поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
Единственный сын бедной старухи
Автор: 00mN1ck / 19 января 2007 / Категория: Осетинские сказки
Жили-были старуха и ее сын-подросток. Ему было около пятнадцати лет. Однажды у соседей были танцы, юноша повздорил со своими товарищами, и те попрекнули его:
— Прежде чем вступать в ссору с нами, найди своего пропавшего отца!
Юноша вернулся к себе и печально сидит около матери.
— Что тебя печалит, сын мой? — спрашивает его мать. А он ей говорит:
— Пожарь мне воздушную кукурузу!
Она приготовила ему воздушную кукурузу и подает ему очень горячей полную пригоршню. Он сжал горячую воздушную кукурузу в ее руке и спрашивает:
— А теперь открой мне, куда девался мой отец? Мать отвечает ему:
— Да не простит бог тому, кто заговорил с тобой об этом! Открою тебе тайну: отца твоего похитил великан, но ты ему ничего не сможешь сделать, и не пытайся.
— Не осталось ли от моего отца коня и чего-нибудь еще? — спрашивает сын.
— Вон в конюшне его конь,— отвечает она,— из-под навоза видны только его уши. Выведи его и поухаживай за ним!
Он зашел в конюшню, вытащил коня из-под навоза, выкупал его с мылом и яичным белком. Потом оседлал коня, сел на него, стегнул плетью и стал джигитовать на нем то в одну, то в другую сторону.
— Как я выгляжу на своем коне? — спрашивает он мать.
— Как выглядишь? — отвечает мать.— Ты выглядишь па своем коне так, как конский навоз выглядит на свежевыпавшем снегу.
— Неужели? — сказал он, стегнул своего коня и перескочил через дом.
Затем проджигитовал перед матерью в другую сторону и спрашивает:
— А как я нравлюсь тебе теперь? Мать отвечает ему:
— Мальчик мой, я боюсь за тебя, а так ты достоин похвалы!
— А не осталось ли от моего отца какого-либо оружия? — спрашивает он.
Мать отвечает:
— Остался один меч, но ты не сможешь даже поднять его.
— Покажи-ка мне этот меч,— просит сын.
Она открыла для него сундук и показала ему меч. Сын выхватил меч из сундука, вытер его и подпоясался им.
— А теперь,— говорит он матери,— быстро приготовь мне пищу, легкую для спины, приятную для желудка. Я отправлюсь на поиски отца.
Мать быстро приготовила ему пищу, легкую для спины, приятную для желудка, и он отправился в путь. Конь его был вещий и указывал ему нужную дорогу.
Ехал он долго, и застала его в пути ночь. Пришлось ему ехать дальше в темноте с ружьем за плечами. Вдруг ружье зацепилось за что-то, и он остановил коня.
— Я должен узнать, что это такое,— сказал он,— без этого я не двинусь дальше.
Он заночевал тут, а утром проснулся и видит: труп человека — ростом, что твое высокое чернолесское дерево; труп уже распался на отдельные части, и ружье зацепилось за дыру в его бедре.
— Хвала богу,— сказал удивленный юноша,— каким же он может быть живым! Дай-ка я его верну к жизни.
Он ударил его войлочной плетью и сказал:
— Бог да превратит тебя в того, кем ты был, но так, чтобы глаза твои не прозрели!
Покойник зашевелился, зевнул, встал во весь свой рост и оказался великаном.
— Кто ты? Куда ты направляешься? — спрашивает он юношу.
— Отца моего похитил какой-то великан, и я еду на его поиски,— отвечает тот.—• А что с тобой случилось? — спрашивает он великана.— За что тебя убили?
Великан отвечает ему:
— Эй, мальчик, и я покрылся пеплом, погиб от его злобы. Не было на свете красивее моей жены, и тот великан похитил ее у меня. Ты не в силах что-нибудь с ним сделать!
Пока они вели беседу, наступил вечер. Великан говорит юноше:
— Ложись спать на вершине того кургана!
Юноша про себя подумал: «А ну-ка, узнаю, что он замыслил» и лег в другом месте.
Ночью великан взял и стал забрасывать курган деревьями и камнями, какие только попадались ему под руку. Тогда юноша взял войлочную плеть, ударил его, сказав:
— Превратись в то, чем ты был до этого!
Великан снова превратился в труп, а юноша вскочил на своего коня и поехал дальше. Вдали он заметил замок, и конь его сказал ему:
— Это дом великана. Когда ты приедешь туда, великана не
будет дома. Выведай у его жены, по каким дорогам и как он вернется домой.
Юноша зашел в дом великана, поздоровался с его женой. Женщина обрадовалась ему, но сказала:
— Уноси свою голову, пока не поздно! Когда вернется мой владыка *, он погубит тебя.
А он сделал вид, что испугался, и спрашивает ее:
— Укажи мне, по какой дороге он вернется, я выеду встретить его!
Она указала ему дорогу. А юноше только этого и нужно было. Устроил он на пути великана засаду. Конь наказывает юноше:
— Великан будет на тебя кричать, ты дай ему выдохнуться; от крика он лишится своей силы и тогда ты сможешь с ним поступить, как тебе захочется.
Вот великан показался на дороге. Конь его стал вдруг фыркать.
— Да съедят тебя собаки,— сказал великан.— У нас пет врагов! Есть только один, но он — пока юноша и нам не опасен.
Великан стал кричать так, что поднялся ветер, ломавший в лесу деревья. Когда же он от крика лишился силы, юноша выскочил к нему из засады и говорит:
— Вот теперь, собака, посмотрим, что будет с тобой! Великан отвечает:
— Да постигнет тебя гнев божий! Я всегда боялся тебя, но теперь испробуем свои силы!
Они сцепились и боролись целый день, до самого вечера. Один поднимал другого, изо всей силы ударял об землю, и тот уходил в землю по колено, но, вырвавшись, в свою очередь поднимал своего соперника и ударял об землю. Так они боролись до самого вечера и изнемогли оба.
Конь юноши долго смотрел на них, а затем подскочил к ним и стал избивать великана своими копытами. Пока он наносил великану удары, юноша передохнул, выхватил свой меч и отрубил у семиглавого великана одну из голов. Великан лишился стойкости. Юноша отрубил ему шесть голов, а одну оставил и говорит великану:
— Укажи мне, где находится мой отец, а не то отрублю тебе и эту голову.
Великан стая просить его:
— Прошу тебя, не руби мою последнюю голову. Я укажу тебе, где находится твой отец- он состоит конеким табунщиком за горами б горах.
Юноша отрубил последнюю голову великана, сел на коня и выступил в дорогу. Тут конь говорит ему:
— Туда, где находится твой отец, трудно добраться: две горы бьются там, как два барана. Когда они разойдутся друг от друга, ты нанеси мне плетью такие удары, чтобы от кожи моей отскочили лоскутья, тогда мы прорвемся между этих гор.
Они приблизились к горам. Когда две горы отошли друг от друга, юноша нанес своему коню сильные удары плетью, и тот, пока горы не сошлись снова, успел проскочить. Но горы все-таки оторвали у коня полхвоста, и он стал куцым.
Так они оказались за горами в горах. Едет юноша на куцем коне и видит в отдалении конский табун. Он подъехал к табуну и нашел человека, который сидел близ дороги и занимался охотой на вшей, так как шуба его завшивела на нем.
— Кто ты такой, как ты сюда забрел? — спрашивает его юноша.
Старик рассказал ему свою историю.
— А были у тебя дети? — спрашивает юноша.
— Кроме маленького мальчика, других детей у меня не было.
— В таком случае я твой сын,— говорит юноша.— Не бойся, я искал тебя и нашел.
— Найти-то меня нашел,— говорит старик,— но великан нас не отпустит, он съест нас обоих.
— Не бойся, я его давно убил. Надо нам возвращаться
домой.
Юноша посадил старика вместе с собой на своего коня. Он уже знал, как можно проскочить между двумя горами, и они благополучно вырвались оттуда. Проезжая мимо того места, где лежал труп великана, юноша показал его своему отцу. Он сказал, чтобы отец не боялся. Он отрезал уши великана, принес их к его жене и сказал ей:
— Вот уши твоего мужа. Но нет ли у него других родствеп-
отвечает она.— Но не иначе она проклянет тебя, и тебя постигнет
— Вон в передней сидит его мать, дай ей говорить,
беда.
— Что мне ее проклятья? — говорит юноша
Он зашел к матери великана, дал ей возможность говорить, и она прокляла его:
— Да не будет тебе ни сна, ни бденья, ни покоя до тех пор, пока не приведешь в жены себе дочь царя джиннов!
Юноша отрубил ей голову.
Наступил вечер. В тот день он даже не присел, а ночью не смог заснуть. То же повторилось и на другой день.
— Действительно, ее проклятие постигло меня! — сказал юноша.
Он решил найти место, где живет царь джиннов. Оставил отца жить пока в доме великана, а сам выступил в дорогу. Но куда нужно ехать, он и сам не знал.
Тут конь сказал ему:
— Я скажу тебе, куда нужно ехать. Сначала ты доедешь туда, где пасется невиданное множество пернатых. Возьми для них с собой проса в переметных сумках. Ты посыплешь им просо, а они крепко поблагодарят тебя и скажут: «Наш хозяин ни разу не накормил нас не только просом, но даже отрубями. А ты накормил нас просом. Да будет путь твой прямой!». Отъедешь ты оттуда и доедешь до родника; припади к нему ничком, выпей его воды, а сам скажи: «О, если бы можно было напиться твоей воды вдоволь!». Родник скажет тебе: «Мой хозяин всегда относится ко мне брезгливо, а ты похвалил мою воду. Да будет путь твой прямой!».
Он едет дальше, и конь говорит ему:
— Зарежь сейчас барана, приторочь его к своему седлу сзади. Доедешь до железомордых волков и кинешь им барана. Волки поблагодарят тебя и скажут: «Да даст тебе бог прямого пути! Хозяин наш никогда ничего нам не давал, заморил нас голодом».
Держит он свой путь дальше. Конь ему говорит:
— Ты достигнешь одной двери. Смажь ее петли сливочным маслом.
Юноша доехал до этой двери и смазал ее петли сливочным маслом. Дверь не издала ни звука и пожелала ему:
— Да даст тебе бог прямого пути! Хозяин наш никогда не смазывал меня не только сливочным маслом, но даже дегтем!
Юноша проскочил в ворота. Там оказалась высокая башня, в которой сидела дочь царя джиннов. Конь говорит ему:
— Когда мы подъедем туда, то нанеси мне плетью сильные
удары, и я пролечу мимо окна, а ты будь готов прыгнуть через окно внутрь башни. Потом я сам себя покрою всякими гнойными ранами и буду пастись вон в той роще. Если тебе понадобится моя помощь, помаши мне уздечкой, и я предстану пред тобой.
Юноша сделал все так, как наказывал ему конь. Он нанес ему удары плетью, и конь пролетел мимо окна, а юноша через окно прыгнул внутрь башни. Дочь царя джиннов спала там. Юноша побоялся ее будить, залез под кровать и притаился.
Через какое-то время девушка проснулась. Она заметила юношу и говорит:
— Ах, какой ты трус! Если ты сумел забраться сюда, тебе не следовало бы прятаться под кроватью!
Это придало юноше смелости. Он выскочил из-под кровати, и они стали мужем и женой. Они прожили вместе около месяца, и никто не узнал о них. Все думали, что девушка живет одна. Ей приносили в башню яства и напитки, исполняли все, что ей было нужно.
Однажды девушка говорит ему:
— А теперь нам пора отсюда уходить. Но для этого надо что-нибудь придумать!
— А что ты можешь сделать! — спрашивает юноша. Она отвечает ему:
— У меня есть войлок: сколько бы на него ни нагрузили, он понесет свой груз так, будто в нем нет никакого веса.
— А у меня,— говорит он,— есть такой конь, что он подлетит под окно, как только я помашу ему уздечкой. Мы сядем на него и убежим.
Все имущество, какое у них оказалось, скотину и вещи они сложили на тот войлок, приторочили его сзади к седлу, и не было в нем никакого веса. А сами вдвоем сели на коня и поскакали.
Вслед за ними пустилась погоня. Оглянулись они назад и увидели, что гонится за ними многочисленное войско, от которого потемнела земля. Передовые отряды уже стали их настигать. Юноша вступил с ними в бой и перебил своим мечом очень многих, а те, кому удалось спастись, в страхе бежали от него.
На руке одного убитого он увидел золотое кольцо и говорит жене:
— Ни за что не оставлю я такого кольца!
Жена отговаривала его, но он ее не послушался. Сошел с коня и только стал снимать кольцо с руки лежачего, как тот пырнул его кинжалом — он еще был живой — и убил.
Жена оттащила его в сторону от дороги и стала причитать:
— Куда я теперь денусь? И домой мне вернуться нельзя — ведь он перебил столько людей!
Сидит она над своим покойником и видит: подбежал к нему лисенок и стал лизать его кровь. Она схватила палку и говорит:
— Недостаточно мне моего горя, еще лисенок лижет его кровь!
Ударила лисенка палкой и убила его на месте. Тут явилась лиса и говорит ей:
— Ах ты, негодница! Из-за тебя погибло столько людей, а ты еще моего детеныша убила!
Оттащила она своего детеныша к роднику, выкупала его там, и лисенок ожил.
Дочь царя джиннов увидела это и решила своего покойника тоже выкупать в родниковой воде: а вдруг и ему поможет! Она оттащила труп мужа к роднику, обмыла, выкупала его в родниковой воде, и муж ее ожил. Говорит он жене:
— Жаль, не дала ты мне поспать еще немножко: я хотел уже жениться на дочери Барастура, владыки загробного мира.
Она отвечает:
— Хорошую жену ты хотел себе взять!
И рассказала ему подробно, как она оживила его.
— Хорошо,— сказал он, выслушав рассказ жены,— а теперь нам необходимо ехать дальше.
Отправились они дальше. Ехали, ехали и прибыли в дом великана. Собрали на войлок все добро, что было у великана, и вещи, и скотину и приторочили сзади к седлу коня. Захватили с собой и жену великана, и старика-отца. Приехали к трупу великана; юноша ударил его войлочной плетью и сказал:
— Стань тем, кем ты был!
И великан стал тем, кем он был. Юноша обращается к его жене:;
— Узнаешь ли, кто это такой?
— Как не узнать? — отвечает она.— Он — владыка мой! Юноша обращается к великану:
— Узнаешь ли, кто это такая?
— Как не узнать? — отвечает великан.— Моя жена. Тогда юноша говорит:
— Негодник ты! Ты надеялся на свой огромный рост. Если
бы я был такой же, как ты, я не пощадил бы тебя. А теперь живите себе с миром!
Он покинул их и продолжил свой путь, а великан и жена его остались жить вместе по-прежнему.
Юноша с женой, дочерью царя джиннов, прибыл в дом своей матери. Мать обрадовалась их прибытию. Ночь они провели в старом доме, а утром на его месте оказались по просьбе юноши высокие дома. Он выпустил свою скотину, и она заняла целую степь.
Повсюду распространилась весть:
— Вот божье чудо! На месте дома старухи-беднячки появились высокие дома, а целые пастбища заняты ее скотиной!
Старуха-беднячка с единственным своим сыном и женой его, дочерью царя джиннов, стали жить богато. Они живут ж поживают и до сих пор.
Как мы их не видели, так пусть не посетят нас напасти и болезни.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Танец… на крупе лошади
  • В Сочи стартовала V ежегодная конференция «Взгляд в цифровое будущее»
  • Мариинские вечера
  • Аншлаг за аншлагом
  • Популярность точек доступа Wi-Fi, построенных по проекту устранения цифрового неравенства, резко выросла после обнуления тарифов
  • Заслуженному артисту РФ Бексолтану Тулатову – 85
  • Директором по организационному развитию и управлению персоналом МРФ "Юг" ПАО "Ростелеком" назначен Павел Бугаев
  • Константин Боженов возглавит работу с корпоративным и государственным сегментами в «Ростелекоме» на Юге
  • "Разговор с Отечеством"
  • Немое кино и живая музыка
  •   Архив
    Октябрь 2017 (34)
    Сентябрь 2017 (55)
    Август 2017 (33)
    Июль 2017 (29)
    Июнь 2017 (44)
    Май 2017 (36)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru