поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Адресаты любовной поэзии Коста Хетагурова
Автор: 00mN1ck / 2 сентября 2011 / Категория: Авторские статьи
Чибирова Марина Людвиговна
к.филол.н., научный сотрудник СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А

Адресаты любовной поэзии Коста Хетагурова150 лет тому назад осетинский народ явил миру гений Коста Хетагурова. Его роль в истории Осетии неоценима. Коста — целая эпоха в истории нашего народа. То, что он сделал, не под силу даже нескольким поколениям на протяжении столетий. За короткий период жизни Коста сотворил осетинское художественное слово, стал основоположником осетинской литературы и литературного языка, первым художником, первым драматургом, первым публицистом, прекрасным этнографом. Коста — великий гражданин Осетии, ее духовный пастырь.

Перефразируя известного исследователя творчества А.С. Пушкина Г.Макогоненко, можно сказать: Коста сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого раннего детства своими прекрасными детскими стихами «Гино, гино, гис...», «О уасаг, уасаг...» и др. В юности он первым пытается пробудить в нас патриотические чувства и национальное самосознание, учит нас ценить свободу и любовь, «простить врагам своим, в ответ на их проклятья, страдать за них, любя, страдая, их любить...». К зрелости для каждого из нас открывается свой Коста. художественный мир которого — громаден, мудр и неповторим.

На протяжении полуторастолетия мы так прониклись его творчеством, что. кажется, стали верить в его «неземное» происхождение. И сегодня Коста для нас так недосягаем и обожествлен, что думается — никакие земные человеческие «слабости» ему не были присущи. Особенно цельно вырисовывается его образ в письмах и воспоминаниях современников. Как это ни печально отметить, но не будь в жизни Коста таких драматических моментов, как высылка за пределы родного края, мы были бы лишены столь ценного наследия, коим являются его письма. Ибо только из писем с высокой степенью достоверности можно восстановить хронологию его поступков, понять его мысли, чувства, стремления...

Коста оставил нам прекрасное эпистолярное наследие, за каждой строчкой которого можно разглядеть человека со светлой душой, человека с огромным чувством юмора, человека общительного, общество и общение с которым приносило искреннюю радость всем, кто с ним хоть один раз имел счастье пообщаться. Человек высоких гуманистических идеалов, посвятивший жизнь служению своему народу, оказывается, был человеком ранимым и в то же время веселым, порой одиноким, но с огромной силой духа, что особенно проявилось в его уникальном умении находить во всех печалях, невзгодах, неприятностях неисчерпаемые силы и трансформировать их в великие гуманистические идеи. Так могут мыслить и поступать только великие духом люди.

Жизнь и судьба Коста сложились так, что ему выпала роль борца, будь то борца за народное счастье, или же за свое личное. Сам поэт отмечал, что счастлив наполовину, так как «...первая и главная половина счастья — любить самому, а уже быть любимым — это значит пользоваться усугубленным счастьем любви»1. Первой составляющей счастья он никогда не будет обделен. В одном из своих стихотворений он восклицает:

Я счастлив, что люблю, —любви одной покорный,
Под знаменем ее пойду на смертный бой,
Пойду на суд толпы холодной, дикой, вздорной
С спокойной совестью, с ликующей душой...
2


За осуществление второй составляющей Коста будет бороться всю жизнь.

...Еще будучи гимназистом, Коста обнаружил склонность не только к живописи, но и к поэзии. Как-то на уроке словесности он написал сочинение, которое закончил четверостишием. Преподаватель стихотворение зачеркнул, приписав в конце: «Перепишите лучше в альбом барышни, стихотворение жаль тратить на работу 4-го класса». Однако четверостишие так понравилось его товарищам, что они стали обращаться к нему с просьбами написать стихи их возлюбленным, естественно, от их имен, что Коста исправно и делал3.

Одним из его первых сохранившихся поэтических опытов считается стихотворение, обращенное к некой «Вере», которая вероятно, была первым увлечением юного поэта. За давностью лет Коста забудет об этом факте биографии, пока в 1897 г. товарищ по гимназии не привезет ему из Нижегородской губернии листок из альбома одной бывшей ставропольской гимназистки; на этом листке были его рисунки и первое его стихотворение, адресованное Вере — подруге хозяйки альбома — и подписанное «Осетин Коста». Был он тогда в пятом классе, а Вера — в седьмом, и они с ней, будучи совсем незнакомы, считались страшно влюбленными друг в друга. Юная барышня ответила ему стихотворным посланием, которое также было помещено на обратной стороне альбомного листа, хотя Коста и не мог вспомнить, чье же стихотворение появилось в альбоме раньше.

«Вере»4

Вера! Кого полюбить одного лишь .могло твое сердце,
Хочешь присвоить себе ты вполне и по праву!
Но он и так твой вполне нераздельно и свято!
Милая, знай: мне вдали от тебя все движенье
Шумное, быстро-стремительной жизни
Кажется легкой тафтой, сквозь которую я
Вижу твой лик непрестанно, — и светит
Мне он, приветливо верный, как вечные звезды,
Ярко горящие радужным блеском из мрака.


«Осетин Коста»


Стихотворение, написанное гекзаметром, обрамляла виньетка с наброском профиля Веры. Всякий раз перечитывая его, Коста по-юношески волновался, до того удивительно приятны были воспоминания о счастливом минувшем... Больше всего его поражало, что человек может так меняться со временем. Ведь единственное о чем мечтал юный поэт — это просто иметь возможность лицезреть свою любимую, не требуя ничего взамен. Это и есть по мнению Коста любовь идеальная.

Адресатами более зрелых любовных стихотворений Коста разных лет станут впоследствии несколько девушек: Анна Попова, Раиса Гайтова, Анна Цаликова, Гали Смирнова, Леля Хурумо- ва и др. Многим из них он не только будет писать любовные послания, но и увековечит их образы на холсте. За свою любовь к этим девушкам он в отличие от первого своего чувства будет ждать равноценного дара. «А если его нет, при всем желании? —- рассуждал Коста. — Поневоле станешь глядеть тоскливо и молчать, когда из чувства жалости не хочешь сказать правду человеку, который действительно очень уж хочет этого короткого слова. Вот что значит любовь идеальная и любовь корыстная!».5

Если попытаться представить некий собирательный образ увлечений Коста, то перед нами предстанет девушка молодая, даже юная, воспитанная, интеллигентная, образованная, и не то чтобы красивая, но обаятельная, и что самое главное — с высокими жизненными идеалами. Ведь, по мнению Коста, «тысячи наших дам, всю жизнь прозябающих на шелковых подушках и не имеющих никакого другого призванья, как постоянное удовлетворение своих мизерных, а подчас даже пошлых страстишек при полном бездействии ума и сердца... —это самые несчастные создания в мире, никакие богатства и никакие почести не замаскируют их духовного убожества».6 И жениться он мог бы только на такой женщине, которая «живет такими же мыслями, как он (М. Ч), лелеет те же принципы, стремится к достижению тех же идеалов...». Практически с семьей каждой девушки Коста будут связывать тесные дружеские отношения. С детства лишенный материнской ласки, волею судьбы оказавшись вне семейного очага, он будет тянуться в семьи своих друзей, видя там взаимопонимание, тепло, заботу, ласку, — то, чего он не знал с самого своего рождения и о чем мечтал всю жизнь.

У Коста был очень возвышенный взгляд на семейную жизнь, он считал, что семейные отношения должны быть основаны на взаимном понимании, любви, единстве душ. Считая семейную жизнь второй стороной (первая — общественная и трудовая деятельность — М.Ч.) счастья человека, он писал:

Где личной жизни нет, где гаснет вера в счастье,
Там горе ближнего, страдания его
Не встретят отклика, не вызовут участья, —
Там холодно, темно, там чуждо все всего...
7


В ряде своих писем Коста с горечью говорит о том, что у него нет жены, детей и это его удручает. Мечтая о женитьбе и семейной жизни, он всю свою нерастраченную любовь отдавал детям своих знакомых и друзей, и дети, как самые чуткие существа на земле, платили ему любовью и преданностью. Как-то в день именин Коста, 21 мая, старший сын его друга и учителя Василия Смирнова, восьмилетний Саша попросит рубль у матери, чтобы купить подарок для Коста. Обойдя все лавки в городе, он все никак не мог определиться с подарком. И тогда он мысленно стал представлять его образ: всегда аккуратный, «в хорошей черкеске из осетинского сукна, в чистом чесучовом бешмете с серебряным поясом и кинжалом, хорошей каракулевой шапке...».8 Увидев в очередной лавке большую круглую коробку ваксы, он купил ее, решив, что «такой «горец» должен иметь хорошо почищенные сапоги...» По дороге мальчик решил прихватить с собою друга, Асламбека (Биби) Шанаева. которого Коста также очень любил. Биби, услышав об именинах Коста, тоже решил что-нибудь подарить ему Выпросив у матери рубль на подарок, Биби вместе с Сашей помчались к базару. Всю дорогу Биби был мрачен и задумчив, ему казалось, что купив коробку ваксы. Саша отнял у него всякую возможность приобрести что-нибудь интересное. Обойдя магазины, Биби остановил свой выбор на хорошем куске яичного мыла желтого цвета с тисненым клеймом какой-то фабрики, решив, что Коста, конечно, с удовольствием почистит сапоги ваксой, но также с удовольствием помоет руки хорошим мылом. Надо ли говорить, как был приятно удивлен Коста, когда мальчики преподнесли ему подарки. Не зная, как выразить свою радость, он принялся так искренне хохотать, что долго не мог успокоиться. Он попросил свою соседку по двору подать самовар и угостил мальчиков чаем с вареньем и сдобными булками. Когда вечером стали съезжаться гости, Коста, не без гордости и не скрывая радости, стал хвастаться перед ними своими подарками.

Находясь в далеком Херсоне, он напишет своему другу и учителю Василию Ивановичу Смирнову: «Ни о ком я так не скучаю, как о Ваших детях... Лишенный с самого раннего детства материнской ласки и радостей семьи, я до сих пор с поразительной восприимчивостью переживаю волнения и печали счастливого детского возраста».9

Страдая от одиночества, Коста из самых искренних побуждений, настойчиво советует своим холостым друзьям изменить одинокий образ жизни. В 1887 году, сообщая своему двоюродному брату Андукапару о перенесенной операции, Коста заканчивает письмо такими словами: «Будь здоров, будь счастлив, дорогой! И главное — женись... Умоляю тебя, женись...»10. И что бы не происходило вокруг него на разных этапах жизни, одним из главных вопросов, который будет волновать его всегда, будет семейный вопрос. Он не раз будет пытаться определиться в личной жизни, не раз будет просить руки той или иной очаровавшей его сердце девушки, однако в жизни Коста так и не произойдет никаких перемен.

Первое серьезное чувство проснется у него в возрасте двадцати семи лет, после возвращения из Санкт-Петербургской художественной академии, к Анне Поповой, руки которой он будет настойчиво просить у ее родни. Не получив положительного ответа, он впоследствии станет добиваться руки учительницы Раисы Гайтовой, которая проживала со своими родителями в Ардоне, а немногим позже испытает чувство обжигающей любви-страсти к Анне Цаликовой. расположения которой тщетно будет добиваться нескольких лет. В конце жизни его посетит нежное юношеское чувство влюбленности к юной, обворожительной Гали Смирновой...

Предлагая руку и сердце, Коста всякий раз, честно и искренно заявлял, что при положительном исходе дела многого обещать не может. Добиваясь руки дочери Иналука Гайтова Коста писал ему, что прекрасно понимает, что «слишком ничтожен и беден, чтобы составить счастье любимого существа. И не настолько дерзок и легкомысленен. чтобы обещать широкое довольствие и безмятежное счастье. Нет!».11 Он может предложить только вечно тревожную и неизменно трудовую жизнь, полную смысла и целесообразности, проникнутую горячей любовью не только к семье и родственникам, но и к бедной нашей родине, ко всему страждущему, униженному и оскорбленному. .. Он знает, что найти охотницу делить с ним такую участь нелегко... При все этом она должна быть непременно осетинка... Спустя несколько лет он также открыто и прямо, не обманывая себя и других, будет писать отцу Анны Цаликовой отцу Александру: «Многого обещать я не могу... Если счастье в материальном довольстве, то и я советую Вам уговорить Анну Александровну не выходить за меня. А если все то, во что я верю непоколебимо, не плод болезненной фантазии, то и я и она докажем миру, что счастье возможно на земле...»12

Но ни одна из вышеперечисленных особ так и не решится соединить свою судьбу с поэтом. И только на закате его жизни хрупкая, измученная болезнью Леля Хурумова подарит поэту надежду на счастье, став его невестой...

Поэт не обретет семейного счастья. А осетинская поэзия получит великолепные стихи о неразделенном чувстве. Как отметит впоследствии Нафи Джусойты, в лирических стихотворениях Коста Хетагурова варьирует один мотив — мотив неразделенной любви.13 Вероятно, это было связано с сугубо личными узкобиографическими данными. Говоря о лирическом герое Хетагурова, следует отметить, что это благородной души человек, который заботится о любимой, даже если она не разделяет его любви. Желая ей всяческого счастья, он просит прощения и благословляет свою любимую:

Прости, и мира, и отрады
Да будут полны дни твои


Этот этический идеал с замечательной силой и благородством выражен в стихотворении «Прости».14

Прости! Всю прошлую тревогу Беру я в спутницы себе, —
Свою печальную дорогу
Я с ней пройду, моляся
Богу Лишь только, только о тебе.


О своей любви к Анне Поповой Коста напишет и в другом стихотворении «Да, я люблю ее..!»,15 где представит Анну воплощеньем «добра и истины, любви и всепрощенья». Поэт не ждет за свою любовь награды, считая, что награжден уже тем, что любит. А за любовь он готов идти и на смертный бой, и на суд толпы холодной. Единственное чего боится поэт — «Она доверчива, наивна, молода, А жизнь заманчиво зовет и соблазняет, — Боюсь, что разлюбить могу ее тогда...». Страхи Коста окажутся напрасными.

Спустя несколько лет, испытав схожие чувства, вызванные другой девушкой, Анной Цаликовой, он воскликнет в стихотворении «Благодарю тебя за искреннее слово»16: «Прости, прости навек! Отвергнутый тобой, я посох и суму благословляю снова, благословляю жизнь, свободу и покой». И именно в этот нелегкий период времени он поставит себе целью «Молиться и любить, любя страдать за всех». Воодушевление его, казалось, не имело границ... «Весь мир — мой храм, любовь — моя святыня, вселенная — отечество мое!» — эти известные строки поэта появятся на свет именно в этот период. Человек высокогуманистических идеалов, он сохранит самые светлые чувства к каждой из этих девушек.

Надо отметить, что большую часть своей любовной лирики он посвятил двум Аннам: Цаликовой и Поповой, что говорит о силе любовного чувства к этим девушкам. Не сохранилось стихотворений, посвященных Р. Гайтовой и Л. Хурумовой, что позволяет сделать вывод о том, что предложения руки он делал им руководствуясь больше разумом, а не сердцем. Ведь как Коста сам признавался, стихи он писал только в такое время, когда потребность высказаться всецело охватывало все его существо.

Всем девушкам, которым Коста в разное время посвящал стихи или чьи портреты писал, он посвятит стихотворение «Портретная галерея»17, хотя не исключено, что это стихотворение родилось от впечатлений после просмотра своего фотоальбома.

Портретная галерея

Вот эта — Вера еще гимназисткой,
Рядом Косер, она же Наталия,
Люба-курсистка и Ольгой курсисткой,
Аня и Анечка18 — дивная талия!

Эта Настасья — идейная девушка
С выдержкой немки, но с теплою лаской.
Лелька-фрацуженка — славная деточка,
Рядом Елена с еврейской закваской...

Вот гимназисткой бесенок Анюта19,
Пышная Леля20, Елена Кудрявая, —
Редкая масть! А вот та из приюта —
Сашка шальная, вот Груня21 лукавая.

Дальше Глафира — совсем миниатюра!
Рядом Раиса22, — звалась осетинкою;
Рядом с ней Любка — беспутная шкура,
Те же — Раиса и Груня с сурдинкою.
Та же все Любка, а эта вот Вика,
Рядом с ней Надя23 — мечта артиллерии,
Та ж и Анютка, уже не без шика,
Это портреты все первой лишь серии.


Как видно из поэтического и живописного наследия Коста, женщин, вдохновлявших его на творчество, настраивавших на высокий лад, в жизни поэта было достаточно много, как впрочем, и у всякой творческой личности.

К сожалению, в жизни Коста так и не произойдет никаких перемен. Постоянные преследования, ссылки, а также шаткое материальное положение не дали ему осуществить свои мечты.


Примечания

1. Хетагуров К. Полное собраний сочинений в 5 томах. Владикавказ, 2001. Т.5. С. 136.

2. Хетагуров К. Полное собраний сочинений в 5 томах. Владикавказ, 1999. Т. 2. С.41.

3.. Коста Хетагуров // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Сост. Чибиров Л.А. Т.5 стр. 309.

4. Хетагуров К. Полное собраний сочинений в 5 томах. Владикавказ, 2001. Т. 5. С. 133.

5. Хетагуров К. Полное собраний сочинений в 5 томах. Владикавказ, 2001. Т. 5. С.136.

6. Хетагуров К. Полное собраний сочинений в 5 томах. Владикавказ, 2001. Т. 5. С.26.

7. Хетагуров К. Полное собраний сочинений в 5 томах. Владикавказ, 1999. Т. 2. С. 176.

8. Кравченко В. Коста, сын Леуана // Ставрополь, 2007. С.86.

9. Хетагуров К. Полное собраний сочинений в 5 томах. Владикавказ, 2001. Т. 5. С.73.

10. Хетагуров К. Полное собраний сочинений в 5 томах. Владикавказ, 2001. Т. 5. С.67.

11. Хетагуров К. Полное собраний сочинений в 5 томах. Владикавказ, 2001. Т. 5. С.72.

12. Хетагуров К. Полное собраний сочинений в 5 томах. Владикавказ, 2001. Т. 5. С.23.

13. Джусойты Н. История осетинской литературы Тбилиси, 1980, T.l. С.252-255.

14. Хетагуров К. Полное собраний сочинений в 5 томах. Владикавказ, 1999. Т. 2. С.36.

15. Хетагуров К. Полное собраний сочинений в 5 томах. Владикавказ, 1999. Т. 2. С.41.

16. Хетагуров К. Полное собраний сочинений в 5 томах. Владикавказ, 1999. Т. 2. С. 103.

17. Хетагуров К. Полное собраний сочинений в 5 томах. Владикавказ, 1999. Т. 2. С.239.

18. Речь идет об Анне Яковлевне Поповой.

19. Очевидно, Коста говорит об Анне Цаликовой.

20. Среди знакомых Коста было несколько женщин с именами «Леля»: Елена Цаликова, Е.Б- ова. и невеста поэта Л.Хурумова, хотя вряд ли он здесь ее имел в виду.

21. Вероятно, речь идет об Агриппине Третьяковой.

22. Речь идет о Раисе Гайтовой.

23. Очевидно, здесь говорится о Наде Гайтовой.


Источник:
Материалы международной юбилейной научной конференции
«Россия и Кавказ» (Владикавказ, 6-7 октября 2009 г.). Стр. 165 - 170.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru