Главная > Газета СО > Акварельное волшебство

Акварельное волшебство


20 ноября 2018. Разместил: 00mN1ck
…Она – человек просто потрясающе светлый. Талантливый. Богатый душой. Щедро, настежь распахнутый навстречу миру и людям – и влюбленный в красоту бытия горячо и нежно… "Королева осетинской акварели" – так назвал ее, изысканно-великолепного и тонкого художника-графика, кто-то из арт-критиков.

Акварельное волшебство


Ее пейзажи и натюрморты каждым мазком убеждают: мир – волшебен. Ее офорты и иллюстрации к произведениям Коста Хетагурова, осетинским нартским сказаниям, "Рамаяне", арабским сказкам, Брехту и сборникам современных поэтов Осетии – это пиршество для сердца. Она и сама пишет замечательные стихи. С огромным успехом выставляется и дома, в республике, и за пределами Северного Кавказа – в том числе, за рубежом. Много ездит по миру, а ее работы сегодня хранятся в фондах галерей, музеев и в частных собраниях коллекционеров Осетии, Москвы, Франции, Германии, Голландии, Люксембурга, Дании, Италии, Израиля и США…

Все это – заслуженный художник РСО–А Фатима Цаллагова. Замечательный осетинский мастер кисти, одна из первых выпускниц Владикавказского художественного училища, с блеском окончившая в 1986 году еще и факультет графики Санкт-Петербургского (тогда – Ленинградского) института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, 18 ноября она отмечает юбилей. "Навстречу" ему и открылась 15 ноября во Владикавказе, в выставочном зале Национальной научной библиотеки РСО–А, ее большая персональная выставка.

– Фатима – не просто поэт в графике. Она – человек изумительно разносторонний. Ну, хотя бы: творчество с преподавательской работой художнику совмещать всегда непросто, но за последние несколько лет она успела защитить кандидатскую диссертацию в области педагогических наук, преподает сегодня и в ВХУ – в своей альма-матер, и в Республиканском лицее искусств, и на факультете искусств СОГУ… Но все равно остается при этом, прежде всего, художником. Профессионалом, познавшим весь диапазон возможностей такой сложной техники, как акварель, – подчеркнула, открывая выставку, ее ведущая – искусствовед Зара Газданова.

– Когда у художника есть "свой" зритель, это дорогого стоит. И это дает художнику такие силы… То, что сегодня в этом зале собралось столько поклонников таланта Фатимы Цаллаговой, ее коллег, ее однокашников по ВХУ, ее друзей и учеников – тоже подтверждение: ее творчество по-настоящему любимо в Осетии. Акварель не зря называли когда-то "живописью аристократов", и весь аристократизм творческой натуры Фатимы в этой технике, которой она остается верна уже многие годы, проявился сполна, – не скрывал эмоций, вручая Фатиме Цаллаговой Почетную грамоту Союза художников РСО–А, его председатель Таймураз Маргиев.

…Представлены на выставке станковая и книжная графика художницы. Пейзажи, натюрморты, женские портреты, пленэрные этюды, иллюстрации к творчеству поэтов Осетии и нартскому эпосу… В том числе, акварели из серий, написанных ею по итогам пленэров и участия в групповых выставках художников Севера и Юга Осетии, проходивших, начиная с 2013 года, в Западной и Восточной Европе: в Париже, Мюнхене, Милане, на Мальте, в Брюсселе, Праге… И уже сами названия этих акварелей звучат как стихи – и как музыка: "Парижский вечер", "Монмартр. Старая церковь", "Сена. Пасмурный день", "Мальта. Рассвет", "Мюнхен. Башня на Мариенплац", "Флоренция", "Улица в Праге", "Дом, увитый плющом", "Владикавказ. Осень", "Дзинага. Солнечный день", "Маки", "Женщина в светлом", "Розы", "Полевые цветы"… Синие абрисы горных склонов, в чаше которых лежит селение Унал – родина Фатимы Цаллаговой. Золото заката, разлитое в воде Сены – и золотой силуэт Эйфелевой башни, проступающий в подсвеченном заревом ночных огней небе Парижа. Укутанные снегом Нотр Дам де Пари и Алагирский собор. Монмартр в нежно-палевой рассветной дымке – и медь листвы осенних платанов, слетающая на брусчатку бульвара у "Тугановского" музея. Цветы – и море, горы – и кони, мокрые от дождя островерхие черепичные крыши городов старой Европы – и "волнами падающие на пол" золотые косы дочери Донбеттыра, красавицы Дзерассы… Стоишь у этих акварелей – и согревается душа.

– Акварель – удивительная техника, возможности которой совершенно безграничны. Я ее очень люблю и, думаю, никогда не изменю этому материалу. А лучше всего, наверное, расскажут о выставке сами работы, на ней представленные. Трудно сказать, какие из них для меня – самые дорогие: во все вложена частичка сердца, – улыбается Фатима Касполатовна.

А еще были поздравления в адрес "виновницы торжества" от заместителя министра культуры РСО–А Чермена Дудаева (чью книгу стихов Фатима Цаллагова тоже оформляла), народного поэта Осетии Ирины Гуржибековой, руководства рескома профсоюзов работников культуры Северной Осетии, друзей и коллег художницы – именитых мастеров кисти республики Людмилы Байцаевой и Олега Басаева… Были музыкальные подарки от ансамбля скрипачей ВКИ им. В. Гергиева. Были цветы: охапка букетов в итоге просто не поместилась у художницы в руках… И нельзя не согласиться с полным тепла признанием, прозвучавшим в этот вечер из уст директора ННБ Ирины Хаймановой: "Мне творчество Фатимы Цаллаговой дарит крылья…"

Автор: Елена Толоконникова

Вернуться назад
Рейтинг@Mail.ru