Мы ставили ее как спектакль не только о любви. Но и в первую очередь о святости таких вечных понятий и ценностей, как "долг" и "семейные узы", – подчеркивает сам Тамерлан Сабанов. А истина – она, наверное, и должна рождаться в споре. Живом – и о том, что никак не назовешь мертвым, "засушенным" и скучным. И на национальной театральной сцене – тоже…

Автор: Елена Толоконникова

Вернуться назад
Рейтинг@Mail.ru