поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
Три сына бедняка
Автор: 00mN1ck / 19 января 2007 / Категория: Осетинские сказки
Жили-были бедняк и три его сына. Мать их умерла, и отец женился на другой женщине. Сыновья не ладили с мачехою и надумали:
— Уйдем куда-нибудь, чтобы постоянно не ругаться с ней! Они договорились со своим отцом и попросили его:
— Прикажи приготовить нам немного дорожной провизии! Мачеха приготовила кое-что и как попало.
Братья сказали своему отцу:
— На тебя мы ни за что не в обиде, но вот не ладим с твоей женой и решили мы найти себе работу, а тебя мы не забудем, если только кто-нибудь из нас будет в живых.
Распрощались с отцом и выступили в дорогу. Сколько времени они шли да шли — кто знает; и вот попали они на развилку трех дорог. На столбах у каждой были надписи. На правом столбе написано: «Пойдешь и вернешься обратно богатым!». На среднем столбе написано: «Пойдешь и вернешься обратно живым!». А на левом столбе написано: «Пойдешь и найдешь здесь гибель свою!».
Братья предложили старшему брату:
— Выбирай дорогу первый. Старший брат сказал:
— Если мне предоставлено такое право, то я пойду по правой дороге.
Тогда младший брат говорит среднему:
— Теперь ты выбирай дорогу, по которой хочешь пойти.
— Я средний брат и пойду по средней дороге,— отвечает тот.
— А я в таком случае пойду по левой дороге,— говорит младший брат,— по дороге, которая предсказывает мне гибель. Счастливого вам пути!
Двое старших братьев отправились по избранным ими дорогам; младший брат отстал; у него была дорожная провизия, он присел и сказал:
— Ну, как бы там ни было, а пока я закушу!
Закусил и направился по своей дороге. Дорога пролегала через лес. Шел он, шел, кто знает сколько времени, и в пути застал его вечер. Он остановился, осмотрелся и видит: у подножья дерева спит козуля. Он обрадовался, что бог послал ему легкую добычу; поймал козулю и из мяса ее приготовил себе ужин. Переночевал, а утром приготовил себе завтрак, оставшееся мясо сварил и сложил в хурджины себе на дорогу.
Опять застал его в пути вечер. Чтобы звери не тронули его, он на ночь залез на дерево и основательно на нем устроился.
Ночью под деревом собрались черти и повели между собой разговор, кто из них кого обманул и кому что в руки попалось, а он слышит их с дерева.
Один из чертей рассказал, что он сегодня обманом раздобыл два хурджина денег и спрятал их вон под тем деревом.
Они вели разговор до рассвета, а с рассветом исчезли, разбежались в разные стороны. Молодой человек слез с дерева. Ему хотелось есть, и он поел. Затем он вспомнил о разговоре чертей и сказал:
— Пойду-ка поищу под тем деревом, где спрятаны деньги, и возьму их.
Он нашел то дерево, на которое указывал черт, поискал под ним и действительно нашел в хурджинах золотые деньги.
— Что мне теперь еще нужно? — сказал сам себе молодой человек.— Возвращусь с ними домой!
И он повернул обратно домой. На второй день дошел до развилки дорог и сказал себе:
— Ну, иметь богатство хорошо, но брат дороже. Поищу своих братьев. Если я явлюсь к отцу, он будет спрашивать меня о братьях, а деньгам он не обрадуется.
И он направился по средней дороге. Сколько времени он шел, неизвестно, и вот в пути застал его вечер. На сердце у него было радостно: ведь он нашел богатство, и дорога его оказалась удачной. Он решил сначала закусить тем, что у него было, а затем поспать, подложив под изголовье свои хурджины. Так он и сделал. Провел там ночь, а утром решил идти дальше:
— Пойду по своей дороге,— сказал он себе,— может быть где-нибудь встречусь со своим братом, если только он еще жив.
Так он дошел до берега неизвестного моря. У берега он нашел лодку. На том берегу моря увидел какие-то дома и решил:
— Я должен туда попасть!
Он спрятал хурджины с деньгами на берегу моря, а затем сел в лодку и через некоторое время оказался на том берегу. Вылез на берег и направился к домам. Дошел до них и подает о себе знать:
— Хозяин, дома ли ты?
Вышла к нему женщина; он говорит:
— Прошу прощения, я путник и прошу приютить меня!
— Гость — божий дар, заходи! — ответила женщина, завела его в дом и сказала:
— Ты устал с дороги, отдохни пока!
А сама принялась готовить ему кушанье. Накормила его, а молодой человек думает про себя: «Спрошу-ка ее, как она живет, есть ли у нее муж или нет».
И он обращается к ней:
— Прости меня, добрая женщина! Есть ли у тебя муж или нет, как ты в одиночестве живешь здесь?
Женщина отвечает ему:
— У меня есть муж, но ночью у нас угнали конский табун, и он отправился в погоню и пока не вернулся.
Это был богатый хозяин, который занимался коневодством.
Молодой человек спрашивает ее:
— Не найдется ли у вас еще какого-либо коня? Я тоже поехал бы в погоню; может быть, он один не справится с теми, кто угнал ваш табун?
— Конечно, есть,— сказала она и быстро привела оседланного коня.
— Может быть, у вас есть где-либо и оружие? — спрашивает он ее.
— Конечно, есть, как не быть! — сказала она и быстро вынесла ему меч, ружье и пули к нему.
Тогда молодой человек быстро сел на коня и спросил ее:
— В какую сторону ушла погоня?
— Вот в эту сторону! — успела она указать, и он ускакал. Женщине было очень приятно, что молодой человек поскакал на помощь ее мужу.
Сколько времени он скакал, кто знает, и вот завидел он вдали как бы черную точку. Чем ближе он подъезжал, тем глаз его лучше различал людей и коней. Он понял, что хищники не отдают хозяину его коней и что он не осилит их.
Хозяин коней не давал хищникам свободно двигаться, он их сдерживал, и молодой человек нагнал их, схватился с ними и стал их истреблять.
Хозяин конского табуна удивился:
— Что за диво? Кто мне помогает? Я его не знаю.
Помощь придала ему решимости, он стал сражаться с хищниками. Вдвоем они перебили многих, а остальные бежали, бросив конский табун.
Молодой человек разгорячил своего коня, объехал вокруг табуна и завернул его обратно. Вместе с хозяином табуна они возвратились обратно по дороге. Хозяин привечает молодого человека, старается всячески его приласкать.
Жена заметила их обоих из бойниц верхних этажей башни и увидела, что они отбили похищенный табун коней.
— Муж-то — наш муж, но тот, кто отбил от хищников наш
конский табун, устал и голоден,— сказала она и до их возвращения приготовила для них еду.
Они тем временем прибыли с табуном, коней пустили в степь, а сам хозяин вместе с гостем зашел в кунацкую. Хозяин сказал гостю:
— Оставляю тебя пока сидеть, сейчас вернусь! Зашел к себе и говорит своей хозяйке:
— Быстро приготовь для нас еду и выпивку! А та отвечает:
— Я уже приготовила еду, закусите пока что-нибудь!
— Очень хорошо,— сказал он жене,— еду ты сама нам занесешь в кунацкую. А пока мы будем сидеть, зарежь самого упитанного барана и напитков не пожалей!
Вернулся он в кунацкую. Рад своему гостю. Ведут они беседу, а тем временем и баран подоспел, жена вынесла им столик. Они снова сели. Поели вволю, а затем гость велел унести стол.
Хозяин говорит ему:
— Спросил бы тебя о новостях, но ты устал, поэтому прежде всего отдохни!
Он приказал постелить гостю и себе, и до вечера они хорошо поспали, отдохнули. Перед тем как им встать, жена хозяина опять приготовила на финге еду и напитки. Встали они, умылись, и хозяин говорит гостю:
— Ну, теперь пора ужинать. Поужинаем вместе!
Они сели за полный стол. Хозяин всячески угождал своему гостю и сказал ему:
— Ты отбил мой табун и спас меня самого. Если бы не ты, я не смог бы отбить свой табун, а меня самого убили бы.
Молодой человек переночевал там. Утром он собрался уезжать, но хозяин ему говорит:
— Почему ты спешишь? Ведь я еще не узнал ни того, откуда ты, ни того, кто ты. Почему ты заспешил уезжать? Ты должен пробыть тут дня три, а то и пять, раньше этого я не отпущу тебя.
И говорит жене:
— Приготовь нам завтрак, а не заглядывайся на нас! Пока хозяйка готовила завтрак, хозяин и гость беседовали.
Хозяин говорит ему:
— С сегодняшнего дня ты уже не гость у нас, но брат мой. А теперь можно расспросить и о делах.
— Это будет уместно,— отвечает тот.— Мы должны знать дела друг друга.
Хозяин дома спрашивает его:
— Сюда никто еще не забредал по своей воле. Скажи, каким образом ты сюда попал, кто ты и что ищешь?
Гость ему отвечает:
— Нас было три брата, я — младший. У нас была мачеха, и мы с ней не поладили. Отец наш был добрый, с его согласия мы все трое покинули дом в поисках работы и после долгого пути достигли развилки трех дорог. На столбе у одной было написано: «Пойдешь и вернешься богатым!». По этой дороге направился старший брат. На другом столбе было написано: «Пойдешь и вернешься живым!». По этой дороге направился средний брат. Я направился по левой дороге, где было написано: «Пойдешь и назад не вернешься!». Я странствовал долго и хотел уже направиться домой, но когда дошел до развилки дорог, то вспомнил своих братьев и сказал себе: «Нет, не пойду домой, пока не узнаю, что стало с моими братьями!». И я направился по той средней дороге, но которой пошел средний брат. Эта средняя дорога привела меня прямиком к берегу моря. С берега я заметил вот эти высокие дома. Я решил побывать в этих домах. Сел в лодку и переплыл на другой берег моря. Подошел к этим домам. На мой зов вышла ко мне женщина. Я сказал ей: «Я — гость, устал в пути, дайте мне приют у себя». Жена твоя пригласила меня в кунацкую и предложила мне, голодному, поесть чего-нибудь. Я поел, а затем спросил ее: «Есть ли у тебя муж, как ты живешь?» Она ответила: «Муж у меня есть, но сегодня ночью хищники угнали наш табун коней, и он отправился в погоню, чтобы отбить его и вернуть обратно». Тогда я про себя подумал: «Ведь он один не сможет отбить табун, ему нужна помощь, нужно его поддержать». И тогда я обратился к твоей жене: «Достань мне коня и седло, я тоже отправлюсь в погоню». Жена откуда-то привела коня, достала и седло, вынесла меч и ружье, и я выехал на помощь тебе. Вот мои дела.
К тому времени хозяйка дома приготовила и обед: подала им на финге яства и пития в изобилии. Кто его больше потчевал и привечал, муж иди жена, этого нельзя было разобрать, с таким почетом они его принимали.
Так прошло три дня, а затем он им говорит:
— Ну, теперь мне пора вас покинуть, больше мне уже нельзя задерживаться.
Они задерживали его еще, но он не внял больше их просьбам. Тогда хозяин сказал:
— Мы должны тебя отблагодарить. Что ты хочешь получить от нас?
Молодой человек отвечает:
— Я прибыл к тебе не за подарками. Но ты местный житель, скажи мне, что тебе известно о моих братьях?
— Это легко,— отвечает ему хозяин.— Пойди дальше по той дороге, по которой ты шел, дойдешь до табунщика, который пасет алдарских коней. Это и будет твой брат. Но я все-таки должен сделать тебе какой-либо подарок.
И он подарил ему коня с седлом и хорошую одежду. Затем наполнил двухместные хурджины его дорогими тканями и сказал:
— А это возьми для отца с матерью!
Кроме того, он подарил ему для защиты от дождя хорошую бурку и на прощание сказал:
— С сегодняшнего дня мы должны считаться братьями! Если ты живым прибудешь домой, посети меня в один из дней отдыха!
На дорогу он снабдил его провизией, которая была приготовлена его женой, и они распрощались; один из них сказал: «Счастливо вам оставаться!», а другой: «Счастливого пути!».
он уехал. Подъехал к оставленной лодке и переправился на ней на другой берег моря. Выйдя из лодки, он привязал коня к дереву, откопал свои золотые деньги и привязал их к передней луке седла, а сзади к седлу приторочил хурджины с дорогими тканями. После этого он сел на коня и поехал так, как сказал ему хозяин конских табунов. Еще издали он заметил высокие дома и направился прямиком к ним, решив: «Как бы то ни было, но я их проведаю!»
Он доехал до этих домов, спешился с коня, привязал его к коновязи, накрыл буркой седло. На его зов вышел к нему хозяин и приветствует его:
— Здравствуй, добрый гость! Откуда ты, какие новости?
— Новости у меня есть,— ответил ему молодой человек. Алдар по его повадке понял, что это такой гость, которого
надо пригласить зайти в кунацкую. Он пригласил его, ср;азав, что разговор лучше вести там, чем снаружи.
Они зашли в кунацкую. Алдар усадил его около себя, а сам дал знать в дом, и к нему явилась его старшая дочь. Он прика-
зал ей приготовить закусить и выпить чего-нибудь и припести в кунацкую.
Пока готовили гостю угощение, алдар опять спросил его, откуда он и какие у него новости. Молодой человек сказал:
— Я ищу своего брата. Он направился по этой дороге, поэтому я ищу его здесь. А теперь прошу тебя, скажи мне правду, у тебя ли он? Не скрой этого от меня!
Алдар спрашивает его:
— А как его зовут, какой он фамилии и как выглядит? Молодой человек назвал его имя и фамилию. Описал его
внешность.
— Действительно, есть у меня такой человек,— сказал алдар,— он пасет моих коней.
И, не дожидаясь ответа молодого человека, послал позвать его брата. Брат его явился, они обрадовались друг другу и крепко обнялись. Алдар убедился, что это действительно братья. А тот должен был отработать у него еще три месяца.
Молодой человек стал просить алдара:
— Чем ему работать у тебя табунщиком еще три месяца, пусть отслуженное им время пойдет тебе на пользу, а он должен ехать со мной.
Алдар опустил руку в карман и сказал:
— Я плачу ему и за три месяца, так как он работал добросовестно.
Молодой человек сказал алдару:
— Денег платить ему не надо, дай лучше какого-нибудь старого коня, чтобы ему не идти пешком.
Алдар согласился и дал ему коня с седлом. Братья попрощались с алдаром и выехали к себе домой. Доехали они до развилки трех дорог и вспомнили про своего старшего брата. Младший брат спрашивает среднего:
— Не вернуться ли мне обратно на поиски нашего старшего брата, как ты полагаешь?
А средний брат отвечает:
— Может быть, он уже дома. Поищем его сначала там. А из дому можно будет отправиться опять на его поиски, чтобы зря не странствовать.
Они приехали домой и застали там старшего брата. Братья были рады друг другу, а отец растерялся и не знал, кого из сыновей больше ласкать, так приятно было ему их возвращение. Пока братья радовались встрече, отец не вытерпел и выбежал
наружу; он развязал повязки хурджинов и попробовал поднять их, но не смог. Младший брат вспомнил про хурджины и выбежал наружу, чтобы проведать их. Отец увидел его и бросил возню с хурджинами.
Младший брат занес хурджины в хадзар, вынул из них дорогие ткани и подал их отцу:
— Это тебе и матери нашей,— сказал он,— дорогие ткани на одежду.
Отец принял подарки, а деньги младший сын оставил у себя. Отец не сдержался и спросил его:
— Я не смог поднять твои хурджины, такие они были тяжелые.
— Если тебе хочется узнать, что в них,— говорит ему сын,— подойди, я тебе покажу.
Другие два брата были тут же; он подвел отца к хурджинам, расстелил на полу ковры и из двухместных хурджинов высыпал на них золотые деньги.
— Это были деньги,— сказал он отцу,— потому ты не смог их поднять.
Затем он велел занести и хурджины с кумачом и сказал отцу, матери и своим братьям:
— А это я раздобыл во время балца; ие обижайтесь, что не раздобыл больше. Пусть два моих брата возьмут то, что им надо, а из остального пусть отец и мать справят себе столько одежды, насколько им хватит этого материала.
На большие деньги братья быстро построили себе дома. Все они, отец, мачеха и братья, оделись с ног до головы как нельзя лучше. С того времени мачеха стала им не мачеха, а как родная мать. Мать, отец и три брата остались жить да поживать; они живут в согласии и до сегодняшнего дня.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Танец… на крупе лошади
  • В Сочи стартовала V ежегодная конференция «Взгляд в цифровое будущее»
  • Мариинские вечера
  • Аншлаг за аншлагом
  • Популярность точек доступа Wi-Fi, построенных по проекту устранения цифрового неравенства, резко выросла после обнуления тарифов
  • Заслуженному артисту РФ Бексолтану Тулатову – 85
  • Директором по организационному развитию и управлению персоналом МРФ "Юг" ПАО "Ростелеком" назначен Павел Бугаев
  • "Разговор с Отечеством"
  • Константин Боженов возглавит работу с корпоративным и государственным сегментами в «Ростелекоме» на Юге
  • Немое кино и живая музыка
  •   Архив
    Октябрь 2017 (32)
    Сентябрь 2017 (55)
    Август 2017 (33)
    Июль 2017 (29)
    Июнь 2017 (44)
    Май 2017 (36)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru