поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
Девушка-сирота
Автор: 00mN1ck / 19 января 2007 / Категория: Осетинские сказки
Жили-были бедняк и его жена, и была у них единственная дочь.
Сколько-то времени они прожили вместе, а затем жена бедняка умерла. Бедняк женился и стал жить с новой женой. Она родила тоже дочь. Мачеха относилась к сироте очень плохо и постоянно ее ругала.
Сирота вошла уже в возраст невесты. Подруги ее уходили на танцы, а она оставалась дома и плакала. Мачеха содержала ее как нищенку.
Подросла и собственная дочь мачехи. Она ее наряжала, баловала всякими нарядами, отправляла на танцы, хотя ей не вышли еще года для этого.
Перед тем как отец приходил с работы, мачеха прятала сироту под очажным камнем, а дочь свою отправляла на танцы. Возвратившись домой, отец обычно спрашивал жену: «Где же наши дочки?», и жена отвечала ему, что они ушли на танцы. Только после ухода отца она выпускала сироту, а с его возвращением домой снова запирала ее под камнем.
Однажды вернулся отец и спросил:
— Где же наши девушки?
Мачеха, как обычно, ответила, что они ушли на танцы, и прибавила:
— Что ты за них беспокоишься, спрашиваешь о них? Но тут на ее слова собака со двора завыла:
— Сироту она спрятала под очажным камнем, а свою дочь нарядила и отправила на танцы!
— Что это она подняла вой? — проворчала мачеха и прогнала собаку.
Собака и второй раз завыла так же. Отец понял ее вой, ничего не сказал, но задумался над этим. Правильно говорится: чья мать, того и отец. И сирота продолжала жить с мачехой, перенося от нее всяческие мучения.
Однажды подруги сироты опять ушли на танцы. Она осталась одна, вышла во двор, облокотилась о засов хлева и стала плакать навзрыд.
— Зачем я родилась такой несчастной? — причитала она.— Лучше было бы не родиться, чем переносить эти страдания.
В хлеву у бедняка была одна корова. Она долго слушала плач девушки, а затем подошла к ней близко и спрашивает:
— Из-за чего ты плачешь? Что тебе нужно?
— Из-за чего я плачу? — ответила ей девушка.— Я плачу над своей несчастной жизнью! Подруги мои уходят на танцы, а меня мачеха содержит, как нищенку. Вот почему я плачу.
— Ты не плачь из-за этого! — говорит корова.— Пойдем со мной в более укромное место.
Завела она сироту в более укромное место и сказала ей: — Вытащи мой правый рог, возьми оттуда все, что тебе нужно из нарядов, и оденься!
Сирота вытащила рог и нарядилась в лучшие одежды. Корова говорит ей:
— А теперь вытащи и мой левый рог и возьми оттуда все, что тебе надо из обуви и из головных уборов.
Она вынула оттуда все это и нарядилась прекрасно. Корова ей говорит:
— Собери пока свое старое одеяние, сунь его в мой рог, а рог вставь на место. Да смотри, возвращайся с танцев пораньше.
Девушка сделала так, как учила ее корова: она вложила в рог свое старое одеяние, а рог вставила на место. Веселая и наряженная, она отправилась прямо на танцы. Там никто ее не узнал. Она пленила всех и имела у молодых людей необычайный успех. Сердце девушки-сироты наполнилось радостью.
Помня наказ коровы, она вернулась домой пораньше. Корова уединилась с ней опять в укромном месте, и там девушка-сирота торопливо, возбужденная от радости, сняла свою одежду. Она боялась, как бы никто не застал ее, быстро сняла рог коровы, вынула оттуда свою старую одежду, а новую крепко завернула и вложила в рог. Потом сняла обувь и головной убор и сунула их в другой рог. Надела корове ее рога, а сама облачилась в старую одежду.
— Если когда-нибудь тебе нужна будет моя помощь, то приходи ко мне, а теперь иди домой и не плачь!
Девушка вошла в хадзар и села у очага, будто она нигде и не была. Мачеха спрашивает ее:
— Где ты шлялась целый день?
— Где я могла шляться? — отвечает девушка-сирота.— Ты думаешь, что в таком виде я могу ходить по танцам? Я была у соседей.
Тем временем вернулась с танцев ее родная дочь. Мать спрашивает ее:
— Ну, какие новости, что было у вас на танцах? А дочь говорит:
— Ты тоже, называется, нарядила меня! На танцах была девушка-гостья, такая красивая, стройная и наряженная! Вот что я видела на танцах, а больше ничего хорошего там не было.
Так они и жили: девушка-сирота сидела у очага, а дочь мачехи ходила по танцам.
Однажды танцы были у соседей. Подруги девушки-сироты по обыкновению отправились туда. И дочь мачехи пошла туда же. Девушка-сирота расстроилась и опять пошла к корове. Корова спрашивает ее:
— Чего тебе хочется?
— Чего мне хочется? — сказала она.— Мои подруги опять пощди на танцы, а я осталась дома.
Корова опять завела ее в укромное место и сказала:
— Поскорее вынь из моих рогов свою одежду, обувь и головной убор так, чтобы никто тебя не видел.
Девушка-сирота проворно вытащила все это из рогов, а все свое старое спрятала в них. Когда она принарядилась, корова говорит ей:
— Так возвратись пораньше, как я тебе наказывала! Девушка-сирота пошла на танцы. Едва она появилась там,
как стала украшением танцев. У всех танцующих она имела необыкновенный успех и провела там весь день до вечера. Незадолго до конца она покинула танцы, осторожно вошла в хлев, спрятала свое одеяние в рогах коровы, оделась во все старое, зашла в хадзар и села там.
Тем временем вернулись мачеха и ее дочь. Дочь спрашивает у матери:
— Ты ходила смотреть танцы?
— Да,— ответила мать.
— Встречала ли ты где-нибудь такую девушку-гостью?
— Нет не встречала такой никогда. Ты правильно говоришь: она стройна и прекрасно наряжена.
Через некоторое время опять были танцы в каком-то другом месте. На этот раз мачеха подсмотрела, как наряжалась девушка-сирота.
Девушка нарядилась, спрятала свое старое одеяние и ушла на танцы. А чтобы никто ее не узнал, она опять вернулась пораньше, спрятала свой новый наряд, надела старый и села,
как обычно, в хадзаре. Слышит, мачеха говорит своему
мужу:
— Давай зарежем корову. Муж ей отвечает:
— У нас только одна корова, как мы будем жить без нее?
— Она не отелилась,— говорит жена,— молока у нее нет. Раздобудем вместо нее другую корову.
Девушка-сирота выслушала их разговор, незаметно зашла к корове и говорит:
— Тебя решили завтра зарезать. Что предпринять? Корова спрашивает сироту:
— Это точно?
— Да, точно.
— В таком случае набери горсть пепла и, когда меня повалят и отец приготовится зарезать меня, будь наготове. Кинь горсть пепла ему в глаза. От испуга он бросит нож и займется самим собой; ты же будь проворна, схвати нож и убегай, а я побегу за тобой.
В назначенный день отец девушки-сироты вывел корову из хлева и повалил ее, чтобы зарезать. Девушка-сирота по совету коровы набрала полную горсть пепла и стала так, чтобы ее не было видно. Когда отец собрался уже провести ножом по горлу коровы, девушка-сирота кинула горстью пепла в глаза отца. Он крикнул: «Ты убила меня!» — и бросил нож. Девушка-сирота подхватила нож, выбежала на улицу и пустилась бежать дальше. Корова тоже вскочила на ноги и пустилась за ней.
Бегут они вдвоем и прибегают в ближайшее село. Повстречался им домовитый хозяин, принял их как гостей и спрашивает:
— Откуда вы, из какой вы стороны?
Они рассказали ему все, что с ними приключилось. Ночь провели там, а утром хозяин говорит:
— У меня нет детей, и девушку я приму, как дочь. Ты тоже живи у меня,— говорит он корове,— и жизнь твоя будет хорошая.
Девушка и корова думали-думали долго и согласились, так как лучшего места для них нигде не было.
Он стал давать девушке наряды. Жизнь ее стала лучше, и на сердце у нее стало светлее. Пошла о ней молва как о статной и воспитанной девушке. Со всех сторон стали приходить желавшие засватать ее.

— Как тебе хочется,—.спрашивает девушку новый отец,— пожить еще со мной, или выдать тебя замуж?
Девушка отвечает ему:
— Я буду согласна со всем, что ты скажешь, даже если ты меня бросишь в реку. Не спрашивай меня ни о чем!
Новому отцу (будем его называть так) пришлись по душе скромность и ум девушки.
— Я еще недостаточно налюбовался на тебя,— сказал он ей,— и мне хочется, чтобы ты еще пожила с нами.
Так он сказал и своей жене, и они пока не стали выдавать ее замуж.
Однажды девушка проходила мимо коровы, и корова говорит ей:
— Твоя жизнь улучшилась, и ты, наверное, забыла меня. Но подойди-ка поближе ко мне, я расспрошу тебя кое о чем.
Девушка подошла к корове поближе.
— Скажи мне коротко, как ты живешь? — спрашивает ее корова.
Девушка говорит ей:
— Сейчас моя жизнь очень хороша. У меня имеется все, я ни в чем не нуждаюсь.
— Ладно,— сказала ей корова. Тогда девушка говорит корове:
— Я тоже хочу спросить тебя кое о чем.
— Спроси,— сказала корова. Девушка говорит ей:
— Многие ищут моей руки, и я не знаю, как мне поступить.
— Поступи так, как тебе скажет твой новый отец, не огорчай его ничем! — отвечает ей корова.
— Я поняла желание своего нового отца,— отвечает девушка,— а затем и сам он мне сказал, что еще недостаточно налюбовался на меня и чтобы я еще пожила вместе с ними.
— Он разумно говорит тебе. Поступай так, как сказал он.
— А какова твоя жизнь? — спрашивает девушка корову.— Ведь ты оказала мне большую помощь.
— И моя жизнь вдвое лучше прежней,— отвечает ей корова.
Так они жили и жили и прожили около года. От хорошей жизни девушка расцвела, и искатели ее руки снова заволновались. Сватали ее многие богатые молодые люди, но новый отец ни за кого из них не выдал ее.
Затем стал сватать ее юноша-сирота, и пришелся он девушке по сердцу.
Тем временем отец поручил матери (и мы ее назовем так):
— Выведай у нее, кто ей нравится, мне она стесняется сказать.
— Ладно,— сказала та,— узнаю ее желание.
Она перечислила девушке в разговоре всех искателей ее руки и сказала, что дело это обычное, пусть она ответит без стеснения, кто ей нравится больше всех.
Девушка не дала своей матери никакого ответа. Когда та заговорила о молодом юноше-сироте, она отмалчивалась, и мать взяло подозрение. Она стала расспрашивать еще усерднее, и девушка дала ей понять, что желала бы выйти замуж за юношу-сироту: они с ним давно и сильно любили друг друга.
— Ладно,— сказала мать и ни о чем больше не стала спрашивать.
На другой день вернулся из балца отец. Он пообедал, отдохнул и спрашивает жену:
— Я тебе поручил узнать желание девушки, узнала ли ты что-нибудь?
Жена ему отвечает:
— Я спрашивала ее обо всех искателях ее руки, но ни за кого из них она не желает выходить замуж, кроме сироты-юноши.
Отец замолчал. А на следующий день, когда рассвело, он сказал:
— Нужно решить вопрос о девушке.
После обеда заявились сваты юноши-сироты. Отец говорит жене:
— Узнай еще раз определенно ее желание, и если она хочет, то сегодня же ее выдадим. Ни к чему многократные хождения туда и обратно. Или выдать, или отказать!
Мать выведала желание девушки. А сваты тем временем сидят в другой комнате, дожидаются. Новый отец говорит им:
— Приходите вечером, дело ваше ладится.
Те сказали, что вечером придут, и ушли, получив твердое обещание. Вернулись в дом жениха. Отец жениха спрашивает: — Как обстоит дело? Сваты отвечают:
— Дело обстоит хорошо, вечером состоится сговор, дали нам слово.

К вечеру приготовили яства, и пития, и все необходимое. В назначенное время сваты снова явились в дом невесты. Отец со своей стороны пригласил двух своих соседей, и в тот же вечер состоялся сговор, но разговор между ними еще не был закончен.
Сваты обращаются к отцу и говорят:
— Мы тут будем вести беседы, но младшего из нас необходимо послать в дом жениха, мы должны там освятить три лепешки.
И послали младшего известить, как обстоит дело. А в доме невесты беседа пошла дальше:
— Сговор наш состоялся, но нужно узнать, когда будет свадьба. Какой ты назначаешь срок? — спрашивают сваты отца.— К какому времени ты будешь готов?
Отец дал им слово:
— Назначаю вам без обмана месячный срок. Тем временем явился посланец из дома жениха:
— Мы тоже готовы и ждем вас.
Собрали своих соседей, родственников и явились в дом нового своего родственника. Там они пировали, веселились всю ночь. День застал их в доме жениха, и они сказали:
— Пора нам уже уходить!
Встали, поблагодарили хозяев и вышли. Пришли к новому отцу девушки, там тоже повеселились, потом поблагодарили хозяев и разошлись по домам.
Стали оба дома готовиться к свадьбе. Приготовили все яства и напитки, а также весь наряд невесты с ног до головы.
Через месяц в назначенный день из дома жениха прислали сказать:
— Дайте нам нашу невесту! Отец девушки ответил им:
— Мы готовы! С нашей стороны никакой задержки не будет!
Явились киндзхоны в дом невесты. Посадили их за столы, и пировали они целую неделю.
Затем старшие обращаются к шаферу и говорят ему:
— Теперь пора! Как положено приходить вовремя, так положено и уходить вовремя!
Шафер зашел за невестой, вывел ее, посадил на повозку и уехал.
Киндзхоны тогда встали из-за столов, поблагодарили, за-
пели свадебную уаридада и покинули дом невесты. Со свадебной песней привели невесту в дом жениха, и там живут они до сегодняшнего дня.
Как мы их не видали, так бог да избавит нас от всякой напасти, от всякой болезни! Да даст бог и нам благополучно покинуть это место!
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Спектакль про непридуманное
  • Кусочек армянского солнца
  • Северный адреналин
  • К проблеме этнорелигиозной самоидентификации современных осетин
  • Цветная жизнь - заслуженному художнику РФ Ушангу Козаеву – 65
  • Долго будет Карелия сниться
  • Дочь солнца
  • В согласии с судьбой
  • Турецкая осень "Сармата"
  • Искусство осетинской примадонны
  •   Архив
    Декабрь 2017 (15)
    Ноябрь 2017 (48)
    Октябрь 2017 (48)
    Сентябрь 2017 (55)
    Август 2017 (33)
    Июль 2017 (29)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru