поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
Национальный фактор в социально-политических и этнополитических процессах Республики Северная Осетия-Алания
Автор: 00mN1ck / 29 декабря 2015 / Категория: Авторские статьи
Б. Г. Койбаев,
доктор политических наук, профессор Северо-Осетинского государственного
университета им. К. Л. Хетагурова


А. Т. Баликоев,
кандидат исторических наук, Управление МВД России по г. Владикавказу

Бесспорной является важность национального фактора во всех сферах социально-политического развития российского общества, в политике государства. Национальный фактор стал важнейшей особенностью социально-политических и этнополитических процессов, происходящих и в Северной Осетии с начала 90-х годов XX века.

Следует отметить, что возрастание роли национального фактора обусловлено целым комплексом причин. В то же время необходимо учитывать события последних десятилетий, которые показали, что национальность, как действенный мобилизационный инструмент, начинает активно воздействовать на политику в условиях кризиса традиционных политических идеологий.

И анализ показывает, что главной причиной роста национального фактора в Северной Осетии стал общий кризис социальной, политической, экономической и духовно-идеологической системы общества.

Деятельность государства в деле нормализации межнациональной обстановки в республике должна развиваться по двум направлениям: политико-правовому и социально-экономическому.(1)

В социально-политическом развитии Северной Осетии процесс усиления роли национального фактора выражался в этнической мобилизации. Под этнической мобилизацией понимают «этничность, организованную в условиях кризиса, угрожающего его самосохранению, для достижения общих этнополитических и этноэкономических целей, готовность людей, объединенных по этническому признаку, к групповым действиям по реализации национальных интересов»(2).

Процесс этнической мобилизации в социально-политическом развитии общества Северной Осетии приобрел ярко выраженные очертания этнополитического процесса. «Если в обществе с устойчивой демократической традицией границы политических процессов определяют этнические процессы, то на Северном Кавказе, в частности в Северной Осетии, напротив, этнический фактор определяет границы политических процессов»(3).

«Национально-этническое самосознание сыграло особенную роль, которая выражалась в специализированных формах идеологических учений и теорий. Неспособность в тот период региональной власти найти механизм для конструктивного диалога с лидерами гражданского общества впоследствии привела к ряду межнациональных, межконфессиональных и территориальных проблем в регионе. В отличие от стихийного чувства этнической общности, охватывающего народные массы лишь в сравнительно редких, критических для истории народа ситуациях и существующего преимущественно в несистематизированных формах, национально-этническое самосознание формируется, фиксируется и функционирует в институционализированных проявлениях и решает определенные политические задачи»(4).

По этому поводу В. А. Тишков высказывает мнение, что «недоверие государственным структурам, отсутствие конструктивного взаимодействия с органами власти и управления, и нежелание сотрудничать с властью, впоследствии выявили существенные недостатки в деятельности такого рода организаций, не способствующих миротворческой и стабилизирующей деятельности институтов гражданского общества в регионе»(5).

Существует и другая особенность развития субъектов Северного Кавказа. Это то, что «местная элита не только производила идеи, но и распространяла, внедряла их в массовое сознание. Оно стало обретать более простые формы и продолжило существовать как массовое самосознание нации в целом, при этом специализированный характер национально-этнического самосознания постепенно редуцировался и его сложность размывалась»(6).

В соответствии с этим массовое сознание включает в себя знания об особенностях как своего народа, так и других народов, представления об истории, настоящем и будущем своей общности, принципы взаимоотношений внутри и вне национальной среды.

Компонентами национально-этнического самосознания, представляющими некую «систему ценностей, являются, согласно современным научным представлениям, следующие ориентиры:
  • история этноса как представление народа о своем прошлом, настоящем и будущем;
  • традиции, которые играют роль хранителя социальных ценностей;
  • этнические представления, которые в содержательном плане состоят из представлений об этнической специфике;
  • отношения к этой специфике при помощи формирования ценностного отношения к другим народам, выражающегося в образовании стереотипных образов этноса, где эталоном выступает свой этнос;
  • представлений о будущем этноса и в соответствии с этим, мнений и убеждений, находящих выход в поведении и деятельности человека, социальных групп и этноса в целом»(7).

Большей частью национально-этническое самосознание на уровне идеологических формул проявляется в форме концепции национальных интересов и средств их обеспечения. В современной динамике социально-политического развития возрастание роли и значения этнокультурных парадигм связано с актуализацией стереотипов, типических установок, символических оснований национального самосознания и сопряжено с взаимодействием общечеловеческих и национальных ценностей. В данной интерпретации для российского исследователя В.З. Дзидзишвили необходимость рассмотрения взаимосвязей ценностных установок личности с отдельными сферами общественной жизни и роли национального характера и культуры в становлении ценностей представляется достаточно актуальной(8).

Анализируя этносоциологический аспект, В.З. Дзидзишвили обращает внимание на такой мотив потенциальной миграции, как «обострение национальных отношений». В ходе опроса был поставлен вопрос о том, приходилось ли членам грузинской диаспоры испытывать какие-либо ущемления из-за своей национальности? Однозначный ответ «Да, в открытой форме» выбрали лишь 9,6% опрошенных, 42,5% ответили, что встречались с этим в неоткрытой форме, им давали это почувствовать(9).

Чаще, чем другие возрастные группы, с таким явлением сталкивались те, кому сейчас исполнилось 36-40 лет (37,5%) - в открытой форме и 25% почувствовали к себе такое отношение, 41- 45 лет (10% и 60% соответственно), свыше 55 лет (7,7% и 53,8% соответственно)(10).

Молодежная группа в силу свойственного им возрастного оптимизма в меньшей степени обращает внимание на данные проблемы, однако среди них определенная группа респондентов (в среднем от 9 до 16%) сталкивались с ущемлением своих национальных чувств в открытой форме или им дали это почувствовать (в среднем таких ответов от 16 до 54%).

Приведенные выше данные усугубляются ответами на вопрос: «Были ли у Вас трудности в получении работы, образования из-за Вашей национальной принадлежности?» Утвердительный ответ на этот вопрос дали 15% опрошенных, почти 70% ответили отрицательно.

В.З. Дзидзишвили приходит к правильному, обоснованному выводу, что в подобных ситуациях в немалом числе случаев имеет место «мнимое ущемление». К тому же вряд ли это связано с национальной принадлежностью. Большинство в этом плане часто готово проявить личную неудачу как нечто, связанное с национальным фактором. Понятно, что, как бы там ни было, это отражается на национальном самочувствии. И здесь важно убедить с фактами на руках, что дело, несмотря на отдельные исключения, все же обстоит по-иному. Вот почему важно отдельные реальные факты ущемления отличать от иллюзорных. Понятно, что это имеет важное значение в межнациональных контактах, а также в плане повышения культуры межнационального общения.

В условиях роста социально-политической активности масс, расширения их социального самосознания привлекает внимание и изменения в настроениях и самочувствии представителей различных национальных общностей и групп, их реакция на те, или иные изменения в общественной жизни, их оценка происходящих событий. Изучение самочувствия различных национальных групп населения, специфика их политической ориентации как фона, определяющего характер межнациональных отношений в республике, мы попытались определить с помощью этносоциологического опроса экспертов среди лиц грузинской национальности, проживающих в Северной Осетии.

Под самочувствием мы имеем в виду эмоциональное состояние большинства населения. Самочувствие — весьма непосредственный, подвластный психологический феномен, чутко фиксирующий даже слабо выраженные социальные изменения, в значительной мере определяющие поведение людей.

Данные опроса среди грузинской части населения г. Владикавказа свидетельствуют, что подавляющая часть из них оценивают состояние межнациональных отношений в республике как спокойные (75%). В прогнозируемом аспекте респонденты высказывают мнения, что национальные отношения в республике в будущем могут улучшаться (70%)(11).

Как показывает практика, реальным подтверждением существования межнациональной напряженности в национальной среде (группе) может служить преобладание в массовом сознании негативных национальных стереотипов — неприязни к представителям других национальностей, убежденности в том, что определенные национальные группы обладают способностью лучше устраиваться в этой жизни. Живучесть конфликтного потенциала межнациональных отношений объясняется и пороками социальной практики, частных лиц, если они ущемляют национальное достоинство, национальные права. Мало способствует снижению степени напряженности межнациональных отношений и деятельность общественных, национально-культурных обществ, хотя их конструктивный потенциал большинством респондентов признается.

Важно учитывать, что национальный характер не является главным двигателем событий, фатально определяющий судьбу народов. И не стоит мистифицировать национальный фактор, абсолютизировать его роль. Но это не значит, что в исторических, политологических, социальных исследованиях и практической политике можно пренебречь ролью национально-психологических особенностей того или иного народа. Необходимо учитывать эти особенности.

В республике все же есть конфликтный потенциал. Однако Северную Осетию в целом можно считать этнополитически стабильным и бесконфликтным регионом. Сложившаяся национальная среда обеспечивает достаточные условия для совместного проживания народов. В то же время, национальное сознание подвижно и может испытывать влияние негативных общегосударственных процессов и политических катаклизмов. Устойчивость межнациональных отношений в республике обеспечивают во многом объединяющие факторы.

Важным объединяющим фактором для народов Северной Осетии можно считать использование русского языка. Язык является главным средством не только общения, но и мышления, способа самовыражения личности и передачи национальной культуры. Но здесь не стоит забывать, что непременным условием, объединяющим народы вокруг русского языка, выступает полноценное развитие и использование также и своих национальных языков. Очень важно учитывать, что только создание условий для развития национальных языков даст возможность народам использовать русский как язык межнационального общения, без ущерба для своего национального самолюбия.

Еще в 1985 г. Ю.В. Арутюнян писал: «В перспективе, однако может возникнуть потребность овладения языками коренных национальностей республик, особенно в сельской местности, для представителей других национальностей». И далее: «Недостаточная приобщенность русского населения к местной национальной культуре, в частности, слабое знание языков коренной национальности, играет в этих явлениях не последнюю роль»(12). Мы бы здесь добавили абсолютное незнание местного языка в большинстве случаев и неприятие традиций и обычаев, культуры.

Таким образом, проблема соотношения национального и общего в культуре республики требует постоянного внимания и осмысления для эффективного регулирования национальных процессов.

Вторым фактором, способствующим объединению этнических групп в республике, можно считать национальные праздники и обычаи. Государственные праздники России отмечает большая часть жителей республики разной национальности. Свои национальные и религиозные праздники отмечают почти все. Так, например, ежегодно на третий день Троицы грузинская община Северной Осетии отмечает праздник Святого Ломисоба. Сегодня, как и много лет назад в Грузии, в проведении праздника ничего не изменилось. Собираются те, кто чтит этот день и передает традицию из поколения в поколение. И хотя праздник имеет религиозную основу, он несет и глубокую социально значимую идею, объединяя не только представителей одного, но и многих других народов республики.

К реальным объединяющим факторам можно также отнести единство территории, долгий исторический опыт совместного проживания различных национальных групп в республике. Уникальный опыт сотрудничества и единства, взаимовлияния и взаимопроникновения культур, сформированный веками совместного мирного сосуществования многочисленных народов республики, является одной из главных характеристик межнациональных отношений в Северной Осетии.

Изменения политического режима, экономической системы, произошедшие за 20 лет в России, в том числе и в Северной Осетии, оказали влияние на национальное самочувствие народов, изменили характер национальных отношений. В республике происходят серьезные изменения в понимании значения межнациональных отношений.

Например, с начала 90-х годов и до последних лет в республике наблюдается активный рост национального самосознания этнических групп. Этносы пытались наверстать упущенные в годы советской власти возможности развития национальных культур.

В последние годы в межнациональных отношениях в Северной Осетии стал наблюдаться формирующийся интерес народов друг к другу. Это выражается в стремлении к диалогу между представителями этнических групп, к участию в различных мероприятиях, организуемых национально-культурными объединениями. Можно констатировать, что эти положительные изменения обусловлены общей стабилизацией социально-экономических и политических процессов в стране, реализацией государственной национальной политики и созданием условий для относительно полноценного национально-культурного развития национальных групп региона.

Выделенные интеграционные факторы способствуют формированию этнополитической стабильности и согласия в республике. Межнациональные отношения здесь оказались весьма устойчивыми к социально-экономическим и политическим переменам в России.

В период трансформаций «проявились некоторые национальные проблемы: неконтролируемые миграционные потоки беженцев и вынужденных переселенцев; рост национального самосознания народов республики и переоценка значимости национального фактора в социально-политической системе; разобщенность, социально-экономический и демографический кризис осетин; необходимость решения проблемы ингушей»(13). И все же они не вызвали открытого этнополитического кризиса и проявлений межнациональной напряженности и конфликтов в Северной Осетии как субъекте России.

Многонациональность республики, этнокультурное разнообразие накладывает отпечаток на формирование социальной структуры, в частности на рынок труда. Национальный состав республики оказывает влияние на формирование структуры занятости населения.

Анализ характера межнациональных отношений в Северной Осетии приводит нас к некоторым выводам. Межнациональные отношения в республике отличаются достаточной стабильностью и бесконфликтностью на протяжении последних 18 лет. В связи с этим можно выделить факторы, способствующие интеграционным процессам и стабильности: формирование позитивной исторической памяти у народов республики, общность территории, исторически обусловленный длительный опыт совместного проживания различных национальных групп, использование русского языка.

Механизмы регулирования межнациональных отношений должны учитывать разные потенциалы саморазвития и интеграции этнических групп республики. Следовательно, необходим четко дифференцированный подход и адресность национальной политики по отношению к различным национальным группам.

Наблюдается переход от национального обособления к интеграции, формирование интереса народов республики друг к другу, налаживанию совместного диалога между ними. Форма открытого диалога, «выражения своих интересов и обсуждения проблем за столом переговоров стала основной во взаимодействии органов государственного управления и общественных институтов многонационального сообщества Северной Осетии»(14).

Данный процесс связан с возникновением стремления к устойчивому развитию, осознанием национальной и культурной ценности всех народов России. Эти положительные изменения также обусловлены общей стабилизацией социально-экономических и политических процессов в стране, формированием и реализацией государственной национальной политики и созданием условий для полноценного национально-культурного развития этнических групп региона.

Таким образом, получается, что к интеграции, бесконфликтному межнациональному общению и взаимодействию в большей степени стремятся полноценные, развитые и равноправные в культурном и социальном смысле народы, это находит закономерное отражение в Северной Осетии. Гармоничное развитие межнациональных отношений в регионе возможно через развитие национальной культуры, языков, традиций народов.

Межнациональные отношения в республике также характеризуются и достаточным потенциалом напряженности. Поэтому национальная сфера должна быть приоритетной в управленческой деятельности государственных структур республики, которым необходимо четко следить за изменением характера межнациональных отношений.

Характерной чертой формирования и изменения национальной структуры Северной Осетии являются миграционные потоки. Анализ показывает, что увеличение миграционного потока не несет существенных изменений в национальной структуре республики, так как национальный состав мигрантов в основном совпадает с составом коренного населения и большинство составляют осетины. В то же время, процесс миграции довольно сложен и противоречив. Он несет в себе определенный заряд социальной напряженности, который, прежде всего, связан с увеличением нагрузки на социально-экономическую сферу региона, что оказывает влияние на характер межнациональных отношений в республике.

В итоге можно сказать, что опыт длительного совместного проживания различных национальных групп в республике сформировал различные формы взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения национальных культур друг на друга.

Важно помнить и учитывать, что многонациональность населения никогда не была причиной напряженности в межнациональных отношениях, а напротив, способствовала созданию общих материальных и духовных ценностей, взаимообогащению культур, формированию самобытного и уникального облика Северной Осетии, позволяющего сохранять устойчивость даже в период социально-экономических и политических перемен в России. Исходя из этого, следует отметить положительный опыт развития межнациональных отношений в многонациональном регионе, который может стать базовым в совершенствовании национальной политики.




1 Волков Ю. Г. Южный Федеральный Округ: вызовы глобализации и этническая мобилизация // Северный Кавказ в условиях глобализации: тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции /Под ред. Р. Д. Хунагова. Майкоп, 2001. С.14.

2 Дзидзоев В. Д. К вопросу об исторической подоплеке некоторых межнациональных проблем и конфликтов // Проблемы формирования исторического сознания. Ростов-на-Дону, 1995. С.51-59.

3 Вердиев Р.Т. Особенности современной Осетии. М.: Московский дом национальностей. 2009. С.46-47.

4 Тишков В. А.. Институты гражданского общества и миротворчество // Российский Кавказ. М., 2007. С.349.

5 Хоперская J1. Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: концепция этнической субъектности. Ростов-на-Дону,. 1997. С.58.

6 Дигуров А. Б. Ценностные ориентации как фактор политического поведения граждан России в постсоветский период (на примере Республики Северная Осетия-Алания): автореф. дисс... канд. полит, наук. М., 2004. РГБ ОД. С. 15.

7 Вердиев Р. Т. Особенности современной Осетии. М., 2009. С.49.

8 Дзидзишвили В.З. Грузинская диаспора в РСО-Алания. Владикавказ, 2010.

9 Текущий архив грузинского национально-культурного общества «Эртоба».

10 Дзидзишвили В.З. Указ. соч. С.206.

11 Арутюнян Ю.В. Общее и национально-особенное в социально-культурном облике сельского населения СССР // История СССР. №6. С.31.

12 ЦГА ИПД РСО-А. Ф. 1979. On. 1. Д.8. Л.2.

13 Баликоев Т. М., Койбаев Б. Г., Баликоев А. Т. Межнациональные отношения в Северной Осетии: механизмы регулирования. Владикавказ, 2015. С. 35.

14 Баликоев Т. М., Койбаев Б. Г. Политические и общественные факторы регулирования межнациональных отношений в РСО-Алания // Вестник Северо- Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. 2013. №4. С. 17.




Койбаев Б. Г., Баликоев А. Т. Национальный фактор в социально-политических и этнополитических процессах Республики Северная Осетия-Алания // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 7 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2015. C. 135 —145.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Кусочек армянского солнца
  • К проблеме этнорелигиозной самоидентификации современных осетин
  • В согласии с судьбой
  • Искусство осетинской примадонны
  • Князь живописи – заслуженному художнику РФ Юрию Абисалову – 60
  • Американская "Кармен"
  • Телеканал Деда Мороза и «Интерактивное ТВ» от «Ростелекома» создают новогоднее настроение
  • Санаторий "Осетия" хочет купить один из министров республики
  • Alanic Connection In Portuguese Heraldry
  • "Вы хотите посадить весь город?"
  •   Архив
    Декабрь 2017 (17)
    Ноябрь 2017 (48)
    Октябрь 2017 (48)
    Сентябрь 2017 (55)
    Август 2017 (33)
    Июль 2017 (29)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru