поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
Бедняк Цупара и лиса
Автор: 00mN1ck / 19 января 2007 / Категория: Осетинские сказки
Давным-давно жил-был один бедняк. Звали его Цунара. Ьыло у него только семь кур.
Однажды пришла к нему лиса и сказала:
— Давай, Цупара, будем жить вместе!
— Нет, ты съешь моих кур!
— Не бойся,— сказала ему лиса.
Стали они жить вместе. Прожили несколько лет, наконец,,
лиса говорит:
— Ну, Цупара, теперь я должна сосватать тебе невесту,
— Не надо, на что мне жена? — сказал Цупара.
— Нет, давай все-таки женим тебя!
— Хорошо,— сказал Цупара,— но ведь у меня ничего нет. На какие средства ты сосватаешь мне невесту?
— Не беспокойся, я найду средства,— сказала лиса. Зашла она к алдару и говорит ему:
— Эй, алдар! Дочь твою сватают, не промахнись, не вздумай не выдавать ее. Жених — толковый парень, богатый.
— Хорошо,— отвечает алдар,— давай сговоримся. Калым такой: сто штук от каждой породы зверей.
— Ладно,— сказала лиса,— найдем. Пришла она в лес и подняла там крик:
— Звери, какие только есть, где вы? Надвигается война, все бегом за мной, я знаю еще одну нору, бежим туда!
Собрала она зверей в хлев к алдару и кричит:
— Эй, алдар! Вот в хлеву твоем калым в избытке, даже не
хватает места.
Алдар вышел и говорит:
— Иди и в воскресенье пришли ко мне зятя, хочу познакомиться с ним.
Вернулась лиса домой и говорит Цупаре:
— Алдар зовет тебя, надо ехать.
Она разукрасила его тряпье цветами, и они направились к алдару. Алдар поджидал своего зятя на околице села и увидел издали, что одежда на нем блестит.
Когда лиса и Цупара шли по мосту, лиса столкнула Цупару в воду, и тряпье, что было на нем, унесла вода.
— Эй, алдар! — закричала лиса.— Одежду твоего зятя унесла река! Вышли что-нибудь, во что бы он мог одеться.
Алдар выслал всякой хорошей одежды, Цупару одели и привели в дом к тестю.
Вошел Цупара в дом тестя и стал осматривать самого себя,
не веря своим глазам.
— Что это он рассматривает самого себя? — спрашивает
алдар.
А лиса ему говорит:
— Собственная его одежда была лучше, потому он себя так
рассматривает.
Алдар приказал вынести Цупаре самые лучшие одежды, какие у него только имелись. А лиса говорит Цупаре:
— Ты уж не засматривайся на самого себя. И Цупара стал смирно за дверью.
В следующее воскресенье поехали за невестой. На обратном пути лиса обогнала всех. Бежит и видит семерых уаигов.
— Вон за мной гонятся войска,— говорит она.— Разрешите мне спрятаться под соломой.
— Раз так, мы сами спрячемся под ней.
— Хорошо, полезайте сами, и чем теплее будет вам становиться, тем дальше лезьте!
Уаиги полезли в солому, а лиса подожгла ее. Они же лезли все дальше и дальше и сгорели.
Мать уаигов готовила к их возвращению еду. Лиса прогнала ее и привела в дом уаигов жениха с невестой и гостей. Она угостила их едой уаигов — справили чиндзахсав на славу.
Цупара и его жена стали без забот жить в доме уаигов. Сколько они прожили так, знает один только бог, и вот в один из дней лиса говорит им:
— Ну, теперь сосватайте невесту и для меня! Цупара отвечает ей:
— На какие средства женить тебя? У нас ничего нет.
— Если ты не хочешь сватать мне невесту,— говорит лиса,— то я скажу уаигу, чтобы он отнял у тебя дом.
Пошла она к уаигу и говорит ему:
— Вон в доме твоем поселился какой-то дурной мужчина, прогони его и живи в нем сам!
Уаиг не поверил лисе. Тогда она говорит ему:
— Накинь мне на шею веревку, и если я тебя обману, то убей меня.
Уаиг накинул на шею лисы веревку, и явились они к Цупаре.
А Цупара, увидев их, закричал на уаига:
Ах ты, дурной, я велел тебе привести самца, а не самку! Уаиг перепугался, ударил лису об землю, а сам в страхе убежал.
Цупара и жена его остались жить в доме уаига и живут там до сегодняшнего дня.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Танец… на крупе лошади
  • Мариинские вечера
  • В Сочи стартовала V ежегодная конференция «Взгляд в цифровое будущее»
  • Популярность точек доступа Wi-Fi, построенных по проекту устранения цифрового неравенства, резко выросла после обнуления тарифов
  • Аншлаг за аншлагом
  • Заслуженному артисту РФ Бексолтану Тулатову – 85
  • Директором по организационному развитию и управлению персоналом МРФ "Юг" ПАО "Ростелеком" назначен Павел Бугаев
  • Константин Боженов возглавит работу с корпоративным и государственным сегментами в «Ростелекоме» на Юге
  • "Разговор с Отечеством"
  • Немое кино и живая музыка
  •   Архив
    Октябрь 2017 (32)
    Сентябрь 2017 (55)
    Август 2017 (33)
    Июль 2017 (29)
    Июнь 2017 (44)
    Май 2017 (36)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru