поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
Бедняк и семь уаигов
Автор: 00mN1ck / 19 января 2007 / Категория: Осетинские сказки
Жили муж и жена. Муж перестал выходить даже за двери. Жена стала думать о том, как его заставить выйти за дверь. Однажды она приготовила похлебку и выставила ее за дверь — якобы остудить. Через некоторое время муж просит ее:
— Занеси похлебку, поедим чего-нибудь! А жена отвечает:
— Иди и сам занеси!
Муж отказывался, но когда голод стал сильней, он быстро выскочил за дверь, а жена еще быстрее заперла ее изнутри. Муж долго колотил в двери, но она его не впустила и сказала ему:
— Отправляйся странствовать и раздобудь где-пибудь чего-нибудь, а то мы от бедности дошли до гибели!
Муж был ошеломлен, но другого выхода у него не было:
— Насыпь для меня в мешочек золы,— попросил он жену,— положи сыра и дай мне большое шило.
Жена дала ему все, что он просил. Отправился муж в дорогу.
Шел он, шел и видит в одном месте, что уаиг по ту сторону реки достает камни, бросает их в рот и обратно выбрасывает в виде пыли.
Увидев это, бедняк достал сыр из мешочка, разжевал его хорошенько, затем встряхнулся, и пепел, который был в мешочке, поднялся над его головой.
Наблюдает он дальше за уаигом и видит: тот берет камни и выдавливает из них капли воды. Тогда бедняк достал из мешочка сыры свои, сжал их, и из них потекла вода.
Уаиг увидел это, и нашел на него страх.
Бедняк позвал уаига к себе. Уаиг перешел на этот берег реки к бедняку, и тот ему говорит:
— Здравствуй, осел вонючий!
Уаиг остолбенело посмотрел на него, боясь даже заговорить, по все-таки ответил ему:
— Живи хорошо, горная пташка!
— Я покажу тебе «горную пташку»,— сказал бедняк,— если ты меня немедленно не отнесешь туда, где вы живете.
Уаиг перепугался, посадил его тотчас к, себе на спину и понес. Прошли они значительное расстояние, и уаиг спрашивает его:
— Какой ты легкий, другого веса в тебе нет?
— Я пока не опускаю на тебя весь свой вес,— отвечает ему бедняк,— он привязан ко мне железными цепями, иначе я опустил бы его на тебя, и тогда бы ты почувствовал его!
— Опусти-ка его немножко на меня! — попросил уаиг. Бедняк достал свое шило и воткнул его уаигу мегкду лопаток.
Уаигу стало больно, и он сказал:
— Довольно, подними его обратно! Тогда бедняк вытащил шило.
Тем временем они прибыли в дом семи уаигов. Увидев их, семь уаигов переглянулись между собой и сказали:
— Кого это принес к нам в дом наш брат?! Брат отозвал их в сторону и предупредил их:
— Пусть никто из вас не ругает его, иначе нам грозит гибель.
Стали братья совещаться, как им погубить его, и придумали вот что:
— Сегодня на ночь уложим его спать на большую скамейку, и когда он заснет, то разрубим его пополам большим цирыком, который достался нам от отца.
Так они и сделали. А бедняк ночью прикатил большую колоду, установил ее там, где он спал, и накрыл ее, а сам спрятался за дверью.
Уаиги выждали некоторое время, и, когда они решили, что бедняк уже спит, один из них зашел и нанес тяжелый удар цирыком по тому месту, где спал бедняк. Колода была разрублена пополам. Уаиг ушел и закрыл за собой дверь.
Утром уаиги зашли в эту комнату, а бедняк прикинулся, будто он только что проснулся, услышав топот их шагов, стал зевать и потягиваться. Он посмотрел на них, а уаиги переглянулись между собой, и им стало не по себе от его взгляда.
Стали они снова размышлять, что им с ним делать. На следующую ночь они постелили бедняку на полу. Он лег спать там, а уаиги взобрались на плоскую крышу и стали таскать туда целые горы. Бедняк догадался об их намерениях; он покинул свою постель и спрятался за дверью. А уаиги стали бросать в трубу натасканные ими горы. Побросали все горы и сказали:
— Вот теперь мы с ним покончили!
А бедняк после этого снова улегся в свою постель. Утром уаиги зашли к нему, и бедняк им говорит:
— Ослы вонючие, где вы меня уложили спать? Всю ночь мучили меня блохи!
Уаиги в страхе переглянулись между собой и сказали:
— Если для него это были блохи,— он погубит нас!
Утром они ушли на охоту, а бедняк приготовил из всей муки, которую он взял у них, один чурек, положил его и стал разводить вокруг него огонь. Вечером он захотел перевернуть чурек на другой бок, но тот придавил его.
Вернулись уаиги, ищут его, а он кричит им из-под чурека:
— Ослы вонючие, я здесь! Замучили вы меня холодом, вот я под чуреком и греюсь. Отбросьте-ка его в сторону!
Они отбросили чурек, и бедняк вылез оттуда. Увидев, что он из всей их муки приготовил один чурек, уаиги опять переглянулись между собой и сказали:
— Он и из нас кого-нибудь съест!
А бедняк объявляет им:
— Завтра я отправляюсь домой. Вы должны собрать все свои драгоценности, какие только имеются у вас, и доставить их вместе со мной ко мне домой!
Уаиги в страхе опять переглянулись между собой и сказали:
— Добро свое мы ему отдадим, но кто же понесет его?
Они долго совещались между собой, а потом выбрали сильнейшего. Утром наложили на его спину все ценности, какие только у них имелись. Бедняк уселся сверху, и они направились к его дому.
Когда они прибыли в дом бедняка, то уаиг стал дрожать со страху, что тот его больше не отпустит, оставит у себя дома. Он занес в дом бедняка все ценности, которые притащил на своей спине. Жена бедняка обрадовалась им. Они поблагодарили уаига, и он отправился обратно домой.
Когда он отошел уже далеко от дома бедняка, повстречалась ему лиса:
— Где ты был? — спрашивает она его.
Уаиг рассказал лисе, что к ним попал некий человек, который обобрал их и заставил отнести все их добро к себе домой. Лиса выслушала рассказ уаига и усмехнулась:
— Кого ты испугался? На свете никого нет слабее человека. Пойдем, и ты сожрешь его.
Уаиг стал отказываться. Тогда лиса предложила ему:
— Если ты боишься, держись за мой хвост и пойдем вместе! Так они и сделали. Когда они дошли до нижнего края села, бедняк их сразу заметил и вскочил на плоскую крышу дома. Ему стало не по себе.
Когда уаиг и лиса приблизились к дому бедняка, бедняк говорит лисе:
— Я тебе приказал привести барана, а ты опять ведешь козла!
Уаиг решил, что лиса ведет его на гибель, чтобы бедняк его съел. Схватил он лису за хвост, поднял ее высоко и ударил со всего размаху о стену, а сам пустился в бегство.
Бедняк же спустился с плоской крыши, содрал с лисы шкуру и сшил своей жене воротник.
Воспользовавшись имуществом уаигов, стали они с женой жить и поживать.
Как из всего этого мы ничего не видели, так пусть и вас, слушателей сказки, да не посетят никакие напасти, никакие болезни!
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Задержана председатель Комитета по делам занятости населения
  • Заявление бюро партии «Яблоко» о губительном воздействии завода «Электроцинк на здоровье жителей Северной Осетии
  • «Ростелеком» приглашает на турнир по «World of Tanks» во Владикавказе
  • Рекомендации 2-го круглого стола на тему «Традиционные осетинские религиозные верования и убеждения: состояние, проблемы и перспективы»
  • Журналист из Ростова-на-Дону победил в спецноминации VI международного конкурса журналистов «Ростелекома» и отправится в Японию
  • Поэт, солдат, гражданин
  • Аншлаг, еще аншлаг!
  • «Ростелеком» обсудил вопросы развития информатизации на Юге России с представителями власти ЮФО и СКФО
  • Межконфессиональный диалог в РСО-А состояние проблемы
  • Пути формирования информационной среды в сфере осетинской традиционной религии
  •   Архив
    Июнь 2017 (35)
    Май 2017 (36)
    Апрель 2017 (40)
    Март 2017 (56)
    Февраль 2017 (50)
    Январь 2017 (62)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru