поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
Сакральный центр ир-ас-аланского народа общеарийского значения
Автор: 00mN1ck / 12 декабря 2012 / Категория: Авторские статьи
Дзанайты Х.Г., доктор политических наук, доктор экономических наук, профессор, директор Института национального развития
Духовная культура народа выступала и выступает движущей, определяющей силой развития общества. Поэтому материальное только тогда становится благом, когда оно зиждется на духовно-нравственных устоях народа, его представлениях об идеальном. Напротив, фетишизация общественных отношений ведет народы, социально-политические общности не по эволюционному, а по инволюционному пути. В безнравственном обществе теряется сам смысл развития материального.


Придание географическому центру этнической территории ир – ас – алан (осетин) официального статуса Сакрального центра общеарийского значения вытекает из необходимости сохранения для нарождающихся поколений их традиционной духовной культуры. Проблема заключатся в том, что на сегодняшний день безвозвратно утраченными для аланской культуры следует считать духовные центры, некогда расположенные на господствующих высотах бескрайней евразийской степи. Данные центры в силу известных исторических, политических событий перешли под контроль народившихся 1,5 – 3,0 тыс. лет тому назад мировых религиозных конфессий. Именно на этих сакральных высотах Ариана Веджа (арийского простора) в последствии были воздвигнуты многочисленные рукотворные храмы. В текущий период на стадии утраты находятся центры духовной силы и духовного воспитания ир-ас-аланского народа, расположенные в горной Алании (Республики Северная Осетия – Алания, Республики Южная Осетия).

В наши дни при полном игнорировании мнения абсолютного большинства аланского народа происходит последовательное проникновение и беспрецедентный захват религиозными конфессиями этой сакральной части территории священной Алании. Последнее входит в прямое противоречие с основополагающими правами и свободами человека, в частности, неотъемлемым правом на сохранение своей национальной идентичности, культуры, своего духовного мировоззрения. Данное право не может быть отчуждаемо, равно как и право личности на свободу, жизнь. Поэтому реализация предлагаемых мер позволит не только положить конец необоснованным притязаниям молодых по своему возрасту религиозных конфессий, но и восстановить некогда порушенную систему духовного воспитания ир-ас-аланского народа. Последнее будет способствовать укреплению его национального духа и, соответственно, полноценной духовной жизни.

Само понятие сакральное является многосложным. Сакра́льное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное богам) — в широком смысле всё, имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений. Сакральные объекты имеют не только материальное измерение, но и духовное, связаны с высшим миром. Сакральные тексты содержат основы религиозного учения и могут быть объектом поклонения. Сакральные действия — это, как правило, богослужение и религиозные обряды. Сакральное включает не только сферу религиозного, но и широкий спектр представлений, относящихся к магии, эзотерике, мистике и холистическим учениям. Оно противоположно профанному, то есть, мирскому, повседневному [1].

Отсюда, официальная организация в пределах горных территорий исторической Алании (Осетии) Сакрального центра ир-ас-аланского народа общеарийского значения должна базироваться на его метафизических, духовно-нравственных, этнокультурных представлениях об устройстве мироздания и своего места в нем. Определяющим здесь является неотъемлемое право любого народа на самовыражение через систему своих традиционных духовных ценностей. Ниже приводится перечень обстоятельств, факторов, свидетельствующих о исторически объективном, оправданном характере предлагаемых к реализации мер, их неразрывной связи с общемировыми тенденциями и процессами.

Первое. Ир – ас – аланы являются представителями североиранской (арийской) ветви индоевропейской языковой семьи. Они с древнейших времен населяют территорию Кавказа, его центральную часть. То есть, ир – ас – аланы являются последними носителями культуры «северных иранцев» в этом регионе.

Второе. Центральная часть большого Кавказа по обе стороны Главного Кавказского хребта исторически является крупнейшим и древнейшим сакральным, культовым центром индоевропейского мира, имеющим общеарийское значение. Поэтому горная часть территории Республики Северная Осетия – Алания, Республика Южная Осетия выступает в качестве материальной основы духовного просвещения ир-ас-аланского народа и других арийских народов с древнейших времен и по настоящее время.

Третье. По количеству в этом регионе памятников духовной, материальной культуры ир – ас – алан, т. е. по «плотности» расположения здесь святых мест, архаичных замков, городищ, захоронений, культовых сооружений и других памятников истории, духовной традиции он не имеет аналогов в мире. Только общее количество святых мест – дзуаров, мест отправления духовной обрядности – кувандонов составляет более тысячи.

Четвертое. Время становления духовного мировоззрения ир-ас-аланского народа своими корнями уходит в глубокую древность, за обозримые горизонты развития человеческой цивилизации (5 – 2 тыс. лет до н. э.).

Пятое. Практически все мировые религиозные системы при своем становлении использовали, в той или иной мере, духовное учение ир – ас – алан. Первоистоком мировых религий выступают верования аланского народа. Поэтому в текущее время происходит переосмысление многими народами мира своих религиозных доктрин. Все большее число из них обращает свои помыслы к духовному интегральному мировоззрению ирон – нартон агъдау, господствовавшему в Евразии в эпоху индоевропейского единства народов. В эту эпоху Кавказ выполнял функцию одного из главных сакральных центров этого легендарного мира.

Шестое. В последние два десятилетия на народ ир обрушилась беспрецедентная по своим масштабам и агрессии пропаганда многочисленных пришлых религиозных доктрин, что ведет к размыванию его этнонационального самосознания. По существу, все мы являемся свидетелями ярко выраженной искусственной, т. е. насильственной ассимиляции народа. Однако даже в этих условиях управляемого хаоса подавляющая часть ир – ас – алан остается верна своему прамонотеистическому духовному мировоззрению, реализуемому в повседневной жизни через ирон – нартон агъдау.

Седьмое. Современные поколения ир – ас – алан с чувством безмерной горечи и боли в сердце воспринимают плачевную участь, которая постигла их соплеменников, покинувших свою историческую родину – Кавказ. Увлеченные водоворотом грандиозных военно-политических событий минувших тысячелетий, они оказались не способны противостоять ассимиляционным процессам на чужбине. Выстояв в суровых военных сражениях ир – ас – аланы проявили чрезвычайную восприимчивость иннакультурных ценностей в мирное время. Последнее привело к закономерной утрате ими своего прамонотеистического духовного мировоззрения – агъдау, своего национального языка, чувства сопричастности к своей национальной истории, традициям и, как следствие этого, своего национального я. Внеся весомый вклад в развитие культуры, государственности многих народов Запада и Востока, сами они канули в лету. Таковы поучительные уроки истории, свидетельствующие о недопустимости проявления легкомыслия, слабости, инфантильности в отстаивании своего права на свою национальную культуру в широком смысле этого понятия.

Восьмое. В текущий период во многих странах мира и, в первую очередь, в высокоразвитых усиливается неподдельный интерес к историко-культурному наследию ир-ас-аланского народа. Специалисты ведущих университетов, научных центров стран Западной Европы, азиатских стран, США, Израиля, Китая и др., проводят широкомасштабные исследования этого уникального наследия, включающие изучение и преподавание его сакрального языка – ирон авзаг. В то же самое время на исторической родине этого народа происходит тотальное разрушение и уничтожение этого наследия. Безжалостно затапливаются целые ареалы памятников духовной и материальной культуры народа, святые места, уникальные городища, время возникновения которых датируется 5 – 3 тыс. лет до н. э.

Девятое. Сегодня ир – ас – аланы единственные в мире открытые носители, приверженцы древнейшего прамонотеистического духовного мировоззрения – ирон агъдау. Данное мировоззрение зафиксировано в Нартиаде (Нарты кадджыта) и других сакральных текстах – Царциаты таурахта, Даредзанты кадджыта – являющихся объектом поклонения. Вся горная часть территории исторической Алании является последним материальным бастионом, хранящим это духовное наследие.

Десятое. Зоной действия дзуаров – святых мест – являются территории, ограниченные соответствующими горными ландшафтами. Вся горная часть территории Алании естественно-исторически поделена на ущелья, которые находятся под покровительством определенных дзуаров. Некоторые из них имеют статус общеаланского (общенародного) культового значения. Таким образом, вся вышеобозначенная территория является табуированной ир – ас – аланами с доисторических времен, времен индоевропейского единства, когда не было места делению народов по религиозному принципу.

Одиннадцатое. Употребление на святых местах и в пределах ареала их действия спиртных напитков расценивается как богохульство, осквернение веры отцов. Допустимым является употребление во время совершения ритуала исключительно традиционных сакральных напитков – алутон, баганы, кумал и др.

Двенадцатое. Система дзуаров Алании иерархична. Режим доступа к ним носит строго регламентированный характер. Посещение их связано с выполнением определенных условий сакрального характера. Особо священные места являются запрещенными для посещения территориями представителями инокультурных сообществ. В свою очередь дзуры лагта, являются посвященными охранителями священных дзуаров, территорий.

Тринадцатое. Существующая мировая практика взаимодействия религиозных конфессий, отношений к сакральным территориям народов, культур не допускает насильственного отторжения, захвата этих территорий инокультурными сообществами. Поэтому своевольное проникновение на эти священные для ир-ас-аланского народа территории представителей мировых религиозных конфессий, строительство здесь ими своих культовых сооружений расценивается как их осквернение, святотатство. Данные формы культурной агрессии входят в прямое противоречие с основными правами и свободами человека, зафиксированными международным правом, Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Северная Осетия – Алания, Республики Южная Осетия. Подобные ничем неоправданные действия, полностью игнорирующие мнение аланского народа ведут к непредсказуемым социально-политическим последствиям. Именно эти агрессивные действия делают необходимым официальное отнесение всей горной части Алании к Сакральному центру его духовной культуры.

Четырнадцатое. Одна из важных особенностей духовного мировоззрения народа ир заключается в том, что они, в отличие от представителей религиозных доктрин, не возводят рукотворных храмов. Божественным Храмом для них выступает вся необъятная Вселенная. Поэтому свое молитвословие, обращения к Творцу они осуществляют на лоне первозданной природы – естественного Божественного Храма. В этом качестве у них с древнейших времен выступают горные системы Центрального Кавказа. Согласно их верованиям, насильственное вторжение в эту Богом данную им сакральную среду инородных религиозных систем, является разрушением данного Божественного Храма. Поэтому исторически сложившаяся комплиментарность, терпимость ир-ас-аланского народа к религиозным ценностям других народов не может служить для последних основанием для вторжения в эту среду.

Пятнадцатое. Предлагаемое решение вопроса ни в коем случае не затрагивает и не ущемляет религиозные интересы, ценности представителей мировых религиозных конфессий. Оно не ущемляет их возможности по проповедованию своих представлений о мире сущего и мире должного. Каждая из мировых религий имеет свои многочисленные религиозные сакральные центры, расположенные в местах их традиционного возникновения и функционирования. В Алании они также широко представлены в ее равнинной части. В противоположность сказанному ир – ас – аланы другого отечества, кроме территории Алании (Осетии), не имеют. Следовательно, они обладают всеобъемлющим моральным, национально-историческим правом на официальное создание Сакрального центра своей духовной культуры.

Существуют ли аналоги подобному решению вопроса, связанному с сохранением духовных ценностей народа? Да, существуют! В конце 90 – х. гг. ХХ-го столетия шаманы Республики Бурятии официально признали остров Ольхон «главным святилищем, культовым центром общемонгольского и центральноазиатского значения, олицетворяющим сакральную прародину бурят». Остров Ольхон стал официально значиться как культовый центр общебурятского значения. Здесь находится большое количество городищ-святилищ и шатровых могильников. Территория острова богата археологическими памятниками, по их количеству на 1 км2 ему нет равных во всем Прибайкалье: известно 143 археологических объекта. Особо священные места о. Ольхон являются запрещенными для посещения территориями [2].

Классическим примером священной территории выступает Ватика́н (лат. Status Civitatis Vaticanæ, итал. Stato della Città del Vaticano, также встречается использование названия Госуда́рство-го́род Ватика́н) — карликовое государство-анклав (самое маленькое государство в мире) внутри территории Рима, ассоциированное с Италией. Своё название государство получило от названия холма Mons Vaticanus, с латинского vaticinia — «место гаданий». В античности территория Ватикана (лат. ager vaticanus) не была заселена, так как в Древнем Риме это место считалось святым. Статус Ватикана в международном праве — вспомогательная суверенная территория Святого Престола, резиденции высшего духовного руководства римско-католической церкви. Суверенитет Ватикана не является самостоятельным (национальным), а проистекает из суверенитета Святого престола [3].

В качестве другого примера выступает Свята́я Гора́ Афо́н (греч. Ἄθως; в Греции — греч. Άγιο Όρος — «Святая Гора») — географически полуостров в Восточной Греции, в районе Халкидики (Македония), представляющий собой гору высотой 2033 м над уровнем моря. Административно — особая единица Греческой Республики, самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года). Суверенитет Греции над полуостровом закреплён Лозаннским договором 1923 года; режим самоуправления исходно базируется на положениях первого Устава Святой горы Афон («Трагос»), утверждённого Хрисовулом Императора Иоанна Цимисхия в 972 году. Для православных всего мира — одно из главных святых мест, почитается как земной Удел Богородицы. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО [4].

Лха́са (произносится l̥ásə, тиб. ལྷ་ས་, Вайли lha sa, кит. трад. 拉薩, упр. 拉萨, пиньинь: Lāsà) — городской округ в Тибетском автономном районе КНР, административный центр автономного района, бывшая столица независимого Тибетского государства. До аннексии территории Тибета Китаем (1951 г.) г. Лхаса являлся традиционной резиденцией Далай-ламы. Буквально в переводе с тибетского «лхаса» означает «место богов». В VII веке в центре города был построен монастырь Джоканг, который и сейчас является главным местом паломничества в Лхасе. Город стал расти и процветать после основания трёх крупных монастырей школы гелуг в результате деятельности ламы Цонкапы и его учеников в XV веке. Доступ иностранцев на территорию города исторически был ограничен [5].

Особо следует отметить тот факт, что немалое количество исторических памятников Лхасы, представляющих огромное значение для мировой культуры, было разрушено или пострадало вследствие вторжения на эти территории инокультурных сообществ с иными религиозными представлениями во время культурной революции. В текущее время Правительство Китая активно решает задачу по увеличению количества туристов в Тибете с 1,1 млн. чел. (2004 г.) до 20 млн. чел. (2020 г.). Сторонники расширения автономии Тибета считают, что чрезмерное количество туристов приведёт к пагубным последствиям для уникальной тибетской культуры и созданию на месте культурных памятников искусственных «Диснейлэндов».

Уникальным культовым местом Тибета является гора Кайла́с (Кайласа, Кайлаш; санскр. कैलाश पर्वत Kailāśā Parvata, тиб. གངས་རིན་པོ་ཆེ Канг Ринпоче, кит. упр. 冈仁波齐峰, пиньинь: Gāng rén bō qí fēng) высотой 6714 м. Кайлас находится в отдалённой труднодоступной местности Западного Тибета и является одним из главных водоразделов Южной Азии. В религиозных текстах буддизма и индуизма о Кайласе говорится следующее: «Никто из смертных не смеет взойти на гору, где обитают боги, тот, кто увидит лики богов, должен умереть». По легенде, Кайлас сбрасывает любого, кто посмеет взобраться на него, а у тех, кто прикоснулся к горе, возникают язвы, не заживающие несколько недель. Вершина горы остаётся непокорённой по причине препятствия этому со стороны Далай-ламы, миллионов верующих, ряда крупных международных организаций, выражающих свой протест покорению священной горы Кайласа.

К священной территориии мусульман относится город Ме́кка (араб. مكة‎‎ Макка, также مكة المكرّمة Макка ал-Мукаррама — Благородная Мекка). Расположен город в западной части Саудовской Аравии, около 100 км от Красного моря. В 630 году, усилив свою позицию, мусульмане мединской общины во главе с пророком Мухаммедом вошли в Мекку, город сдался без боя, жители приняли ислам. Мекка со священной Каабой была превращена в религиозный центр, и мусульмане стали молиться лицом в сторону Мекки, где бы они ни находились. Мекка является центром паломничества для мусульман всего мира. В центре Мекки расположена Мечеть Аль-Харам с Каабой. Находиться в городе немусульманам строго запрещено законодательством Саудовской Аравии [6].

Уникальным с точки зрения рассматриваемого вопроса является г. Иерусалим, расположенный на Ближнем Востоке. Иерусалим имеет совершенно особый статус для приверженцев авраамических религий как место расположения святынь иудаизма, христианства и ислама. Территория города строго поделена между ними. Святынями для евреев являются Храмовая гора и западная стена Иерусалимского храма — Стена плача («Ко́тель»); для мусульман — мечети на Храмовой горе (религиозный архитектурный комплекс Аль-Харам аль-Шариф), а для христиан всех конфессий — Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня) и множество церквей, возведённых там, где ступала нога Иисуса [7]. Каждая из представленных здесь мировых конфессий имеет свои притязания на различные сакральные части города. Стороны конфликта, при этом, исходят исключительно из своих религиозных воззрений и интересов.

Таким образом, очевидно, что на протяжении всей обозримой истории человечества идет непрекращающаяся борьба за сакральные территории. Владение данными территориями, центрами, придающими новый импульс развитию духовности той или иной социально-политической, этнической общности, выступают необходимым условием их полноценного функционирования. В силу этих причин каждый народ стремится обезопасить места своей духовной близости с Творцом от проникновения чуждых ему культурных ценностей. Показательной в этом отношении является греческая надпись на камне из решетки Иерусалимского Храма, находящегося в г. Константинополе (нынешнем г. Стамбуле): «Ни один инородец да не перейдет за решетку и ограду к святилищу! Кто будет пойман, пусть пеняет на себя, ибо последует смерть» [8].

Проведенный анализ свидетельствует о том, что горные системы Центральной Алании не должны рассматриваться инокультурными сообществами в качестве «непахотного гуляй поля» для распространения здесь чуждых ир – ас – аланскому народу своих религиозных доктрин. Такое неадекватное исторической действительности восприятие наносит ни с чем не сопоставимый урон духовной культуре алан и является вопиющим нарушением их основополагающих прав и свобод. Данные территории с древнейших времен, задолго до возникновения мировых религий, выступают в качестве единого естественного Храмового Комплекса аланского народа. По своей значимости для мировой духовной культуры они не уступают вышерассмотренным религиозным центрам.

Отсюда становится очевидным, что организация Сакрального центра ир-ас-аланского народа не преследует своей целью ущемление чьих бы то ни было религиозных прав, лишение кого бы то ни было возможности своего религиозного самовыражения. Нет, ни в коем случае нет! Это единственная реальная возможность сохранить аланам свои национальные святыни от поругания и, соответственно, свою национальную идентичность. Сохранение за ними данного им от рождения права быть самими собой, не имеет другой альтернативы, т. к. нет ничего более самоценного, чем осознание своего собственного национального я, выражаемого, в частности, через следование своей многотысячелетней духовной традиции.

Все вышеизложенное позволяет говорить об абсолютно объективном, оправданном характере предлагаемых мер по сохранению прамонотеистического духовного мировоззрения ир-ас-аланского народа в условиях усиливающейся с каждым годом внешней культурной агрессии. Придание табуированным территориям горной части исторической Алании официального статуса Сакрального центра общеарийского значения представляет собой единственную реальную возможность оградить народ от подобных негативных явлений, порой переходящих в культурный геноцид. По существу, речь идет об отнесении данной территории к части Всемирного культурного наследия, находящегося под патронажем Организации Объединенных Наций. Положительное скорейшее решение данного вопроса откроет колоссальные перспективы в развитии духовной жизни народа Алании и всего индоевропейского мира.


Литература

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Сакральное

2. http://kailash.ru/865.html

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ватикан

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Афон

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Лхаса

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Мекка

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Иерусалим

8. Талмуд. Мишна и Тосефта / Критический перевод Н. Переферковича, т. 5, кн. 9 – 10., Санкт-Петербург. Издание П.П. Сойкина, 1903.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Спектакль про непридуманное
  • Кусочек армянского солнца
  • К проблеме этнорелигиозной самоидентификации современных осетин
  • Северный адреналин
  • Цветная жизнь - заслуженному художнику РФ Ушангу Козаеву – 65
  • Долго будет Карелия сниться
  • Дочь солнца
  • В согласии с судьбой
  • Турецкая осень "Сармата"
  • Искусство осетинской примадонны
  •   Архив
    Декабрь 2017 (11)
    Ноябрь 2017 (48)
    Октябрь 2017 (48)
    Сентябрь 2017 (55)
    Август 2017 (33)
    Июль 2017 (29)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru