поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Женщина и мужчина в обществе (власть и пол)
Автор: 00mN1ck / 22 января 2015 / Категория: Авторские статьи
Дзагурова Н. Х.
к .и.н., доцент СОГУ

Понятие «мужское» и «женское» в культуре не является раз и навсегда зафиксированной данностью: они достаточно подвижны и различаются в тех или иных социокультурных средах, кроме этого, меняются в соответствии с историческими и политическими изменениями.

Выделяются несколько понятий, обозначающих устойчивые нормы «мужского» и «женского»: «гендерная культура», «гендерная система», «гендерные роли». Наряду с понятием «класс», «этнос» и другими организующими социальную систему, «гендер» - это социальный статус, профессиональной деятельности, доступа к власти, семейные репродуктивные роли мужчин и женщин.

В настоящее время существует множество интерпретаций сущности пола и особенностей его проявления в культуре и социуме.

С 70-х годов ХХ века в западных исследованиях оформилось направление ставившее своей основной задачей обоснование равнозначного участия мужчин и женщин в культуре. Исходя из этого возникает, вопрос о причинах появления неравенства между полами.

Вопрос о власти некоторые исследователи связывают с господством мужчины над женщиной, с универсальностью проблемы власти вообще, например, властью одной расы над другой, колониальной зависимостью и т.д.

Европейские колонизаторы воспринимали покоренные ими примитивные народы как часть «неразвившейся природы», которую надо просветить путем подчинения. В этой концепции, европейские колонизаторы отождествлялись с мужскими ролями, а покоренные народы – с женскими.

Источником объективных трудностей анализа проблем пола является, прежде всего, необходимость отхода от традиционных и простых моделей причинности. Проблемой взаимовлияния современной науки и форм человеческого поведения успешно занималась Б. Бендерли.- американская исследовательница. В своей книге «Миф о двух мирах», вышедшей в Нью-Йорке в 1987 г., она ставит задачу рассмотрения вопроса о том, какие различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин обусловлены физиологией, а какие – социальными особенностями. 1

Представления о социальных функция полов зависит, прежде всего, от конкретной исторической формации, особенностей социальной структуры общества, культурных и этнических традиций, принятых в том или иной социуме. Если предпринять небольшой экскурс в историю, то мы можем найти примеры, когда женщина играет вторые роли в обществе – в Риме эпохи расцвета. Однако после падения Римской империи и распространения в ней германского права женщины имели равные с мужчинами права владения и наследования, а общий статус женщин резко возрос. В это время появились женщины, выделявшиеся своими способностями, например, св.Хильда из Уитби – ее называют «игуменьей английского народа», «духовной матерью англичан»; Хильдигарда Бингенская – святая католической церкви, аббатиса монастыря Бинген и др.

Поведение человека формируется под влиянием социализации, связанным с господствующими в данном обществе стереотипами. Значимая творческая работа, выполненная женщиной, обычно оценивается как менее ценная по сравнению с аналогичным трудом мужчины. В качестве доказательства этого утверждения мы приведем результаты одного нашумевшего исследования. Студентам и студенткам был предложен один и тот же рассказ, но в одном случае рассказ был преподнесен под женским авторством, во втором – мужским. Участники эксперимента, независимо от пола оценили рассказ мужчины – автора выше, чем женщины.

Мне кажется, что именно такое дискриминационное отношение общества к талантливым женщинам очень часто порождает у них комплексы неполноценности. Поэтому в отличие от мужчин успешные женщины обычно объясняют свои достижения, успехи не своими способностями и личными качествами, а внешними причинами, например, везением.

Женщина значительно реже, чем мужчины, рассчитывают на будущий успех, их жизненные стратегии редко нацелены на серьезные карьерные достижения. Большая подверженность женщин депрессивным состояниям можно объяснить сложным комплексом причин. К ним относят неравенство социальных ролей мужа и жены в семье, низкой статусной ролью женщины. Как показывают многочисленные исследования, роль домашней хозяйки у современной женщины скорее вызывает чувство неудовлетворенности, чем удовлетворения.

Но и работающая женщина часто тоже считает себя несчастной: она страдает от того, что ей не удается успешно совмещать различные виды деятельности на работе и дома. Мало этого, работа женщины вне дома обычно оплачивается ниже и считается менее престижной, чем у ее мужа. Это ставит ее в материальную зависимость от мужа, а как любая другая зависимость, это не способствует психологическому комфорту женщины.

Другое объяснение большей подверженности женщин депрессивным состояниям американский социолог Джесси Бернард2 видит брачным положением.

Исходя из многочисленных исследовательских данных, она пришла к выводу, что супружество, несмотря на мифы о его тяготах для мужчин, наилучшим образом обеспечивает их физическое и духовное здоровье. Так по приведенным ею данных, смертность холостяков и разведенных, а также вдовцов намного выше смертности женатых мужчин, тогда как замужние женщины умирают раньше одиноких.

Навязывание обществом женщинам ущербных стереотипов приводит к занижению их творческих и личностных возможностей. Общий вывод таков: дискриминационные стереотипы принятые в современном обществе, разрушают личностную целостность женщины.

Освобождение от навязанных полом стереотипов, часто чуждых самой личности, это вопрос только конкретного человека, но это еще и проблема полноценного развития общества в целом. Антагонистические взаимоотношения между полами со временем будут осознаваться как рудимент мужского и женского сознания. Мужчины и женщины перестанут повторять «сценарий жертвы и палача» и смогут жить свободно выражая свою человеческую индивидуальность.

Привлекая этнологический материал, мы можем убедиться, насколько изменчивыми являются во времени и пространстве эти стереотипы. Статусное неравенство полов, проявляется не только в бытовой жизни, но и в обрядовой и религиозной сферах.

В целом можно согласиться с американскими исследователями, что «гендер обозначает в сущности сложный процесс конструирования обществом различий мужских и женских ролей, поведения, ментальных и эмоциональных характеристик, и сам результат – социальный конструкт гендера». 3

Таким образом, гендер как и этничность является основным принципом социальной стратификации и «основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

Роль женщины в общественной жизни, в политике, выдвижение ее на руководящие должности неразрывно связаны с ее активным участием в материальной и духовной жизни общества. Участие женщины в управлении государством на всех уровнях не только одна из характерных черт демократии, но и проявление достижения социального равенства между полами. Женщины в принятии решений по важнейшим вопросам общества могли осуществлять различными путями: через партийную, комсомольскую и профсоюзную работу, через женские общественные организации и депутатскую деятельность в органах власти, через руководящую работу в народном хозяйстве и т.д. Использование перечисленных возможностей предполагал наличие интенсивных организаторских усилий. Благодаря этому в начале 70-х годов получили дальнейшее развитие общественные и необщественные организационные структуры постоянно занимающиеся вопросами труда и быта женщин, охраны материнства и детства, трудоустройства и т.д.

В этих организациях накопился немалый опыт общественно-политической деятельности работы женщин. В эти годы, используя накопленный опыт, испытанные формы и средства систематически проводились слеты женщин-победителей соревнований, слеты передовиков и новаторов производства, встречи с общественностью и молодежными организациями, прославленными в мирное и военное время женщинами. 173 женщинам присвоено было звание «Мать-героиня», свыше 16 тыс. матерей награждены были орденом «Материнская слава» и «Медалью материнства». 4

Непрерывно росло число женщин, пополнявших ряды квалифицированных, образованных, политически грамотных, активных, понимающих свою ответственность за судьбу и дальнейшее развитие республики граждан. В республике 7345 работающих женщин имели высшее образование, 11 372 среднее специальное. Из 5 тысяч учителей школ свыше 3-х тысяч были женщины. 167 учительницам присвоено звание заслуженный учитель школ РСФСР и СОАССР. 163 женщин работали директорами и завучами школ. 5

Конец 70-х и начало 80-х гг. ХХ в. несло с собой новые проблемы. Время ставило перед обществом новые вопросы. Женщины с их огромным социальным, духовным и трудовым потенциалом незамедлительно попытались определится в изменившихся условиях. Были найдены новые формы работы: народные университеты, школы для молодых матерей, университеты здоровья, культуры и т.д. Заметное благотворное влияние на активизацию работы женщин оказали акции международного женского движения: десятилетие ООН в поддержку женщин (1976 – 1985 гг.), Международный год ребенка (1979 г.), а также мероприятия связанные с этими датами.

Особую роль играла республиканская неправительственная организация, созданная на основе добровольного объединения женских общественных организаций во имя достижения подлинного равноправия женщин в обществе, равных условий для реализации возможностей личности «Совет женщин», который выступил за общечеловеческие ценности, социальную справедливость, гуманное, демократическое устройства общества, основывая свою деятельность на принципах самоуправления и равенства членов, добровольности и гласности.

Совет осуществлял свою деятельность в соответствии с Конституциями Российской Федерации и РСО-Алании, действующим законодательством, нормами международного права. Он сотрудничал с другими общественными организациями, партиями, движениями, отстаивающими интересы женщин, а также законодательными и исполнительными органами власти. «Совет женщин» осуществлял и осуществляет прямые международные контакты.

Основная цель Совета – повышение роли женщин в общественно-политической, экономической, социальной и культурной жизни страны, защита их интересов, благотворительная деятельность. Совет женщин ставил задачу добиваться:
  • соблюдения положения Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
  • активного вовлечения женщин в управление делами общества и государства, продвижения женщин на уровень принятия решений;
  • осуществления профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации женщин, социальной защищенности и реализации их права на труд в условиях рыночной экономики, оказания им поддержки в предпринимательской и коммерческой деятельности, особенно в сфере мелкого и среднего бизнеса;
  • укрепления семьи, признания общественно-полезной значимости материнства, родительства, домашнего труда женщин, защиты прав ребенка;
  • достижения гражданского согласия и мира между народами, против всех форм проявления национализма и шовинизма;
  • возрождения нравственных и духовных ценностей, сохранения культурных традиций;
  • участия в благотворительной деятельности;
  • решения экологических проблем;
  • создания безъядерного и ненасильственного мира, предотвращения международных конфликтов.6


Повышению роли и влияния женских общественных организаций способствовало и то, что они в своей деятельности умело контактировали не только друг с другом, но, по месту жительства, работали во взаимодействии с местными Советами народных депутатов, депутатскими группами, комиссиями и инспекциями по делам несовершеннолетних, с профсоюзами и комсомольскими организациями и т.п.

Определяющую роль в выдвижении из женской среды руководителей в эти годы играли парткомы, которые обращали внимание коммунистов на выдвижение из женской среды руководителей хозяйственных и общественных органов. С целью повышения уровня деятельности женщин обком партии ежегодно проводил семинары с соответствующими нижестоящими звеньями. Налажена была система совещаний, слетов, чтений курсов, где рассматривались и обсуждались такие вопросы, как воспитание и выдвижение женских кадров на руководящую работу, деятельность женсоветов по укреплению молодых семей и повышению их ответственности перед обществом за воспитание своих детей, широкий охват детей дошкольными учреждениями, работа среди домохозяек и вовлечение их в общественно-полезный труд, борьба с пережитками прошлого и др. Использовались различные формы работы: торжественные собрания, праздничные огоньки, конкурсы, рейды, клубы по интересам. Так в республике были проведены, по инициативе женсоветов, ярмарки солидарности, субботники, семинары-совещания, где были выработаны пути дальнейшего совершенствования форм и методов работы, состоялся обмен опытом, кроме того средства, получаемые от проведения некоторых мероприятий перечислялись в Советский фонд мира. 7

В промышленных предприятиях Осетии фабкомы и цехкомы вместе с республиканским общественным объединением «Совет женщин», совместно с партийными и профсоюзными организациями активно занимались развертыванием соревнований среди тружениц, повышением их культурно-технического и профессионально - квалифицированного уровня, принимали участие в контроле за соблюдением законодательства об охране женского труда. Много внимания они уделяли улучшению условий работающих женщин, контролировали работу предприятий общественного питания, пунктов бытового обслуживания по месту работы, столов заказов и т.д. Кроме того, проводились общественные смотры условий труда, быта и отдыха трудящихся, в контексте мероприятий, связанных с международными акциями в поддержку женщин.

Для этих организаций было характерно усиление внимания различным направлениям повышения социальной активности женщин. Так на промышленных и других предприятиях и учреждениях республики устраивались вечера отдыха женщин, организовывали устные журналы и читательские конференции по произведениям советских и местных литераторов, силами активисток ставили концерты и спектакли. Особой популярностью пользовались большие женские хоры. Женщины выступали инициаторами в проведении традиционных и новых национальных обрядов регистрации брака, проводы в армию и на пенсию, праздники фамилий, семей, сел, городов, улиц, выставки и конкурсы кулинарии, шитья, вязанья, цветоводства.

1975 год решением ООН и Международной демократической Федерацией женщин был объявлен Годом женщины. Инициатива МДФЖ поддержанная рядом международных организаций и принятая ООН, наглядно подтвердила роль женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни всего мира, их огромный вклад в создание материальных и духовных ценностей общества, в борьбу за мир, взаимопонимание между народами. Смысл предложенной и принятой МДФЖ программы мероприятий можно выразить тремя словами: равноправие, прогресс, мир. Комитет советских женщин участвовал во всех акциях МДФЖ, внося свою долю в реализацию программы организации. Комитет советских женщин был одним из инициаторов создания Советского фонда мира. В фонд вносили средства трудовые коллективы и отдельные граждане. Часть этих средств шла на проведение разнообразных компаний в защиту мира, для помощи женщинам и детям. Комитет направлял посылки с медикаментами и медицинским оборудованием, тканями, детской одеждой, продуктами, детской одеждой в Камбоджи, Вьетнам, в страны Африки, Индии и Бангладеш. 27 января 1975 года в Кремле состоялось заседание комиссии по проведению Международного года женщины в СССР. Созданная республиканская комиссия по проведению Международного года женщин обсудила и одобрила план мероприятий принятый Советским Комитетом женщин. План предусматривал союзные и региональные встречи, конференции, семинары, выставки, конкурсы. Особое внимание уделялось мероприятиям, посвященным подготовке к 30-летию Победы, показу подвига советских женщин – участниц Великой Отечественной войны. В честь Международного года женщины, в рамках года, в республике проводился Всесоюзный общественный смотр условий отдыха и быта работающих женщин. Состоялись слеты женщин-передовиков, победителей социалистического соревнования.

Целый ряд содержательных мероприятий, посвященных году женщины, провели работники культуры республики. Следует заметить, что предыдущий 1974 г. в республике был ознаменован юбилейными датами – 50-летия образования СОАССР и 200-летие присоединения Осетии к России, в чествовании которых был проведен республиканский смотр в котором приняли участие 920 коллективов – 30 тысяч рабочих, колхозников, учителей, студентов, учащихся, представителей 32 народов и народностей населяющих нашу республику. 8 К сожалению статуправление не располагает данными об участии отдельно только женщин, но то что они были представлены солидным количеством – несомненно. Время рождало вдохновение. В докладе министра культуры С.Е.Ужегова отмечалась, что было подготовлено 1812 спектаклей, 1968 концертов, 238,9 тысяч читателей прочитали 5 млн. 470 тыс. книг. Эти цифры, как замечено в докладе – «только частица богатой духовной жизни республики». 9


Примечания:

1 Кораблина Е.П. Становление личности женщины//Психологические проблемы самореализации личности. – СПб., 1998. С.174.

2 Егорова Л.С., Степанова С.М. Гендерные отношения в современном обществе. //Гендерный калейдоскоп . 2001. №2. С.203.

3 Воронина О.А. Формирование гендерного подхода в социальных науках. // Гендерный калейдоскоп.. С.22-23.

4 Культурное строительство в Северной Осетии. 1941-1977. Т.2. 1983. С.185.

5 Культурное строительство в Северной Осетии. 1941-1977. Т.2. 1983. С.185.

6 Женщины в общественных объединениях. Сборник статей. М.,1992. С.13

7 Не для войны рождаются сыновья. (республиканский слет солдатских матерей). //Социалистическая Осетия. 17 февраля 1988 г.

8 Творческий труд – Родине (республиканский слет работников культуры). // Социалистическая Осетия 1975, 19 февраля.

9 Там же.


Дзагурова Н. Х. Женщина и мужчина в обществе (власть и пол) // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 4 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru