поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
Усуны и нарты – предки осетин
Автор: 00mN1ck / 23 сентября 2016 / Категория: Авторские статьи, Древность, Скифы
автор: Живко Войников (Болгария)
email: wojnikov@mail.ru


Усуны – древний ираноязычный народ, обитатель Восточного Туркестана. Для его сообщают китайские династические истории эпохи Хань (ІІІ в. до н. э. – ІІ в. н . э.) «Ши-цзы”, «Хань-шу» и «Хоу Хань-шу». Они жили между оз. Лобнора, Восточного Тянь-шаня и Южного (Монгольского) Алтая. Это были люди европеидного облика, высокого роста, светлыми глазами и волосами. Занимались скотоводством и разведение лошадей. Основным источником информации об усунях в китайских летописях, является путешественник Чжан Цянь (Zhāng Qiān) Усуны и нарты – предки осетин, посетивший их страну в 116 г. до н.э. Таким образом, стали известны в китайской транскрипции имена и титулы их правителей.

Надо знать, что современное чтение этих транскрипций не соответствует тому, как они звучали в эпоху Хань. Но с помощью Словаря «Китайские иероглифы» Сергея Старостина (1) можно посмотреть, какое было их древнее произношение.

Усуны и нарты – предки осетин


Первым известным правителем усуней, назван Нантоуми (Nantoumi) Усуны и нарты – предки осетин, он жил в ІІІ в. до н.э. и погиб в войне с соседними юэчжами 月氏 (арси)[1]. Первый иероглиф Усуны и нарты – предки осетин – совр. произношение nán, но в др. кит. nār, потом изменилось как nān, в класс. др.кит. и эпоху Хань (значения: трудный, тяжелый, бремя, неудобства, нельзя, не могу; затруднять, беспокоить, обременять), второй иероглиф Усуны и нарты – предки осетин – совр. пр. dōu, в др.кит., класс.др.кит. tō, в эпоху Хань twā (зн.: шлем, каска; головная повязка), и третий иероглиф Усуны и нарты – предки осетин – совр. пр. mĭ, в др.кит. и эп. Хань máj (зн.: 1. не иметь; не имеется, нет; 2. прийти в упадок; склониться; повалиться). Так получается «Nār-tō-maj», или «Nār-twā-maj». Первый иероглиф передает нетипичный для китайского яз. звук «р» и слог «нар». Таким образом, название восстанавливается как Нартамай / Нартамазд и показывает очевидную связь с «Нартами», героями древнего осетинского эпического цикла. Первый слог – имя «нарт», а второй – «май» или «мазд», можно объяснить с осет. magъz, ягноб., пушт., шугнан., вахан. maγz, белуджи majg, курд. misik, хотано-сак. maisä, авест. mazga – мозг, ум. Или умный нарт, другая возможность осет. mi / miwæ – дело, движения, напр. известное сарматское имя из Танаиса Χομευος (Хумей) – исскусный в работе, деятельный, хорошо работающий. Тоже можно связать и с осет. mæstæg – плотный, произв. др.иран. masta-ka – жирный, перс. mast, курд. miş, язгулем, maš – много, большой. (2), (3) или «Большой, сильной нарт».

Происхождение слова «нарт» тоже неясное. В. Абаeв предложил монгольское происхождение, связывая его с монг. nar, nara, naran – солнце и объясняет nartæ как «дети солнца» из nar, и –tæ, суфф. мн.ч. в осет. яз. Он предполагает, что заимствование произошло от древних болгар и основано на прачувашком (савирском) nar – солнце, nar-tăvan, nar-tughan – праздник зимнего солнцестояния, букв. перевод: рождение солнца. (4)

Учитывая, что термин «нарт» появляется в имени усуньского правителя, приход этого слова в их язык очень древнее и предшествует первому контакту усуней с сюнну во ІІ в. до н.э.! Поэтому гипотеза В. Абаева не реальная и результат ошибке. Я думаю, как большинсте исследователей, что слово «нарт» имеет смысл герой, смелый, полубог, а осетинские «Нарты» являются точными аналогами понятия «Асы Одина» и слово происходит из индо-европ. корня *Hnert[h] - жизненная сила, мужская сила, откуда индо-арийском nrtà - герой, sūnrtā, авест. hunara – жизненая сила, др.иран. *nrtāvan – герой, др.ирл. so-nirt, hy-nerth – сильный, др.ирл. nert, валл. nerth – мужественность, ирл. neart, бретон. nerz – сила. (5) В тохарском В närs – давление, порыв, принуждение. (6) Во всех иранских языках *nar означает мужчина, самец, сильный, в санскрит. nār, др.индо-иран. hnār, средне- и совр. перс. nar, парф. n`r (nār), белуджи nar – воин, герой, пуштун. niru, язгулем. noraw, сарыколь. nuraw – сильный. (7) Например, в осет. nard означает большой, толстый (живое существо, человек), но видимо ранее означало «сильный человек» и происходит из скифо-сарматского *nart. Наиболее показательным является то, что в «Авесте» упоминается клан «Нару» или «Нарава» (Naru, Narava), который происходит из Турана. (8), (9) Сходное в осет. næl – самец, мужское животное, мужчина, герой. (10) Происходит из др.иран. *narya, перс., пуштун., ишкашим., шугнан. nar, nīr, руш. nęr – самец, мужское животное, мужик, грубоватый парень, таджикском narġul - мужлан, грубый парень. Тоже в грузинском nari - самец верблюда, в чеченском и ингушском nal - кабан, в монгольско-тюркских языках nar - самец верблюд, производитель. Во многих языках nar входит в состав сложного слова, как показатель мужского пола: в персидском nargav - бык, narxar - осел, самец, в белуджи naryan - жеребец, nerak - петух, в лурском nartak - кабан. Такое значение в болгарском яз. имеет и слово нерез, диал. нерь – кабан для размножения, производитель, самец, грубоватый мужчина, сексуально очень активный. Слово не славянское из протоболгарском происхождения, и является точный аналог иранских примеров, но в БЕР (Болг. этимолог. словарь) неудачно связывают с русск. кнороз – кастрированный кабан, которое является полной противоположностью болг. значению! Следует указать и болгарские мужские имена Наро, Нарко, Нарек, а у осетинов Нариман, Нарсау, Нартихъ (11), (12).

Еще В. Абаев заметил, что в сагайском наречии, хакасс. яз. nartpak означает богатырская сказка. (13) А. Малолетко тоже сообщает, что в фольклоре шорцев сохранились легенды о богатырях «Аланы», «Алан-кижи» (в буквальном смысле люди-аланы), которые были настолько сильны, что могли перебрасывать молоты[2] через горы. В шорском яз. nart - богатырь и nartpak – богатырская сказка. В представления шорцев, аланы были богатырями, одетыми в железо, вооруженные длинными копьями, луками и мечами. Жили в укрепленных крепостях городов, в подземных жилищах, а мертвые похоронены в нишах, вырубленных в скале, с боевыми конями[3]. Пасли большие стада лошадей. Такие легенды тоже были и в фольклоре манси и хантов – о богатырях «яланах», у которых головы длинные и острые (исскуственная деформация черепа). (14)

Так что «Нартский эпос» зародился в Центральной Азии и его носителями на Кавказе были асы (потомки усунов) и аланы. Название «Усунь» Усуны и нарты – предки осетин, тоже в эпоху Хань произносилось по-разному. Иерогилиф Усуны и нарты – предки осетин – совр. форма wū, др.кит. и эп. Хань – а (å, или æ), значение: ворон, и Усуны и нарты – предки осетин – совр. форма sūn, в др.кит. sw(h)ēn, в класс.др.кит. и эп. Хань (s)wēn, зн.: сын, потомок. Сочетание Усуны и нарты – предки осетин, переводят и как «потомки ворон», в связь с древной легенде о вороне, котороя спасла сына Нантуоми в пустынь. Но совсем ясно что Усуны и нарты – предки осетин передает чужое названия, которое в эпохи Хань, произносилось «å(s)wēn», и вполне идентическое с греко-римское асы / асианы – одно из племен, которые завладели Греко-Бактрии в ІІ в. до н.э.

В „Таблицах Певтингера” в сегм. ХІІ они названы «esseuones scythae» и находились к северо-западу Бактрии, с обеих сторон р. Окса (Амударья). (15) Аммиан Марцеллин тоже сообщает о них как еусени (euseni), которые совместно с хионитами напали Сасанидском Ирана в 365 г. Гораздо ранее их упоминает Геродот как есседоны (Εσσηδονες) народ с крайнего востока ойкумена. Птолемей поставил есседонов в Серике (Вост. Туркестан). Марк Аней Лукан (39 – 65 г.) писал, что есседоны жили в пространстве между р. Фазис (Поти), Меофида (Азовское моря) и Танаис – Дон. Гай Юлий Солин сообщает, что у есседонов грозные обычаи – из черепов убитых врагов делали чаши для пития[4], а Гай Плиний Секунд назвал их „кефалотомы” – головорезы и сообщил, что они соседи сираков. Помпоний Мела (І в.) в своем „Описании Мира” о Северном Кавказе в Кн.I. 114, пишет: „…Асиаки не знают воровства и поэтому не закрывают своего имущества, а к чужому не касаются. Из черепов своих злейших врагов делают чаши”. (16) Так, видим, что асиаки и есседоны – один и тот же народ. Арриан называет их „исаки”. Азиаги (асиаки) на Кавказе, вероятно, частью большого сарматского племени язигов (языгов). Их имя является первым упоминанием этнонима Асы / Ясы в Европе. Около 50 г. н. э. язиги мигрировали на Средне-Дунайскую равнину между Дунаем и Тисой. За ними пришли и роксоланы, которые поселились в землях совр. Румынии. Но асиаки / есседоны остались на Западном Кавказе. Их потомками было племя ессегелов, которые совместно с савирами и болгарами поселились на Волге, а те, кто остались на Кавказе, совм. с аланами-иронами, двалами и дигорами, дали начало осетинскому народу, и даже оставили им свой этноним!

Итак, что означает имя «асы», «асианы»? В куш.-бактр. яз. αζανο – достойный, благородный, тоже в хотано-сак. asana, тох. В asam, asаnk, тох. А āsānik – достойный, благородный, в осет. æss – истина, правда, откуда асы – достойные, честные, правдивые, благородные, в кашмир. āsan – достойный, перс. azad, aseel – благородный, перс., пуштун., белуджи āsān – свободный, в санскрите āsāna – государь, др.инд. (вед.) īśāná – владетель. (17), (18) Асы, асианы – достойные, благородные, свободные люди. Тоже значение находим и в форме «есседоны» - из осет. jasdan, uasdan – войн, храбрый, благородный, правдивый, нравственный человек, сохранилсь и в балкар. как uzden – аристократ, благородный, ësеn – человек, знатного произхождения, аристократ.

Как личное имя Асан (Ασανού), встречяется у сарматов в надписях Боспорского царства. Сегодня имя встречается у болгаров (Асен) и осетинов. У болгаров это имя позднее, со времен ІІ Болг. царства, когда установилась династия царя Асена половецкого (куманского) происхождения. Куманы (половцы) сохранили старое сарматское има. У болгаров тоже встречаются формы Асо, Асьо и имена женщин Ася, Асенка, как и у осетин Аса, Асан, Асанæ, Ассо, Асах, Асаго, имена женщин Асанæ, Асси, Асинет, Асæ. (19), (20) У чувашей тоже встречаются Аçентей, Аснай, Ăсай, Ăсайăн. (21)

Поздние ессегелы являются предками потомков асиаков / асиагов на Западном Кавказе. Интересный факт наблюдаем у имретинцов и мегрелов, которые называют своих соседей балкарцев «секелт». Груз. форма sekelt отражает старое аланское оконч. мн.ч. – t (совр.осет. -tæ) и представляет выходное (æ)sekel(tæ), (æ)segel(tæ). В балкар. яз. слово shыltы означало знать, благородный слой общества, аристократы, которые раньше были воинами и возм. отражает слово «секелт». (22)

Само название «ессегелы» – вариант этнонима ассы, ассиаги (æsstæ, æssagtæ). В конкр. случае имеем или отражение груз. суффикса мн.ч. –еl или сохранение старого аланского суффикса мн.ч. –al. В осет. он сохранился, только в понятия родство, напр. mad - мать, mad-al-tæ – матери, us – супруга, жена, us-al-tæ – супруги, жены, замуженные женщины. Этот древный аланский суффикс мн.ч. –al (ar), отвечает авест. –āro. И в него потом добавлен более поздний сарматский суффикс мн.ч. –ta, -tæ, в согд. –t.[5] Иначе в осет al сохранился как значение – все. Так у есеегелов сохранился этот механизм образования: æss+ag+al+tæ. Или ессегелы –вариант названия асы, асиаги – старое населения Балкарии, которое тесно связало свою судьбу с древними болгарами. В районе Малой Кабарды в ХVІ в., русская описательная «Книга Большого чертежа» упоминает этноним осоки. В начале ХІХ в. В. Миллер писал, что в прошлом, до переселения кипчаков на Кавказе в Балкарии, между предгориями Эльбруса и верхним течением рек Кубань и Лаба, обитали родственики дигорцев, которые назывались асиаги, асы. (23)

История Усунов очень фрагментированная. Во время шанюя Маотуна (209 – 174 г. до н.э.) они попали под власть Сюнну, а после смерти его сына Лаошана (174 – 161 г. до н.э.) мигрировали на запад в Семиречье, где победили раньше переселившихся юэчжей Усуны и нарты – предки осетин (с 166-165 г. до н.э.). Об этом событии Помпей Трог писал, что «ассы стали царями тохар». Потом юечжи (тохары) поселились южнее Аму-дарьи и дали начало Кушанскому государству, а Усуны создали своя державу в Семиречьи и севернее Западного Тянь-шаня, котороя просуществовала до 437 г. Последные остатки усунов расстворились в эфталитских племенах. Еще до этого времени в І – ІІ вв., большая часть асианов мигрировала на запад, в Среднеазиатское междуречье (еусенов, скифы-еусуены) и стали одним из ядер, из которых началось формирование алан. Те, кто раньше мигрировали и пришли к Меофиду (Азов) и на Кавказ, дали начало язигам и асиагам, а их поздние потомки - ессегелы.

Географ из Томска, проф. А. Малолетко считает, что другие предки алан, о которых сообщают легенды хакассов, шорцев, хантов и манси, были представителями тесинской археологической культуры (ІІ – І в. до н.э.), которая является связывающим звеном тагарской и таштыкской эпох. (24)

Археолог Сергей Яценко доказывает, что к ІІ в. до н.э. «аланская прародина» находилась между южных склонов Алтая и держава Усунь (после их переселения севернее Тянь-шаня). Прааланы являются теми самыми представителями тесинской культуры. В следующих веках, аланы-тесинцы вместе с частью усунов / асов попадают в Среднюю Азию, в земли государства Канцзюй Усуны и нарты – предки осетин (Кангха, произносилось в эп. Хань kāng-ka), куда они установились вокруг Аральского моря. Китайские хроники «Хоу Хань-шу», «Чжоу-шу» сообщают, что древнее Янцай Усуны и нарты – предки осетин, которое было васальным княжеством Канцзюя в эпоху династии Старшей (Западной) Хань, теперь называеться Аланляо Усуны и нарты – предки осетин и Уенаша Усуны и нарты – предки осетин. (25) В эп. Поздней (Восточной) Хань, они произносились соотв.: Янцай Усуны и нарты – предки осетин - ærám-chāś или Æрамчас, традиционно объясняют как Аорсы, но я думаю, что более вероятно «Сарматы», носители прохоровской культуры Нижнего Поволжья и Южного Приуралья и Приаралье, см. sairama[6] в «Авесты», Аланляо Усуны и нарты – предки осетин - æā-lān-liēw, аланы и Уенаша - æwān-n(h)ān-şāj, æwān-n(h)ān-şā – уны, хионы, хиониты. Аммиан Марцеллин упоминает о них как еусены и хиониты.

В Приаралье они смешиваются с сарматским населением – и так возникает высшая, управленческая класса воинов, со своими специфическими особенностями, напр. в погребальном обряде (катакомбы, склепы, богатый погребальный инвентарь), который различался в сарматском (бедный инвентарь, грунтовая яма). В І – ІІ вв. они пришли на Кавказ и стали управленческой элитой коренного сарматского населения. К этим выводам Яценко пришел после обширного анализа «восточных инноваций» у алан, отличающих их от других сарматов. (26)

Аристов еще в ХІХ в. выражает очень интересную гипотезу о единстве населения между Алтаем и Тянь-шанем в древности. Это асы, которые после расширения Сюнну были разделены на две группы: северная и южная. Северная группа является потомками европеидного населения Алтая и Саяны или Динлины Усуны и нарты – предки осетин , а южная представлена Усунами (Asiani). Оба являются потомками древних европеидных культур в Западной Сибири, которые китайцы называли «Ди» Усуны и нарты – предки осетин (кочевники). Слово Динлин Усуны и нарты – предки осетин в др.кит. произносилось trēng-rīng, которое похоже на данные греко-римских авторов об народе «труны», «фруны», «фроаны» и городе Троана / Фроана, связанными с Дуньхуан (варианты начального т/ф результата употребление греч. буквы Θ / θ – th). Все они отвечают на Туры, Туран из „Авесты”. Туры – создатели скифских культур Сибири: пазарыкская на Алтае, тагарская и тесинская в Минусинске, альдабельская в Хакассии и аржанская в Туве.

С усуньском языке сохранились два титула и еще несколько личных имен. (27) В китайском записе известные имена усунских куньми до конец династии Западной или Старшей Хань. Представим их вкратце, с произношением в эпоху Хань, согласно словаря Старостина и согл. Wiktionary:

1. Куньмо (kún-mó) Усуны и нарты – предки осетин (Ши-цзи), куньми (kūn-mí) Усуны и нарты – предки осетин (Хань-шу) и куньбянь (kūn-biàn) Усуны и нарты – предки осетин (Хоу Хань-шу) являются три формы китайской транскрипции титула верховного владетеля Усунь. В эпохе Хань они произносились соотв.: “kwən-mâk”, “kwən-mje” и “kwən-bjanh”, которые К. Сиратори толкует как «хан-бег», Калгрен и Л. Базен – как «kūn-bag» - государь племя „кун”, а Ю. Зуев – как «кан-баг» - «государь хуннов», и отождествяет «кун» с «хун». (28)

Проф. Г. Турчанинов транскрибировал одну из надписей Маяцкого городища выражение „алануй кан” – аланский кан (Усуны и нарты – предки осетин). Он неправильно считал, что слово кан было заимствовано из языка „тюркоязычних протоболгар” как непосредственных соседей аланов в салтово-маяцкой общности. (29)

Но это слово означает личное сарматское имя Χανάκης (Кханак), в надписи из Пантикапея. Абаев и Харматта толкуют его с авест. *hanaka – старик, т.е. как пожелание долгой жизни до глубокой старости. Я считаю, что более вероятно имя производное усуньского владетельского титула *khan, и означает “государь, владетель”. (30) Ф. Юсти посочил еще сарматские имена Χανωσος (Кханос) – стратег Олбии, Χανσαβογαζος (Кхансабогаз) – имя из Танаиса, и что важно, последнее имя очень похоже на болгарский владетельский титул «кана-субиги» (KANAΣYBIΓI). Похож и титул владетеля эфталитского владения Шартах, канас-тархан (χανας-ταρχαν), союзник Незак-тархана, тоже эфатлитский владетель, погибший в борьбе с арабсками захватчиками в начале VІІІ в. Имя Кана (Kānā) носил и титул “бухар-худата”, владетеля, „государя” Бухару (632 – 634 г.). (31)

Происхождение титула «кан» из енисейского праязыка, в кетском kъanь – царь, kъanam – царица, kыy – власт, kъyga – голова, руководитель, старост, котский hijan, аринский kej - владетель. Енисейские языки принадлежат к большой с сино-кавказской яз. семье и слово „кан” находим и в пратибет. *q(w)anγ – владетель, тибет. (диал. лимбу и кулунг) hang, hō – владатель, управитель, китайский Усуны и нарты – предки осетин , совр. форма цзюн (jūn), в древнекитайский kun – князь, владетель, государь, голова семьи, тоже Усуны и нарты – предки осетин kăo, древнекитайский khū – старший в возрасте, старый, отец, предок, в баский handiko – высокий, handi, haundi – большой, в шумеро-акад. hzn, hazânu – старший, старей, в кавказских яз., пракавказский *kʷVndV – большой, высокий, в абхазском khə, абазинском qa – голова, в чечен. qēna, ингуш. qäna, пранахкский *qāni, лакский quna-s – старший, старост (из пракавказский > в авестийский hanō – старый), лакский qun, quna – большой, кабардинский kʷad – много, очень. (32) Заимствование титула произошло еще в центральнеазиатской прародине асианов / усунов, которая простиралась от оз. Лопнора до Монгольского Алтая.

Усуньский титул „кан-баг“ и очень похож на болгарское „кана-субиги“. Болг. «субиги» можно объяснить в индо-иранской граматической конструкции постановкой суфф. su- / hu- перед существительным для акцента качества, а su- / hu- означает добрый, хороший, напр.: санскрит su-kśatra, авест. hu-xšaθra – благородный (происхождение из кшатриев – военная знать), санскрит su-kratu, авест. hu-xratu – большая (добрая) власть. Оказывается, что в восточноиран. яз. встречаются формы и с su, вместе с обещеиран. hu (s > h переход с индо-арийского в иранский), в осет. дигор. siau – хороший, добрый, в пуштун. sse, śhā – добрый, хороший, сохранилось как первоначальная индо-иран. форма, без перехода «с-х». В пуштунском встречаются и две формы, напр.: śhā-īstah или khā-īstah, śh`kulaey или kh`kulaey – с хорошом видом, красивый, красивая (для женщины). (33) Так, болг. «су-биги» означало как бог, подобный богу, и отвечает греческой формулировке, по которой так же назывались болгарские каны: EK ΘEOY APХON – владетель, богом поставленный. Напр., др.инд. (ведическое) su-bhaga, авест. hu-baga – означает с хорошей удачи, но тоже bhaga / baga означает и бог, в санскрите bhaga, общеиран. *baga, парф. bāγ, согд. b`γ (bāγ), скифо-сармат. baga, кушано-бактр. baγа, baγэ – бог, государь, щастие, добрая судьба, в ср.перс. bgy (bāgi), кушано-бактр. bagi, bagia – божественный. Тогда значение будет – как бог, подобный богу. (34), (35), (36), (37) Так, увидим, что болгары и асианы / усуны имели одинаковой титул верховного владетеля: с богом поставлен, божественный, богоравный.

2. Далу Усуны и нарты – предки осетин, Усуны и нарты – предки осетин, совр. ф-ма dàlù tàilù, в эпоху Хань “thāśrōk”, - тхарок / дхарок, и отвечает на осет. ирон. dаræg (мн.ч. dаrdžыtæ), дигор. dаræg (мн.ч. dаrgutæ) – держать, ограничать, в перс. dāroγā, darougheh – областный управитель, kanār-drang – граничный управитель, в куш.-бактр. δδραγγο, из пракритских докуменотв из городе Ния dramga – должностное лицо. У болгаров тоже был такой титул – дръг, дръг-мир, дарга-мир. Драга-мир был титулом посланика болгарского кана Крума, для переговоров с Византией в 812 г.

3. Лецзяоми (Liejiaomi) Усуны и нарты – предки осетин (117 – 104 г. до н.э.) сын на Натуоми. Произношения имя в эпоху Хань было “Rhap-kaw-maj”: Рапкавмай / Рапкавмазд. Можно обыяснить с индо-иран. *rāpaka – опора, помощь, благоденствие, в авест. rapaka – помощь, поддержка, rap, индо-ар. rap, rapati – помогать, осет. ирон. ravg, дигор. ravgæ – удобство в ягноб., шугнан. rawo, сарыколь. rawu, белуджи raw - возможность. (38)

4. Цзунсуми (Jūnxumi ) 軍須靡 (104 – 93 г. до н.э), старший сын Лецзяоми. В древнекит. kursomaj , kʷərsomaj, эп. Хань kunswamaj, kunsjumaj и вероятно предает има Кунсумай, Кунсомай / Кунсумазд, Кунсомазд. Есть скифское имя Кунхаз, осетинское имя Кундз и болгарское Куньо, Кунчо. (39)

5. Ценьзоу (Cenzou) Усуны и нарты – предки осетин , сын старшего сына Лецзяоми. Реконструкция в эпоху Хань sgrûmsru. У осетинов встречается имя Карум, у болгаров Крум, у чувашей Крум, Курум, у кушано-бактрийцев Гурамбад (Gurambad), у хионитов Грумбат и в Сасанидском Иране Goram, Guaram, Guram, Grumbates. (40), (41) В вахан. γrim(b), γrom(b), пуштун. γrumb, γuŕumb, белуджи grənd, среднеперсид. qurumba – сильный гром, так что значения имя - гремучий. (42)

6. Вэнгуими (Wengguimi) Усуны и нарты – предки осетин (93 – 60 г. до н.э), усунский куньмо с кличкой «толстый владетель», сын среднего сына Лецзяоми, у которого титла „далу“ (Хань-шу, гл. 96Б) В эп.Хань: Åōngkwәjmàj – Аонкуемай / Аонкуемаз. У осетин есть имя Уанкъа, (43) а в этом случае имеем производную форму Уанкъамай / Уанкъамазд. Этимология имя обыясняется с осет. ирон. uыnаg, дигор. uinаgæ, inаgæ (wыnаg / winаgæ) – зоркий, хорошо смотрящий, в парфян., пехлеви wēn - смотреть, wēnāk –смотращий, наблюдайщий, глагол *wēn / win – смотреть наблюдать, является общеиранский. Болгарский аналог этого имя: Винех – болг. владетель (754 – 760/61 г.), совр. форма имя Венко, Винко, встречалось и в Сасанидском Иране как Wanak. Вероятная сарматская форма была Венаг, котороя у болгаров Винех.

7. Ними (Ními) Усуны и нарты – предки осетин (60 – 53 г. до н.э.), сын Вэнгуими от сюннуйской жены. В древнекит. Nrǝjmàj, эп. Хань Ņǝjmàj, можеть быть передает имя Наремай / Нармазд или Номай / Номазд ? У осетинов есть имя Нар. Известно скифское имя Наракон (Ναρακον) – мужественный. Этот Ними управлял и как Куан-ван (Kuang-wang) Усуны и нарты – предки осетин , которое вероятно китайская передача титлу. Второй иероглиф Усуны и нарты – предки осетин означает царь, владатель, а Усуны и нарты – предки осетин совр. форма kuáng, в древнекит. gʷanγ, эп. Хань gwanγ, означет безумный, бешенный, сумашедший. Китайцы передавали имена варваров как оскорбительные клички, но употребляли такой иероглиф, который максимально точно транскрибировал чужое имя, поетому считаю что Усуны и нарты – предки осетин эта другая передача усуньской титле владателя – кан.

8. Юаньгуими (Yuanguimi) Усуны и нарты – предки осетин (53 – 51 г. до н.э), полубрата Уцзюту. В древнекит. Nγonkutsmaj, Nγorkludsmral, эп. Хань Nγwankwǝśmáj, и можеть быть передает имя Нонкумай / Нонкумазд? У болгарый есть имя Нонко / Нончо.

9. Уцзюту (Wujiutu) Усуны и нарты – предки осетин (? – 51 г. до н.э.), сын Венгуими от сюннуйской жены. В эп.Хань: Ædz(h)әwhdā - Æцеуд, и отражает осет. именам Азет, Ацæ, Ацати (44) (болг. имя Аце). Значения имя – правдивый, справедливый.

10. Синьми (Xingmi) Усуны и нарты – предки осетин , усуньский владетель (51 – 33 г. до н.э.), сын Юаньгуими. В эп. Хань - Shēngmáj – Шенмай / Шенмазд. У осетинов встречаются имена Сан, Сана, а Санеас – аланский владетель с ІV в. (45) Есть протоболг. имя Шун, совр. болг. Шан, Шано, Шанко. (46)

11. Чылими (Chīlimi) Усуны и нарты – предки осетин (33 – 16 г. до н.э.), сын Синми. В древнекит. Sʰerhitmaj, эп. Хань Tsʰiəliĕtmaj, и вероятно передает имя Чилимай / Чилимазд. Есть осетниское име Чилехса и болгарское Чило, Чиле.

12. Фули (Fuli) Усуны и нарты – предки осетин , малый куньми Усуны и нарты – предки осетин (принц) (33 – 30 г. до н.е), сын Уцзюту. В эп. Хань Вohraj, Вohrе, Бохрай, Бохре, а у осетинов Борæ, Боро, Борси, Борыхъо, известно и при аланите: Бора, Борак, Боран, Борса. (47) У болгаров – Богорис, Борис, Борьо. Значения имя – светлый, блестящий.

13. Аньжи (Anri) Усуны и нарты – предки осетин , сын Фули (30 – 17 г. до н.е.). В эп. Хань oānniet, Ånniet, или Уанат / Уанет, у осетинов – Уана, Уане. (48) Сарматское имя Вананд – победитель, так назывался и болгарский владетель Вънд, который поселелся в Армении (І в. н э.), в осет. uændоn – смелость, победа.

14. Ичжими (Yīzhìmí) 伊秩靡, куньми (16 - ? г. до н.э.), внук Цылими. В древнекит. ijłhitmaj, эп. Хань jǝjlhjǝtmaj, передает имя Илутмай или Йелутмай. Известно скифскоие имя Алутаг (Αλουθαγος), производное слова æлутон (æluton) - фольк. сказочная пища, утоляющая голод и жажду (в нартских сказаниях: пиво особой варки), в болгарском это пиво известное как оловина, древние болгары тоже его употребляли. (49)

15. Мочжэньцянь (Mozhenjiang) Усуны и нарты – предки осетин (17 – 12 г. до н.э.), малый куньми Усуны и нарты – предки осетин (принц), сын Фули, убил Цылими и узурпировал трон. В древнекит. Māttǝrsanγ, эп. Хань Māttǝnhtsianγ и передает имя Матарсан. У осетинов есть имя Мадар, Матарша – имя аланского княза XIII-го века, означает „безстрашный“. (50)

16. Жиеж (Rier) Усуны и нарты – предки осетин , младший брат Фули. В эп. Хань – Ńәtnәś, Ниетниес. У осетинов Натур, Натце, имена женщин Натъа, Натъо, то же у болгаров: Нато, Нате, Натил, Натко, и у чувашей Натар, Натти. (51), (52) Возм. связь с авест. nadэnt, хотано-сак. nāt, осет. nætыn / nætun – крик, рев, сильный голос.

17. Гумони (Gumoni) Усуны и нарты – предки осетин , усунский аристократ. В эп. Хань – Kā-māk-ņәk, Камакниек, у осетин Къæмæдза, Къумит, Кима, Кимый, Каммæрза, в болгарском Камо, фамилия Камов(и). (53) Из иран. *kam – желание, стремление, помощь, в пехлеви kāmak, язгулем. k`omt - желания, в осет. kom - согласие, komыn – соглашаться, помогать. (54) В курд. komek, пушт., искашим. kumak, талыш. komêg, перс. komak, шугнан. kumak, гилян. kumêk – помощь, осет. дигор. kоmæg – помогающий. (55)

18. Беиюанчжи (Beiyuanzhi) Усуны и нарты – предки осетин , усунский принц около 12 – 9 г. до н.э. Сын Фули, претендовал на объединение усуней. Убит китайцами. В эп. Хань “Рewanţjәś” – Певантес, Пеунтес. У осетин Пида, Пидо. (56) В болгарск. – Пандо, Пендо, Пендьо. (57)

19. Ужилин (Wuriling) Усуны и нарты – предки осетин , усунский принц, племянник Беиюанчжи. В эп. Хань - Ǽnjәtrhéŋ, Ǽнетренг или Аенатранг? Возм. связь с будистким термином аntaranga – сердечный, из глубине душе и сердца.

20. Анлими (Ānlímí) Усуны и нарты – предки осетин (11 – ? г. н.э.), последный известный куньми, племянник Мочжэньцзяня, правил во время узурпатора Вань Маня. В древнекит., эп. Хань oānrǝjmaj, oānleimaj, Ånrǝjmaj. Почти тождественно имя Анжи (Anri) Усуны и нарты – предки осетин.

* * *

Как видим, усуньские имена показывают родство с осетинскими и болгарскими, это совсем логично и связь древных усунов / асианов из Центральной Азии, с асов / осов – осетины на Кавказе, совсем реальная.

В заключение, надо ответить на вопрос, какая разница между названием асы / асианы и аланы. Согласно Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вас. Иванову, название алан означает друг, родственник, соплеменник, сообщник, сожитель, потому что в таком смысле употребляется у балкарцев и осетинов. Можно обыяснить слово с осет. al, alы – все, и осет. хъоnахъ / xion – родственики, сонародники, земляки, друзя. В описание народов Кавказа, Псевдо-Захарий передает имя алан как Усуны и нарты – предки осетин - lhwn / alhan / alhun / alhon. (58) Можно думать, что происхождение названия «алан» и «алхан» имеет обшее происхождение. Алхан, были одно из племен Эфталитского союза. Интересенный факт, что самоназвание Джатов в Северной Индии а`olāniyā, и они являются далекими потомки эфталитов-алханов, и так подтверждается близость названия «Алан / Alon». Кховарцы называют пуштунов alghani, а их язык – alghaniwar, пуштуны тоже являются потомками эфгалитов.

На Кавказе и теперь существуют деревни Алхан-Кала, «Ал(х)анская крепость» и Алхан-Юрт, расположенные в Чечне, на р. Сунджи, притоке Терека. Происхождение слова «хион» тоже интересно. Слово связяно с древними «хиаона» – восточные кочевники, предки скифов. В тох. А onk, тох. В enkwe – мужчина, мн.ч. eńkwi – мужчины, тохарский А oñi, тохарский В enkwaññе l переход. Но как доказывает вполне убедительно Я. Харматта, аналог ариев у осетин это ирон, ироны – восточные осетины, Иристон, Ирхан – страна иронов. Птолемей тоже сообщил об них как о народе ариаков, который обитал в Среднеазиатском междуречии и ариахы как соседи зихы на Кавказе.




Примечания:
1 Теперь считается, что иероглифическое сочетание Усуны и нарты – предки осетин , отражает более старую форму написания этого этнонима Усуны и нарты – предки осетин , который в древности произносился как “ручжи” / “роучжи”. Знак Усуны и нарты – предки осетин – луна является ошибкой, потому что в эп. Хань Усуны и нарты – предки осетин – плоть, писали как Усуны и нарты – предки осетин и потом в более поздних текстах произвольно заменили Усуны и нарты – предки осетин на Усуны и нарты – предки осетин . Так что название этого народа было – руши, `рши, или арси – тохары носителей языка «тохарского А».

2 Бросать молоты – одна из состязательных игр нартов.

3 В VІІ веке в Западной Алании (истоки реки Кубань, Кисловодск, Кабардино-Балкария) появляются захоронения в нишах скал. По мнению некоторых исследователей, эти захоронения связываются с аланами (Минаева, 1971). Похожие захоронения находятся именно в горах Алтая с догуннской и дотюркской эпохи.

4 Такой обычай был и у болгар. Болгарский владетель кан Крум сделал чашу из головы византийского императора Никифора І Геника. Был и у Сюнну, шанюй Лаошань сделал чашу из головы побежденного царя юэчжей в 165 г. до н.е.

5 Возм. он происходит с алтайского, в монг. –od – суфф. для мн.ч.

6 Происхождение слова “сарматы” тоже интересно, встречается в вариантах сирматы, сауроматы / савроматы и сарматы. Думаю, что объяснения об этого этнонима как “чернорукие”, “жителеи черной земли”, или “с черные кожухи” по В. Абаеву, неприемлемы. Предлагаю следующее решения: Первая часть слова χšay, в осет. siau / saj- блестящий, сияющий, но и царский, владетельский, sajneg – сияющий, в шугн. šayēn – владетель. Вторая часть слова, в согд. rēm – народ, в перс. ram, räme, гилян. rêmê, пуштун., шугн. rama, белуджи ramag – стадо, толпа, белуджи raj – народ, дард. ramaņa, санскрит ramņa, хинди raman – супруг, голова семя, и суфф. мн.ч. –tæ. Так получаем siau-ram–tæ, которое фонетически кореспондирует с тремя формами (сауромати / савромати, сирмати и сармати), а семантический означает “белстящий, сияющий народ или царский, владетельский народ”! Как аналог осет. (сармат.) siau / saj- блестящий, сияющий, открываеться болг. диал. слово севамъ, сева ся – светить, отблески, молнии (слово находится в первом словаре болг.яз., состаленном в конце ХІХ в. Найдена Герова).



Литература:

(1) Китайские иероглифы. Составитель: Старостин С. А.: http://starling.rinet.ru/cgi-bin/main.cgi?flags=wygnnnl и в pdf http://www.bulgari-istoria-2010.com/Rechnici/Chinese%20Charastres%20Starostin.pdf

(2) В. И. Абаев. ИСТОРИКО-ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА. Том IІ. L-R. Издательство Академии наук СССР, Ленинград, 1973., с. 66, 112-113, 103: http://www.allingvo.ru/LANGUAGE/etimolog_slovar.htm и http://www.bulgari-istoria-2010.com/Rechnici/Abaev_ESOY_2.djvu

(3) Valenyn Stetcuk. “Etymological Table dictionaries of language families, Indoeuropean, Turkic, Finno-Ugric, Iranian,Germanic”.: http://www.geocities.com/valentyn_ua/

(4) В. И. Абаев. ИСТОРИКО-ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА. Том IІ. L-R…., с. 159-160

(5) An Etymological Dictionary of the Gaelic Language MacBain, Alexander Gairm Publications, 1982 Published by Gairm Publications, 29 Waterloo Street, Glasgow. 1st edition – 1896 2nd edition (revised) – 1911 Photolitho Reprint of 1911 edition – 1982 Keyed in by Caoimhín P. Ó Donnaíle, Sabhal Mór Ostaig. HTML version by John T.McCranie, San Francisco State University. - http://www.ceantar.org/Dicts/MB2/index.html и

(6) D. Adams. A dictionary of Tocharian B. http://www.ieed.ullet.net/tochB.html Douglas Q. Adams A dictionary of Tocharian B, Leiden Studies in Indo-European 10, Rodopi: Amsterdam - Atlanta, 1999., с. 337, в pdf: http://www.bulgari-istoria-2010.com/Rechnici/Douglas%20Adams%20Tocharian%20Dictionary%20B.pdf

(7) А. Lubotsky. Indo-Aryan inherited lexicon. http://www.indo-european.nl/cgi-in/main.cgi?root=leiden (теперь линк неактивный)

(8) Ю. Дзиццойты. Кто такие нарты. http://www.anaharsis.ru/karta.htm

(9) Ф. М. Таказов. К вопросу теории иранского происхождения термина «нарт». Вопросы литературы и фольклора. Сборник научных статей. Выпуск IV. Владикавказ 2010. с. 108-116.: http://iratta.com/duhmir/nartovskiy_epos/12985-k-voprosu-teorii-iranskogo-proishozhdeniya-termina-nart.html

(10) В. И. Абаев. ИСТОРИКО-ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА. Том IІ. L-R…, с. 166-167

(11) Йордан Заимов. Български Именник. София 2004., с. 234

(12) З. Гаглойти. Осетинские фамилии и личные имена. Цхинвал. 2007., с. 96: http://iratta.com/2007/12/09/soderzhanie.html

(13) В. И. Абаев. ИСТОРИКО-ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА. Том IІ. L-R…, с. 160

(14) А. Малолетко. Аланы на Енисее. Аланы в Сибири.: http://www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/A_Maloletko_Alany_v_Sibiri.pdf

(15) "Tabula Peutingeriana" лист 11: http://www.tabula-peutingeriana.de/tp/tp11.html

(16) Ю. С. ГАГЛОЙТИ. АЛАНИКА. (“Дарьял” 1-4’99, 1-3’2000), часть І: http://www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/JU_GAGLOJTI_ALANIKA.pdf

(17) Digital South Asia Library. The Dictionaries on-line: http://dsal.uchicago.edu/dictionaries/index.htm

(18) D. Adams. A dictionary of Tocharian B…., с. 31-32

(19) Йордан Заимов. Български Именник. С. 2004., с. 13

(20) З. Гаглойти. Осетинские фамилии и личные имена. …, с. 89, 102

(21) Чăваш арçын ячĕсем. (Чувашские мужские имена) Википедири материал: http://cv.wikipedia.org/

(22) И. М. МИЗИЕВ. ИСТОРИЯ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО НАРОДА с древнейших времен до присоединения к России.: http://balkaria.narod.ru/ik.htm

(23) В. Миллер. Осетинские этюды, т. 1-3, Владикавказ 1992 года, печатается по изданию 1881 г., с. 504-506

(24) А. Малолетко. цит. соч.

(25) А. Малявкин. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Новосибирск.1989., с. 203:

http://www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/A_Maliavkin_Tanskiye_xroniki.pdf

(26) С. А. Яценко. Аланская проблема и Центральноазиатские элементы в культуре кочевников Сарматии рубежа І – ІІ вв. н. э. “Петербургский археологический вестник” вып. 3, 1993., с. 60-72, в pdf.: http://www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/S_Jacenko_Alany_Centrljnaja_Azia.pdf

(27) Их взял с статию «A Study of the History of the Relationship Between the Western and Eastern Han, Wei, Jin, Northern and Southern Dynasties and the Western Regions» Taishan YU: Sino-Platonic Papers, 173 (October, 2006) www.sino-platonic.org

(28) Ю. Зуев. К этнической истории Усуней. Сб. «Труды Института истории, археологии и этнографии АН КССР» том-8. Алма-Ата. 1960., стр. 12-13

(29) Г. Ф. Турчанинов. Памятники письма и языка народов Кавказа и Восточной Европе. Ленинград, 1971, с. 71

(30) Я. Хармата. ИЗСЛЕДВАНЕ ВЪРХУ ИСТОРИЯТА И ЕЗИКА НА САРМАТИТЕ. Сегед, 1970.

(31) Ferdinand Justi. Iranisches Namenbuch. Marburg. 1895., с. 169-170, 155

(32) Г. Вернер. Словарь кетско-русский и русско-кетский. Санкт-Петербург 2002, стр. 38, 50, 52, 54, 55

(33) Digital South Asia Library. The Dictionaries on-line: http://dsal.uchicago.edu/dictionaries/index.htm

(34) В. Разторгуевя. Дж. Эдельман. Этимологический словарь иранских языков. Том-2 (b-d). Москва 2003, стр. 48-49

(35) Цв. Степанов. Власт и авторитет в ранносредновековна България. София 1999, с. 49

(36) Цветелин Степанов. Средновековните българи. София 2000, с. 170-172

(37) В. Разторгуевя. Дж. Эдельман. Этимологический словарь иранских языков. Том-2 (b-d), стр. 49-50

(38) В. И. Абаев. ИСТОРИКО-ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА. Том IІ. L-R. … , с. 352-353

(39) М. Цагарев. «Славных предков имена» сборник имен восточно–иранских народов (от киммерийцев

до осетин), Цымыти, Издательство «Maskut», 2009 http://www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/M_Cagarev_Sl_Predkov_imena.pdf , с. 31

(40) З. Гаглойти. Осетинские фамилии и личные имена. … , с. 95

(41) Ferdinand Justi. Iranisches Namenbuch…., с. 118-119

(42) И. Стеблин-Каменский. Этимологический словарь ваханского языка. Санкт-Петербург. 1990, с. 183 : http://www.bulgari-istoria-2010.com/Rechnici/I_S_Kamenskiy_Etim_slov_vahan_ez.pdf

(43) З. Гаглойти. Осетинские фамилии и личные имена. … , с. 99

(44) З. Гаглойти. Осетинские фамилии и личные имена. …, с. 89-90

(45) З. Гаглойти. …, с. 97

(46) Й. Заимов. Български Именник…, с. 278-279, 352

(47) З. Гаглойти. …, с. 91

(48) З. Гаглойти. …, с. 99

(49) М. Цагарев. «Славных предков имена»…, с. 6-7

(50) М. Цагарев. «Славных предков имена» …, с. 37

(51) З. Гаглойти…, с. 96, 104

(52) Чăваш арçын ячĕсем.

(53) З. Гаглойти. …., с. 95

(54) В. Абаев. … том-2…, с. 598

(55) Valenyn Stetcuk. “Etymological Table dictionaries …

(56) З. Гаглойти. …, с. 97

(57) Й. Заимов. …, с. 251, 253

(58) Zachariah of Mitylene / Zacharias Rhetor. The Syriac Chronicle, Book 12, CHAPTER VII http://www.tertullian.org/fathers/zachariah12.htm

(59) D. Adams. A dictionary of Tocharian B…., с. 115



Сокращения:

др.кит. – древнекитайский

кл.др.кит. – классический древнекитайский

осет. – осетинский

ягноб. – ягнобский

пушт. – пуштунский

шугнан. – шугнанский

вахан. – ваханский

курд. – курдский

хотано-сак. – хотано-сакский

авест. – авестийский

др.иран. – древнеиранский

перс. – персидский

язгулем. – язгулемский

монг. – монгольский

индо-европ. – индо-европейский

индо-ар. – индо-арийский

др.ирл. – древнеирландский

валл. – валлийский (кимверский)

ирл. – ирландский

бретон. – бретонский

тох. – тохарский

др.индо-иран. – древне-индо-иранский

парф. – парфянский

сарыколь – сарыкольский

ишкашим. – ишкашимский

руш. – рушанский

русск. – русский

хакасс. – хакасский

шор. – шорский

куш.-бактр. – кушано-бактрийский

кашмир. – кашмирский

балкар. – балкарский

груз. – грузинский

согд. – согдийский

гилян. – гилянский

дард. – дардский

болг. – болгарский

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Танец… на крупе лошади
  • Мариинские вечера
  • В Сочи стартовала V ежегодная конференция «Взгляд в цифровое будущее»
  • Аншлаг за аншлагом
  • Популярность точек доступа Wi-Fi, построенных по проекту устранения цифрового неравенства, резко выросла после обнуления тарифов
  • Заслуженному артисту РФ Бексолтану Тулатову – 85
  • Директором по организационному развитию и управлению персоналом МРФ "Юг" ПАО "Ростелеком" назначен Павел Бугаев
  • "Разговор с Отечеством"
  • Константин Боженов возглавит работу с корпоративным и государственным сегментами в «Ростелекоме» на Юге
  • Немое кино и живая музыка
  •   Архив
    Октябрь 2017 (32)
    Сентябрь 2017 (55)
    Август 2017 (33)
    Июль 2017 (29)
    Июнь 2017 (44)
    Май 2017 (36)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru