поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Проблемы истории Осетии и народов Северного Кавказа в трудах А. К. Джанаева
Автор: 00mN1ck / 21 декабря 2017 / Категория: Авторские статьи, Личности
Проблемы истории Осетии и народов Северного Кавказа в трудах А. К. ДжанаеваАким Казбекович Джанаев родился 8 марта 1909 г. в крестьянской семье в горном селении Сындзысар Нарского прихода Владикавказского округа.

В 1911 г. испытывавшая острое малоземелье в горах семья Джанаевых переселилась на равнину и обосновалась в селении Кадгарон. В 1918 г. ее постигло большое горе — умер отец, Казбек Бесланович, и семья осталась без кормильца. В год смерти отца девятилетний Аким поступил в Кадгаронскую сельскую школу. Проучившись три года, из за тяжелых материальных условий он вынужден был оставить учебу и наняться общественным пастухом в селении.

Но тяга к знаниям и большое трудолюбие подростка оказались сильнее материальных невзгод, и через некоторое время он продолжил учебу. В 1925 г. окончив Кадгаронскую школу первой ступени, Аким Джанаев поступил в Северо-Осетинский педагогический техникум. Спустя четыре года он уехал в г. Закатала Азербайджанской ССР и устроился работать на Орехоочистительный завод. В свободное от работы время штудировал учебники, готовился к поступлению в вуз.

В 1930 г. Аким Казбекович стал студентом Казанского политехнического института. Однако избранная специальность не приносила удовлетворения. В юноше все больше укреплялся интерес к общественным и гуманитарным наукам, который проявился еще в годы учебы в педагогическом техникуме во Владикавказе. Этому способствовала и общественная атмосфера в стране в целом, и активное вовлечение научной, творческой интеллигенции в обсуждение вопросов политэкономии, философии, идеологического обоснования теории строительства социализма в СССР.

В декабре 1930 г. Аким Казбекович переехал в Москву с намерением поступить на историко-философский факультет МГУ. На руках он имел рекомендательное письмо от руководства Политехнического института с просьбой о принятии его в студенты МГУ «в порядке перевода». Однако А. Джанаеву было отказано в зачислении с мотивировкой: «отсутствие свободных мест». В результате юноша поступил в Московский плановый институт на факультет планирования научно-исследовательской работы, который успешно окончил в 1934 г.

Педагогическую деятельность А. К. Джанаев начал еще будучи студентом. Он преподавал политическую экономию в Институте золота, в Мясном институте. По окончании Московского планового института Аким Казбекович некоторое время работал в плановой комиссии ЦИК Юго-Осетинской автономной области.

Осенью 1934 г. Джанаев был призван на действительную службу в РККА. После демобилизации, в декабре 1935 г. ему предложили занять должность экономиста-исследователя в Грозненском нефтяном научно-исследовательском институте. Одновременно по совместительству он преподавал политэкономию в Грозненском плановом техникуме.

К этому времени Джанаев окончательно утвердился в желании стать профессиональным историком. Осознанное стремление заниматься наукой привело его в Северо-Кавказский (Горский) научно-исследовательский институт. В сентябре 1936 г. он был зачислен в аспирантуру по специальности «История народов Северного Кавказа» с тем условием, что вместе с выполнением кандидатского минимума он будет сдавать вузовские курсы по историческим дисциплинам. В 1937 г. в связи реорганизацией Северо-Кавказского края Горский НИИ был упразднен, и Джанаев был переведен в аспирантуру при Северо-Осетинском научно-исследовательском институте. После окончания аспирантуры в 1939 г. его оставили в институте в качестве ученого секретаря СОНИИ. Одновременно он был принят ассистентом на кафедру истории СССР Северо-Осетинского государственного пединститута.

В мае 1941 г. Аким Казбекович как офицер запаса был призван на переподготовку в город Днепропетровск, где его и застала Великая Отечественная война. С самого начала войны Джанаев находился в действующей армии. Участвовал в боях на Западном фронте, был командиром топографического взвода и начальником штаба артдивизиона 249 ой стрелковой дивизии, позже преобразованной в 16 ую гвардейскую дивизию.

3 апреля 1942 г. Джанаев был тяжело ранен в боях под городом Велиж, в связи с чем 13 августа того же года был временно снят с военного учета, а затем уволен в запас. После возвращения домой в течение полутора лет — с июня 1943 и до конца 1944 г. — Аким Казбекович работал заместителем начальника Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров Северо-Осетинской АССР.

Джанаев возобновил прерванную войной работу над диссертацией по теме «Феодальное землевладение в Стыр Дигории». Успешная защита диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук состоялась 12 января 1945 г. в Азербайджанском государственном университете.

После реэвакуации Северо-Осетинского педагогического института Аким Казбекович вернулся к педагогической деятельности. В 1947 г. он был утвержден в звании доцента по кафедре истории СССР. С 1952 по 1955 гг. являлся заведующим кафедрой истории СССР Северо-Осетинского госпединститута и одновременно исполнял обязанности заместителя директора Учительского института. Джанаев продолжал заниматься и научной деятельностью. Начиная с 1946 г. он работал по совместительству старшим научным сотрудником Северо-Осетинского научно-исследовательского института. В 1955 г. по решению бюро Северо-Осетинского обкома КПСС был переведен в Северо-Осетинский НИИ на должность заместителя директора по научной работе. В этой должности он проработал до 1975 г. В последующее время вплоть до ухода на заслуженный отдых работал старшим научным сотрудником отдела истории СОНИИ.

Идейно-политическую закалку Джанаев получил в рядах ленинского комсомола, членом которого он состоял с 1924 по 1939 гг. В 1939 г. он вступил в ряды членов ВКП (б). За время пребывания в рядах комсомола и Коммунистической партии он принимал активное участие в общественной жизни. Так, в 1928 1929 гг. являлся секретарем комсомольской организации Оспедтехникума, в 1933 г. избирался членом вузовского бюро ВЛКСМ Московского планового института. В 1937 г. состоял членом Северо-Кавказского краевого комитета профсоюзов высшей школы. Накануне и в период Великой Отечественной войны был членом бюро партийной организации Всесоюзных курсов комсостава артиллерии, парторгом управления дивизиона в действующей армии. Возглавлял партийную организацию Северо-Осетинского научно-исследовательского института, избирался в состав партбюро пединститута, депутатом Орджоникидзевского городского Совета депутатов трудящихся VI, VII, VIII созывов. Он был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над фашистской Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне», «За трудовое отличие», «К 100 летию со дня рождения Ленина».

А. К. Джанаев скончался 26 июня 1990 г.

* * *

Имя Акима Казбековича Джанаева — видного осетинского ученого, представителя советской исторической школы, исследователя истории осетинского народа и народов Северного Кавказа — широко известно как в нашей республике, так и за ее пределами. Его работы по истории феодализма в Осетии, истории рабочего класса Северной Осетии и другим проблемам истории народов Северного Кавказа получили признание научной общественности.

Ученый внес заметный вклад в разработку таких вопросов, как изучение трудов классиков марксизма-ленинизма в Осетии, революционных событий 1905 1907 гг. в Северной Осетии и на Тереке, особенностей развития феодализм в Северной Осетии, вопросов историографии Осетии, истории Северной Осетии в восстановительный период и др.

Несомненным вкладом в развитие исторического осетиноведения стала публикация Джанаевым источников по различным проблемам истории Осетии. При его активном участии были изданы сборники документов: «Северная Осетия в революции 1905 1907 гг.», «Восстановительный период в Северной Осетии. 1921 1925 гг.», «Борьба за Советскую власть в Северной Осетии», «Съезды народов Терека», «Революция 1905 1907 гг. на Тереке» в 2 х томах и др.

Много внимания ученый уделял исследованию проблемы «Ленин и народы Кавказа». Одному из аспектов этой обширной темы была посвящена статья «Ленинская газета «Искра» о Доне и Северном Кавказе», опубликованная в «Известиях Северо-Осетинского научно-исследовательского института». В ней, в частности, прослеживались пути распространения ленинской газеты и ее влияние на формирование революционных настроений в крае. Постановка этих вопросов и их разработка имели непосредственное отношение к истории зарождения и деятельности социал-демократических групп и организаций на Тереке. При этом следует отметить, что проблема решалась в рамках целого региона, а не только на примере одной Северной Осетии.

Приведя большое количество примеров и фактов пропаганды материалов газеты «Искра» на Кавказе, автор утверждал, что деятельность «Искры» и искровских организаций в России, в том числе Донкома и Кавказского союзного комитета РСДРП, способствовала распространению марксистских идей на Кубани, на Тереке, в Ставрополе. Идейные, организационные принципы «Искры» подготовили почву для зарождения социал-демократических групп и организаций на Северном Кавказе.

На протяжении многих лет научные интересы Джанаева были сосредоточены на проблеме участия Северного Кавказа в революции 1905 1907 гг. Приступая к исследованию сложной и неразработанной проблемы, Аким Казбекович осознавал, что ее нельзя осветить без глубокого освоения и анализа относящихся к теме документов и материалов. С этой целью он скрупулезно и тщательно формировал источниковую базу исследования, собирал архивные документы, материалы периодической печати и т.д. Работа была выполнена совместно с Асламбеком Ахметовичем Тедтоевым и издана в 1955 г.

Основное содержание работ Джанаева, посвященных революционным событиям начала XX в., сводится к тому, чтобы как можно полнее показать, что в основе революции 1905 1907 гг. на Кавказе, в том числе и в Северной Осетии, несмотря на местную специфику, лежали те же причины, что и в России в целом. И революционная борьба рабочих и крестьян Северного Кавказа за свое социальное и национальное освобождение в эти годы являлась составной частью первой русской буржуазно-демократической революции.

В работе «Из истории революции 1905 1907 гг. в Северной Осетии» автор на основе изучения внушительного массива архивных источников дает характеристику социально-экономического развития Северной Осетии в начале ХХ в. В Северной Осетии, также как и в других районах страны, в результате развития товарно-денежных отношений шли активные процессы расслоения крестьянства, усиливалась эксплуатация деревенской бедноты. «В настоящее время, — писал в 1899 гг. М. Цаголов, — среди аульного населения наблюдается страшная хозяйственная дифференциация. С одной стороны, мы видим буржуазию, сельских «богатеев», имеющих иногда довольно солидные средства, с другой — аульную голытьбу, в лучшем случае, имеющих одну лошаденку или пару еле еле двигающих ноги быков» [1]. Эксплуатация осетинского крестьянства местными и русскими помещиками и буржуазией, острота аграрного вопроса, тяжесть налогов и повинностей, гнет царизма были предпосылками крестьянского движения в Осетии, причиной борьбы против самодержавия. Ученый отмечает, что в формировании революционных настроений в Северной Осетии большую роль сыграли революционно-демократические идеи Коста Хетагурова. И в поэзии, и в публицистических статьях Хетагуров давал глубокий анализ тяжелого политического и экономического положения народов Кавказа под властью царизма и феодалов, выступал с революционной страстью против самодержавия, местных и русских помещиков и буржуазии.

Подробно осветив ход революционной борьбы трудящихся масс Северной Осетии в революции 1905 1907 гг., Джанаев в заключении указывал, что революция потерпела поражение, но она явилась для рабочих и крестьян великой школой политической борьбы, генеральной репетицией Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. Рабочие и крестьяне Северной Осетии, «ведя в годы революции под руководством русского пролетариата освободительную борьбу против царизма, еще больше сблизились с великим русским народом; они убедились в том, что осетины, как и другие народы окраин царской России, могут быть освобождены от социального и колониального гнета царизма только при условии совместной борьбы с русским пролетариатом под руководством партии большевиков» [2, 121].

Ряд работ Джанаев посвятил отдельным эпизодам истории классовой борьбы осетинского крестьянства накануне и в период первой русской революции. Из числа этих работ особый интерес представляет статья «Крестьянское восстание в с. Гизель», опубликованная в журнале «Мах дуг» («Наша эпоха»).

Одной из важнейших задач исторической науки является всестороннее изучение основных закономерностей развития человеческого общества. Среди конкретных теоретических вопросов особое место занимает проблема перехода от одной социально-экономической формации к другой, становление формации, когда новый способ производства не стал еще господствующим и определяющим, а старый, уходящий способ производства еще существует. В этой связи интересны работы Джанаева, посвященные разработке вопросов развития феодализма в Осетии. Свою научно-исследовательскую деятельность Аким Казбекович начал именно с изучения феодализма в Осетии, точнее, в ее западной части — в Дигории. Монографическое исследование «Феодальное землепользование в Стыр-Дигории» было представлено им на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Работа эта, выполненная под руководством профессора Бориса Васильевича Скитского, стала крупным вкладом в изучение истории Осетии. Она во многом дополнила исследование Б. В. Скитского «К вопросу о феодализме в Дигории».

И в последующие годы проблема развития феодализма в Осетии не выпадала из поля зрения ученого. Он внимательно следил за состоянием ее изучения в отечественной историографии.

В 1964 г., принимая участие в работе научного совета «Закономерности исторического развития общества и перехода от одной социально-экономической формации к другой», созданного при Институте истории АН СССР, Аким Казбекович высказал весьма интересные мысли, актуальность которых сохраняется и в наши дни. «Нашими историками, научными учреждениями, — указывал он, — проведена известная работа по изучению общественного строя северокавказских народов, в том числе по разработке проблемы феодализма у горских народов. Выявлено и опубликовано много источников, написаны монографии по феодализму у адыгских народов, в Дагестане, в Осетии. Но имеется еще много нерешенных вопросов. В дальнейшем предстоит всестороннее изучение таких сложных вопросов, как генезис феодализма, как особенности горской экономики, на основе которой зародилось феодальное хозяйство, влияние общественных отношений соседских феодальных обществ на классообразование, степень развития феодализма у них, народные движения горцев в период феодализма, вопрос об особенностях феодализма в горских обществах Северного Кавказа» [3, 220].

Большой интерес для осетиноведов представляет статья Акима Казбековича «Осетинская советская историография». Обращение ученого к этой проблеме было не случайным. Историография — наука сложная и требует к себе пристального внимания. Чтобы дать объективную оценку деятельности ученого-историка, исследователь должен быть подготовлен не менее того автора, научное наследие которого он изучает, представлять его научную лабораторию и уметь в ней ориентироваться, проявлять интерес к тому кругу вопросов и проблем, которыми занимался исследователь. Только при этих условиях можно объективно оценить деятельность как отдельного исследователя, так и целого коллектива. В этой статье Джанаев много внимания уделил освещению деятельности Осетинского историко-филологического общества. Если внимательно проследить за исторической литературой, то можно увидеть, что деятельность этого общества в разные периоды советской истории оценивалась по разному. Иной раз его деятельность просто игнорировалась. Все это происходило потому, что никто никогда не пытался серьезно проанализировать работу Историко-филологического общества, хотя материалы этой научной организации были общедоступны.

Как же решает и оценивает деятельность Осетинского историко-филологического общества сам Джанаев? В своей статье он писал: «В первые годы Советской власти в Осетии, естественно, не было научных учреждений, которые могли бы заниматься глубокой разработкой истории народа. Для изучения культуры, филологии, истории в начале 20 х гг. некоторую работу провело Осетинское историко-филологическое общество. Возникшее осенью 1919 г. во Владикавказе, это общество ставило своей целью, как говорилось в его уставе, изучение «памятников осетинской старины». Кроме филологов, историков Северной Осетии в обществе было немало лиц из Южной Осетии, а также русских. Уставом общества не делалось ограничений по национальным и другим признакам…

До окончательной победы Советской власти в Осетии деятельность общества ограничивалась узким кругом вопросов культурно-просветительского характера. Начиная с 1920 г., при поддержке местных органов власти, а также Главнауки Наркомпроса РСФСР, оно участвовало в культурном строительстве, занималось вопросами осетинского языка, обычного права, археологии, театра, музыкального фольклора, организацией научно-популярных чтений…

Наибольшее значение в деятельности общества имело собирание материалов осетинского народного творчества, которое оно считало «своей ударной задачей», собирание рукописного наследия К. Хетагурова, Т. Мамсурова и других писателей. Собирание текстов осетинского народного творчества, рукописей писателей, книжного фонда литературы о народах Кавказа явилось в известной мере подготовкой базы для научной работы по филологии и истории Осетии в будущем…

Разносторонний характер занятий Осетинского историко-филологического общества, первого у горцев Северного Кавказа, в условиях, когда в Осетии еще не было самостоятельных учреждений культуры, науки, искусства, естественно, не дал возможности определить ведущее направление своей работы. Но общество искало пути организации изучения широкого круга вопросов культуры и науки Осетии и сыграло в этом деле положительную роль» [4, 125]. Таким образом, Джанаев рассматривает многогранную деятельность Осетинского историко-филологического общества как подготовительный этап для будущего развития науки и культуры Осетии. В фокусе внимания ученого находится весь процесс развития исторической науки в Северной Осетии. Хотя работа эта и не претендует на исчерпывающую полноту, она служит хорошим помощником для тех, кто интересуется вопросами истории развития исторической науки в Осетии.

Аким Казбекович также много сделал для освещения вопросов истории восстановительного периода в Северной Осетии, истории рабочего класса, периодической печати. Немалый вклад он внес и в изучение наследия великого Коста, видных революционных деятелей Осетии.

Кропотливую работу провел А. К. Джанаев по выявлению и публикации архивных материалов, существенно обогатив тем самым источниковую базу последующих исследований различных аспектов истории Осетии в периоды глубоких общественных трансформаций.




     1. Цаголов Г. М. Заметки из горской жизни // Терские ведомости. 1899, 1 декабря.
     2. Джанаев А. К. Из истории революции 1905‑1907 гг. в Северной Осетии // Известия СОНИИ. 1956. Т. 17. С. 9‑120.
     3. Джанаев А. К. О развитии феодализма у горских народов Северного Кавказа // Проблемы феодализма у народов СССР. М., 1969. С. 219‑221.
     4. Джанаев А. К. Осетинская советская историография // Известия СОНИИ. 1971. Т. 28. С. 121‑140.



Библиография работ А. К. Джанаева

     1. Ной Буачидзе // Мах дуг. 1940. № 3. С.10‑13 (в соавт. с А. А. Тедтоевым).
     2. О книге Б. В. Скитского «Очерки по истории осетинского народа» // Социалистическая Осетия. 1948, 16 января (в соавт. с М. С. Тотоевым).
     3. Об очерках истории осетинского народа Б. В. Скитского // Мах дуг. 1948. № 12. С. 41‑46. (в соавт. с М. С. Тотоевым).
     4. Феодальное землепользование в Стыр Дигории // Известия СОНИИ. Т. 15. Вып. 3. 100с.
     5. Е. Ц. Бритаев и революция 1905‑1907 гг. // Мах дуг. 1949. № 5. С. 41‑44.
     6. Северная Осетия в период столыпинской реакции // Ученые записки СОГПИ. 1949. Т. 18. С. 36‑46.
     7. Большое явление в развитии осетинской культуры. О труде В. И. Абаева «Язык и фольклор» // Рæстдзинад. 1949, 13 декабря. (соавт. Б. В. Скитский)
     8. Почему победила Советская власть // Рæстдзинад. 18 октября 1949 г. №205.
     9. О состоянии и задачах разработки истории Осетии // Социалистическая Осетия. 1952, 11 мая; Рæстдзинад. 1952, 17 мая; Молодой коммунист. 1952, 15 мая.
     10. Реакционные происки Турции на Северном Кавказе // Социалистическая Осетия. 1953, 6 июня.
     11. Общность исторических судеб (К воссоединению Украины с Россией) // Молодой коммунист. 1954, 23 мая.
     12. Празднование 300‑летия присоединения Украины к России // Мах дуг. 1954. № 5. С. 4‑12.
     13. Воссоединение Украины с Россией. Народные массы — творцы истории // Рæстдзинад. 1955, 15 мая.
     14. Северная Осетия в революции 1905‑1907 гг. Документы и материалы. Орджоникидзе, 1955. 362 с. (в соавт. с А. А. Тедтоевым).
     15. Из истории революции 1905‑1907 гг. в Северной Осетии // Известия СОНИИ. 1956. Т. 17. С. 99‑121.
     16. История СО АССР. Советский период. План-проспект // Известия СОНИИ. 1956. Т. 17. С. 217‑227.
     17. К истории формирования рабочего класса в Северной Осетии // Известия СОНИИ. 1957. Т. 19. С. 115‑134.
     18. Борьба за советскую власть в Северной Осетии. Сборник документов. Орджоникидзе, 1957. 385 с.
     19. Северная Осетия в период первой русской буржуазно-демократической революции // История СО АССР. М., 1959. С. 264‑295.
     20. Северная Осетия в период столыпинской реакции // История СО АССР. М., 1959. С. 296‑308.
     21. Северная Осетия в период восстановления народного хозяйства СССР 1921‑1925 гг. // Известия СОНИИ. 1960. Т. 22. Вып. 4. С. 32‑68.
     22. В. И. Ленин и некоторые вопросы революционного движения на Северном Кавказе // Мах дуг. 1960. № 11. С. 81‑90.
     23. Победа Советской власти в Северной Осетии // Рæстдзинад. 1960, 12 марта.
     24. Как завоевывалось счастье // Социалистическая Осетия. 1960. 13 апреля.
     25. Хетагуров К. Л. Собрание сочинений. Публицистика. Т. 4. М., 1960. 495 с. (Подготовка текстов, примечания К. Ц. Гутиев, А. К. Джанаев.)
     26. Ленин В. И. и победа советской власти на Кавказе // Мах дуг. 1961. № 4. С. 51‑58.
     27. Рассказ о большом пути народа. К итогам обсуждения макета истории СО АССР советского периода // Социалистическая Осетия. 1963, 13 февраля.
     28. Обсуждение макета истории Северной Осетии советского периода // История СССР. 1964. № 4. С. 224‑225.
     29. Храбрый солдат революции // Мах дуг. 1964. № 7‑8. С. 180‑181.
     30. Крестьянское движение в Северной Осетии в революции 1905‑1907 гг. // Социалистическая Осетия. 1965, 2 декабря.
     31. Восстановительный период в Северной Осетии. 1921‑1925 гг.: Сборник документов / Сост. А. К. Джанаев, Е. П. Кричина, Т. Купчая, Е. А. Кияницкая. Орджоникидзе, 1965. 371 с.
     32. Рецензия на кн.: Г. Гойгова. Народы Чечено-Ингушетии в борьбе против Деникина // История СССР. 1965. № 5. С. 147‑148.
     33. Б. В. Скитский. Очерк // Мах дуг. 1965. № 6. С. 74‑76.
     34. Северная Осетия в период восстановления народного хозяйства СССР. 1921‑1925 гг. // История СО АССР. Советский период. Орджоникидзе, 1966. С. 128‑186.
     35. Б. В. Скитский. Очерк // Известия СОНИИ. 1966. Т. 25. С. 84‑91.
     36. Борьба за землю в Северной Осетии в 1905 г. // Рæстдзинад. 1966, 23 января.
     37. О борьбе за революционную печать // Рæстдзинад. 1966, 3 августа.
     38. Рамонов Евгений (О революционере) // Мах дуг. 1966. № 11. С. 75‑78.
     39. К 60‑летию забастовки садонских рабочих // Мах дуг. 1967. № 12. С. 65‑68.
     40. Песня из‑за стен царской тюрьмы (О публикации стихотворения К. Хетагурова «Додой» на русском языке) // Рæстдзинад. 1967, 20 июня.
     41. Его пламенное сердце не знало покоя. (К 70‑летию со дня рождения Г. А. Цаголова) // Рæстдзинад. 1967, 20 мая.
     42. Забастовка рабочих Садона 1897 г. (Из истории рабочего движения в Северной Осетии). Орджоникидзе, 1968. 93 с.
     43. Труды К. Маркса и Ф. Энгельса в Северной Осетии // Рæстдзинад. 1968. 5 мая. № 87.
     44. Северная Осетия в период первой буржуазно-демократической революции и столыпинской реакции // Ученые записки СОГПИ. 1968. Т. 28. Вып. 1. С. 75‑87.
     45. Северная Осетия в период первой мировой империалистической войны и февральской буржуазно-демократической революции // Ученые записки СОГПИ. 1968. Т. 28. Вып. 1. С. 88‑98.
     46. Северо-Осетинская АССР. Очерк истории // Советская историческая энциклопедия. М., 1969. Т. 12. С. 671‑678.
     47. О развитии феодализма у горских народов Северного Кавказа // Проблемы феодализма у народов СССР. М., 1969. С. 219‑221.
     48. Книги, рукописи, материалы. (Годовой труд ученых СОНИИ) // Социалистическая Осетия. 1969, 29 марта.
     49. Гром боев народного восстания. Революция 1905‑1907 гг. на Тереке // Молодой коммунист. 1970, 28 марта.
     50. Ленинская газета «Искра» в Осетии // Мах дуг. 1970. № 1. С. 91‑94.
     51. Ленинская «Искра» о Северном Кавказе // Рæстдзинад. 1970, 5 мая.
     52. Осетинская советская историография // Известия СОНИИ. 1970. Т. 28. С. 121‑140.
     53. В. И. Ленин и народы Кавказа // Социалистическая Осетия. 1970, 3 апреля.
     54. Беззаветно преданные революции. Д. Гибизов, К. Кесаев, А. Гостиев // Социалистическая Осетия. 1970, 18 января.
     55. Ленинская газета «Искра» на Северном Кавказе // Рæстдзинад. 1970, 5 мая.
     56. Ленинская газета «Искра» о Доне и Северном Кавказе // Известия СОНИИ. 1971. Т. 29. С. 57‑73.
     57. Осетинская газета «Фидиуæг» в Казани // Мах дуг. 1971. № 7. С. 94‑96.
     58. Скитский Б. В. Очерки истории горских народов. (Избранные труды) / Сост. и ред. А. К. Джанаев. Орджоникидзе, 1972. 378 с.
     59. Восстание крестьян в Гизели // Мах дуг. 1972. № 6. С. 99‑103.
     60. Борьба за Советскую власть в Северной Осетии. Сборник документов и материалов / Сост.: В. С. Гальцев, А. К. Джанаев, Т. Н. Кибизов, С. Д. Кулов, В. Д. Кучиев. Редактор и автор «Введения» А. К. Джанаев. Орджоникидзе, 1972. 54 с.
     61. События 1905‑1907 гг. в Северной Осетии // Социалистическая Осетия. 1975, 20 марта.
     62. В годы первой народной революции. События 1905‑1907 гг. в Северной Осетии // Социалистическая Осетия. 1975, 29 марта.
     63. Славные 50 лет. (К 50‑летию Северо-Осетинского НИИ) // Рæстдзинад. 1975, 27 июня.
     64. Северо-Осетинская Автономная Советская Социалистическая Республика. Исторический очерк // Большая советская энциклопедия. 3‑е изд. М., 1976. Т. 23. С. 151‑152.
     65. Коста — составитель осетинской грамматики // Рæстдзинад. 1977, 15 октября.
     66. Председатель Терского Совнаркома (Н. Буачидзе) // Социалистическая Осетия. 1977, 11 ноября.
     67. Съезды народов Терека в 1918 г. В 2‑х тт. / Сост.: Х. Х. Бекузаров, А. К. Джанаев, Д. З. Коренев, В. Д. Кучиев. Орджоникидзе. 1978‑1980. Т. 1. 351 с.; Т. 2. 280 с.
     68. Первая публикация «Додой» // Литературная Осетия. 1979. № 53. С. 5‑6; Социалистическая Осетия. 1979, 15 октября.
     69. Они знали Коста (Комментарии к воспоминаниям Н. Гецаева и А. Дзантиева о К. Хетагурове) // Мах дуг. 1979. № 5. С. 93‑96.
     70. Революция 1905‑1907 гг. на Тереке. Документы и материалы. В 2‑х тт. / Научный редактор, составитель и автор «Введения» А. К. Джанаев. Орджоникидзе, 1980‑1986. Т. 1. 296 с.; Т. 2. 327 с.
     71. К. Л. Хетагуров и национально-освободительное движение на Северном Кавказе // Мах дуг. 1981. № 10. С. 92‑96.
     72. К. Л. Хетагуров и национально-освободительное движение на Северном Кавказе // Вопросы литературы и искусства. Орджоникидзе, 1984. С. 5‑17.
     73. Сила народного движения в революционном движении в Северной Осетии летом 1905 г. // Рæстдзинад. 1985, 30 ноября.
     74. В период высшего подъема. (К 80‑летию первой революции в России) // Социалистическая Осетия. 1985, 17, 18 декабря.
     75. Терский округ в дни вооруженного восстания в декабре 1905 г. // Мах дуг. 1985. № 12. С. 80‑83.
     76. «Дело тринадцати» (О восстании осетинской пешей бригады в 1916 г., находящейся в Чечне в слободе Воздвиженской) // Грозненский рабочий. 1986, 27 августа (в соавт. с А. Хасбулатовым).
     77. Яркий пример ленинской заботы (Во Владикавказе было опубликовано письмо В. И. Ленина «Товарищам коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана и Горской Республики») // Социалистическая Осетия. 1986, 22 апреля.
     78. Через горные перевалы (Под руководством С. М. Кирова продвигались войска Красной Армии и партизанские отряды из Северной Осетии на помощь восставшим рабочим и крестьянам Грузии) // Социалистическая Осетия. 1986, 14 мая.
     79. На пороге революции. К 70‑летию восстания осетинской военной бригады // Рæстдзинад. 1986, 19 августа.
     80. Осетия революционная. К 80‑летию первой русской революции // Литературная Осетия. 1986. № 67. С. 94‑100.
     81. С. М. Киров — организатор перехода частей Красной Армии через Кавказский хребет // Киров и Орджоникидзе на Северном Кавказе, Орджоникидзе, 1986. С. 125‑147. (в соавт. с В. И. Наниевым)
     82. Общественно-политическая жизнь Северной Осетии в 60‑90‑е гг. ХIХ в. // История Северо-Осетинской АССР с древнейших времен до наших дней. Орджоникидзе, 1987. Т. 1. С. 318‑342. (в соавт. с В. П. Крикуновым, Н. М. Ардасеновым и др.)
     83. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. — 1917 г.). М., 1988. С. 404‑471. (Руководитель и соавтор глав: Классовая борьба на Северном Кавказе накануне первой русской революции 1905‑1907 гг.; Первая русская революция 1905‑1907 гг. на Северном Кавказе.)
     84. Народы Терека в российской революции 1905‑1907 гг. Орджоникидзе, 1988. 312 с.



Об авторе:
Цибиров Герлик Иласович — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН



Источник:
Цибиров Г. И. Проблемы истории Осетии и народов Северного Кавказа в трудах А. К. Джанаева // Известия СОИГСИ. 2017. Вып. 24 (63). С. 70—81.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • По "Электроцинку" ударят мировым соглашением
  • Отличие ИДЕОЛОГИИ герба-ОРЛА от герба-кошки
  • Сантии даков о Децебале
  • Васо Абаев: "Эта книга заставит осетин приосаниться"...
  • Ос-Багатар
  • Не стреляйте в прошлое: основоположники Южной Осетии — вне своей страны
  • Музыка Кавказа должна жить
  • ЛЕКЦИИ Алана ЧОЧИЕВА по новейшей истории Южной Осетии 1988-2015
  • Симфония японской скрипки
  • "Царский" конкурс продолжится
  •   Архив
    Ноябрь 2018 (13)
    Октябрь 2018 (38)
    Сентябрь 2018 (20)
    Август 2018 (21)
    Июль 2018 (24)
    Июнь 2018 (22)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2018 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru