поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Историко-сопоставительный анализ восточноиранских языков: осетинский и афганский
Автор: 00mN1ck / 12 декабря 2008 / Категория: Авторские статьи
Сатцаев Э.Б.

Иранские языки входят в состав индоевропейской семьи языков. Они имеют длительную многовековую историю. Древнейшими представителями иранских языков являются авестийский, древнеперсидский, скифский и мизийский. Время создания древнейших текстов авестийского языка, относится к VII-VI вв. до н.э. Древнеперсидские надписи датируются VI-IV вв. до н.э.

Исследования в области иранских языков имеют огромное значение для всей индоевронистики в целом. Современные живые иранские языки весьма многочисленны. Из них литературными языками с длительной письменной традицией являются персидский, таджикский, осетинский, афганский и курдский. Имеет свою письменность и белуджский язык. Общее количество живых иранских языков фактически еще не установлено, поскольку не все они учтены и изучены. К тому же при данном состоянии их изучения не всегда можно определить, что следует считать самостоятельным языком, и что диалектом какого-нибудь языка.

Иранские языки делятся на 2 подгруппы: западную и восточную. К западной относятся персидский, таджикский, курдский и др. языки.

К восточной – афганский, осетинский и памирские языки. По своему языковому типу иранские языки неоднородны. Древние иранские языки принадлежат к числу флективных.

Современные иранские языки западной подгруппы являются аналитическими. Иранские языки восточной подгруппы являются в основном флективными. Последовательное и системное сопоставление иранских языков дает возможность выявить основные процессы и закономерности развития в общем ходе перестройки их грамматической структуры.. Диалекты иранских языков исследованы совершенно недостаточно. Исследования в области диалектного деления восточноиранских языков представляют немалую практическую значимость. До сих пор не решен вопрос, считать ли эти диалекты языками или диалектами. Например, до сих пор на практике не совсем определен статус дигорского диалекта осетинского языка. В то же время два основных диалекта афганского языка признаны совершенно равноправными, и оба считаются литературными. Неисследованность диалектов иранских языков и неопределенность их статуса создает немалые проблемы в развитии этих языков. Эти проблемы часто имеют и политические последствия негативного характера.

Изучение истории осетинского языка неразрывно связано с другими иранскими языками, в особенности с афганским – наиболее близкородственным осетинскому. В этом направлении огромное значение имеют работы В.И. Абаева. Но его исследования захватывают только лексическую сторону. Многие же вопросы развития исторической фонетики, морфологии и синтаксиса осетинского языка возможно выявить только в сопоставлении с близкородственными языками, в частности, с афганским и его диалектами, особенно центральными – как наиболее архаичными.

Работа рассчитана на три года, после чего будет издана монография. Результатами работы заинтересовались и зарубежные иранисты, которые обещали содействие в публикации монографии и за рубежом.

Результаты исследования будут содействовать урегулированию языковой ситуации в Осетии и укреплению позиций осетинского языка во всем его многообразии.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru