поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
Три брата
Автор: 00mN1ck / 19 января 2007 / Категория: Осетинские сказки
Жили-были отец и три сына. Умирая, отец завещал своим сыновьям:
— Имущество я вам никакого не оставляю,— сказал он,— но у меня имеется одна кобылица, которая постоянно пасется в степи и каждый год приносит жеребенка. Посторожите ее, чтобы захватить жеребенка!
Отец умер. Младшие братья говорят старшему:
— Ты, как старший, должен отправиться первым и посторожить кобылицу.
Пошел старший брат сторожить кобылицу. Она еще не ожеребилась. С пустыми руками он вернулся домой и обращается к среднему брату:
— А теперь твоя очередь сторожить кобылицу!
Средний брат пошел в степь и тоже вернулся обратно ни с чем.
Наступила очередь младшего брата; пошел и он сторожить кобылицу. Кобылица ожеребилась. Тут явился великан. Младший брат сцепился с великаном, схватил жеребенка за ногу, великан тоже не отпускает его, тянет в свою сторону. Каж-
дый хочет отнять у другого жеребенка. Достался жеребенок великану; младший брат оторвал у него ногу, но великан унес его и трехногого. Он стал холить его, и жеребенок вырос в такого трехногого коня, который в день делал три круга по краям неба.
Братья запомнили время, когда кобылица через год должна была снова ожеребиться, и опять договорились сторожить кобылицу. Старший брат пошел сторожить первым; выспался где-то и вернулся домой. Пошел сторожить средний брат, тоже где-то выспался и вернулся домой, сказав братьям, что никого не видел.
Пошел младший брат сторожить кобылицу. Когда наступило ей время ожеребиться, явился семиглавый великан. Сцепились они с младшим братом в борьбе; боролись долго и устали оба сильно.
Тогда, собравшись с последними силами, младший брат сказал:
— Если я не одолею его и теперь, то не одолею никогда. Он ударил великана о землю, и тот по колени увяз в земле.
Великан тоже швырнул его о землю, и он тоже увяз в земле по колени.
Они продолжали бороться, и наконец великан изнемог. Тогда молодой герой схватил шашку и отрубил у него шесть голов. Осталась у великана последняя голова, и стал он просить:
— Не отрубай последней головы моей, укажу тебе все свое имущество и владей им счастливо!
Великан указал ему все свое состояние, и после этого молодой герой отрубил его седьмую голову. Уши его он принес показать братьям, а жеребенка оставил с маткой, чтобы тот рос на материнском молоке. Через некоторое время он пошел проведать жеребенка и привел его с собой в дом. Он выходил жеребенка, тот стал таким конем, который за день делал по небу семь кругов.
Сам юноша тоже подрос; он натренировал коня и стал ездить на нем верхом.
Однажды он решил:
— Разыщу мать свою, а затем привезу все имущество великана.
А мать их похитил этот самый семиглавый великан. Он оседлал своего молодого коня, испытал его, слегка напугал несколько раз и сказал:
— Теперь я готов, и пусть будет то, что угодно богу!
Он захватил с собой продовольствие и выступил в путь-дорогу. В одном селе жил ардхуард его отца, и он завернул к нему; привязав к коновязи своего коня, он зашел в дом и говорит:
— Добрый день, ардхуард моего отца!
— Я не знаю тебя, кто ты? — спрашивает старик. Он отвечает:
— Я сын твоего ардхуарда.
— Дай мне руку, тогда я узнаю тебя,— говорит старик. Молодой человек дал ему руку, и старик сказал:
— Живи долго, долго! Теперь я тебя признал. Какое дело у тебя, в какую сторону держишь путь?
— Я отправляюсь на поиски матери своей! — отвечает ему юноша.
— Счастливого пути тебе! — говорит старик.— Ты отправляешься в большой балц, но тебе трудно будет заполучить обратно мать свою. Я знаю этого великана, ты с ним не справишься, ничего не сможешь ему сделать.
— Я с ним уже расправился,— ответил юноша. Старик долго не верил, но тот его убедил.
— В таком случае прямого счастливого пути тебе! — сказал старик.
Молодой человек сел на коня. Старик просит его:
— Припугни-ка своего коня!
Тот подтянул своего коня, припугнул его, проджигитовал в одну и другую сторону, повернул его, и конь его перескочил через дом.
Тогда старик говорит ему:
— Ладно, ладно, живи долго!
А у себя дома старик поручил приготовить юноше на дорогу провизию; провизия была уже готова, старик велел вынести ее, молодой человек приторочил ее за спиной к седлу, и старик сказал:
— Счастливого пути, больше я тебя не задерживаю!
Он попрощался со стариком и отправился в путь-дорогу.
Ехал он долго, наконец вдали показались дома. Конь быстро достиг этих домов, так как он не скакал, а летел. Юноша спешился, а коня привязал к коновязи.
На шум вышла к нему его мать и пригласила войти; он зашел в комнату. Она спрашивает его:
— Что ты за ангел, что за дух-покровитель? Как ты попал сюда, кто ты такой? Сюда ведь и птица не долетит!
Они пока не признали друг друга. Женщина ему говорит:
— Муж мой давно находится в балце, скоро он вернется, и если застанет тебя, то съест.
Но юноша был в безопасности, так как великана он убил; он об этом больше и не думал.
— Ты не похожа на здешнюю. Кто ты такая, откуда ты? — спрашивает он женщину.
Женщина отвечает ему:
— Увы, добрый человек! Если я тебе расскажу про свои тяжелые испытания, то и ты меня пожалеешь! Я была женой бедного человека, но этот великан похитил меня, и с тех пор я живу тут.
Юноша спрашивает:
— А кто у тебя был из детей?
— У меня было трое мальчиков,— отвечает женщина.— Муж мой и трое детей остались дома.
Тогда молодой человек говорит ей:
— По твоим рассказам ты — моя мать. Я — один из трех твоих сыновей, младший. А теперь ты больше и не вспоминай великана, я его убил. Если не веришь, я расскажу о нем тебе подробно. Великан мне перечислил все имущество, какое у вас имеется.
Когда он назвал спрятанные богатства великана, мать ему поверила.
Юноша говорит ей:
— Теперь я пойду соберу в одно место все его имущество, а ты будь готова к отъезду.
Он собрал в одно место все добро великана. Мать приготовила провизию на дорогу. Сам он приготовил две арбы, погрузил на них все добро великана, и они выступили в дорогу.
Когда они достигли границы своей родины, то братья, извещенные заранее, выехали ему навстречу.
Наступил вечер. Двое старших братьев решили между собой:
— Если он поедет с нами, это будет для нас позором, поэтому надо его убить.
У брата их была необыкновенная шашка, они взяли ее, повесили лезвием внутрь при входе в шатер, в котором он спад, а потом подняли крик:
— Тревога, угоняют нашу скотину!
Младший брат быстро выскочил из шатра, и шашка отсекла у него обе ноги по колено. Братья бросили его там, а сами посадили мать в арбу, захватили имущество великана И погнали всю скотину. Приехали домой, а матери пригрозили:
— Если ты хоть что-нибудь откроешь, то мы убьем тебя! Младший брат поправился, но остался безногим калекой. Он
продолжал жить на том же месте, испытывая большие лишения. Как-то раз проходил мимо него безрукий и спрашивает:
— В чем ты провинился? Что с тобой случилось? Чем ты тут занят?
Безногий сказал ему все, что с ним случилось:
— Нет обычая любить лучшего, чем ты; лучший, чем ты,— враг. Вот так поступили со мной и два моих брата.
— А ты в чем провинился? Что стало с твоими руками? — спрашивает он в свою очередь безрукого.
Тот тоже рассказал ему про свои беды:
— И со мной,— сказал он,— поступили так же: нас было трое братьев, я — младший. Мы заночевали в одном месте, и они отрубили мне обе руки.
Безногий говорит ему:
— Мы пригодимся друг другу. Ты — без рук, а я — без ног. Я сяду на тебя, ты будешь меня носить, как-нибудь да проживем.
Они стали жить вместе. И вот однажды смотрят они и видят: идет по лесу слепой и срывает вершины деревьев. Они подошли к нему и спрашивают:
— Кто ты такой?
— Нас было трое братьев,— сказал он.— Кроме добра, я не сделал ничего, и вот они выкололи мои глаза.
— В таком случае и ты — наш товарищ,— сказали они, и все трое пришли в шалаш безногого.
Там они договорились: «Слепец будет в лесу гнать зверей в нашу сторону, а безногий будет сидеть на безруком и ловить их, так мы будем содержать себя».
Однажды они услышали звуки фандыра и песен. Оказалось, что это были киндзхоны. Сын некоего алдара женился на дочери другого алдара, и киндзхоны сопровождали невесту из дома отца в дом жениха. Подвыпившие люди ехали за невестой, джигитуя на своих конях.
Тогда безногий сел на безрукого, а слепого они оставили на
своем месте и вышли навстречу киндзхонам. Безногий, сидя на безруком, как бы в шутку пересадил невесту к себе, и они стали потихоньку ее уносить, но так, как будто бы быстрее им не удается идти.
Подвыпившие киндзхоны обращаются друг к другу:
— Держите их! Какие они чудаки, что они собираются делать?
Между тем товарищи убегали с невестой все быстрее и быстрее. Киндзхоны так и не сумели их догнать и повернули обратно.
Девушку они назвали сестрой. Уходя на охоту, они оставляли ее в шалаше, кормили чистым костным мозгом оленя, а она до их возвращения готовила им пищу.
Девушка становилась здоровее и здоровее.
Сколько времени прошло, никто не ведает, но вдруг девушка стала худеть. Три товарища удивились:
— Что с ней? Почему она худеет?
Стали они допытываться у нее, почему она худеет. А худела она потому, что в отсутствие трех товарищей ее навещала знахарка и запугивала:
— Погибель твоему дому! Если ты кому-нибудь что-нибудь скажешь, я тебя съем.
И девушка боялась открыть тайну, почему она худеет.
Тогда три товарища решили ее сторожить. Безногий спрятался поблизости и, когда знахарка опять заявилась к девушке, поймал ее. Самого сильного из троих, слепого, они заставили держать знахарку.
Тогда она стала их просить:
— Не убивайте меня, и я вам помогу!
— А чем ты сможешь нам помочь? Она говорит:
— Каждого из вас я превращу в такого, каким он был,
— А как ты это сделаешь? — спрашивают они.
— Я буду проглатывать вас по очереди, а когда выброшу обратно, то каждый окажется таким, каким он был раньше.
Тогда они сказали слепому:
— Ты сильнее нас, держи ее, чтобы она невзначай нас не съела.
Знахарка проглотила сначала безногого, но долго не выбрасывала его обратно. Слепой сказал:
— Я тебя сейчас убью!
И она сейчас же выбросила его обратно, и он стал таким, каким был раньше.
Затем она проглотила безрукого и выбросила обратно — он тоже стал таким, каким был раньше.
Теперь они стали держать знахарку вдвоем и говорят слепому:
— Сейчас она проглотит тебя, а мы будем настороже. Она проглотила и слепого и выбросила его обратно таким,
каким он был раньше.
Тогда они убили знахарку, чтобы она не повредила кому-нибудь из них, а сами решили, что каждый вернется домой.
Девушка говорит им:
— До сих пор я прожила с вами, как сестра, теперь же я могу выйти замуж за того из вас, кто этого пожелает.
И они решили выдать ее за безногого, так как до этого он был неженатым.
Он отослал по домам слепого и безрукого; они ушли, и он с девушкой тоже направился домой. Встречая по дороге людей, которые выезжали на работу, он спрашивал их:
— Какие новости в селах?
Так он прибыл домой в тот час, когда люди собрались на поминки, которые устроили братья в его память.
Младший брат призвал собравшихся выслушать его.
— Я не умирал,— сказал он,— но братья мои поступили со мной нечестно, сделали меня безногим.
Затем он достал стрелу лука и сказал:
— Вот я пущу стрелу лука, и если я питал к ним какое-либо зло в своем сердце или причинил им зло, то пусть стрела вернется обратно и вонзится в мою голову! Если же они поступили со мной вероломно, пусть стрела вернется назад, удвоившись, и пусть обе стрелы вонзятся в головы двух моих братьев!
Он пустил стрелу. Она вернулась удвоенной, и стрелы застряли в головах обоих братьев. Оба они были убиты на месте.
Они устраивали своему младшему брату ложные поминки, но эти поминки понадобились по ним самим.
Младший брат остался жить со своей матерью и со своей женой, они живут да поживают и по сегодняшний день.
Как из всего этого мы ничего не видели, так пусть никогда не посетят нас ни напасти, ни болезни.
Очередь же сказывать сказку за Хадзиматом (Пиновым), чтобы я тоже немножко мог передохнуть.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Кусочек армянского солнца
  • Северный адреналин
  • К проблеме этнорелигиозной самоидентификации современных осетин
  • Цветная жизнь - заслуженному художнику РФ Ушангу Козаеву – 65
  • Долго будет Карелия сниться
  • Дочь солнца
  • В согласии с судьбой
  • Искусство осетинской примадонны
  • Американская "Кармен"
  • В Северной Осетии собрались исследователи Нартского эпоса
  •   Архив
    Декабрь 2017 (17)
    Ноябрь 2017 (48)
    Октябрь 2017 (48)
    Сентябрь 2017 (55)
    Август 2017 (33)
    Июль 2017 (29)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru