поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Влад Тедетэ. Вызов пыткой блаженством. Зов к блаженству попытки.
Автор: 00mN1ck / 31 декабря 2008 / Категория: Авторские статьи
Осетинская городская песня – о ней у нас уже немного говорят… Осетины с удивлением – «у нас есть такие песни?», и – «а кто эти музыканты?»… Русские – «ком в горле и очень красиво»… Есть и более удивительные реакции.

Разве не удивит вас, если в лагере беженцев в Германии, где масса западной музыки весьма приличного уровня, негры, арабы, чеченцы или немцы протянут руку – показать как волосы на коже поднялись от осетинских песен… Или берут себя за горло – «ком в горле»… И пытаются произнести имена «ахсар джэгкайтэ», «влад тедетэ», «а-сталэ», «ссауасса», «галаджи», легко только – «бужа»… Или просят перевести слова песен… Или просят позвонить авторам – это не дёшево по мобильным… Но платят – бывало не раз… И благодарят за исполнение, за музыку, поэзию и адресуют им тосты, чего даже в Осетии не бывает… И невольно отмечаешь, что к музыке Кавказа - она здесь есть, такого нет.

Нам много пришлось читать текстов о великих певцах и музыкантах, которые не были осетинами и были любимы в Осетии. И мы очень часто не понимали – за что в Осетии любят советских мастеров эстрады. Это мы сейчас понимаем – за что не любят и любят сегодня российских мастеров эстрады в шоу-бизнесе… Просто у нас не любят бизнес, вернее – не сам бизнес, в котором ничего не понимают, а успешный бизнес, в котором все разбираются, потому что в России и Осетии это понятное всем воровство.

Но в музыке и пении разбираются далеко не все, даже когда она нравится - и мы относимся к этим далеко не всем по одному важному признаку… Что нравится из нашего – осетинского, вот это для нас главное. А вот, что точно у нас любят без оговорок про деньги – это музыку и певцов Запада! Эти «битлы-зепеллины-куины-роллинги» и проч. и масса «фитцджеральд-азнавур-дасен-синатра-армстронг-… и многие и многие…», любимы многими, но мы не слышали и от осетин, которым они не нравятся, что это из-за их бизнеса они не нравятся…

Так что, всё таки, это такое – музыка и пение городского жанра в городах Осетии, когда даже внутри каждого осетина городское живёт только по-русски? Ясно, что у осетин любовь не к их бизнесу – для бизнеса на городской песне осетин не созрел как слушатель. И упаси бог от раздражения почитателей музыки села – мы не о шоу…

Однако! Если за пение и музыку платят – это бизнес! Или нет? Тут говорят – в СССР не платили много и были прекрасные певцы! И это не был бизнес – потому что платили мало… Не так, как сейчас – за полгода миллионерами становятся… Но тут не понятно – плохо быть миллионерами, если быть хорошими певцами..? Или наоборот – плохо быть хорошими певцами, но хорошо - миллионерами… Утверждают, что сейчас это так… Где это так? Говорят – в Москве… Однако слышали ли вы, чтобы где-то кто-то говорил об осетинском пении и его миллионерах? Мы – нет…

Ещё про вкус: четырежды мы смотрели конкурсы песни в Осетии и так никогда и не поняли – за что и как, собственно, там определялись награждения...

Мы бы отдали призы другим – ни разу ни одного попадания в выбор жюри… Один знакомый музыкант сказал об этом – «радуйтесь, дешёвый ширпотреб вам не нравится и значит у вас есть вкус»… Но в жюри всегда известные профи – и значит мы не понимаем профи… Поэтому решаемся высказать своё потребительское кредо и вполне готовы к тому, что и мы не будем поняты… В одном нас поймут все – в том, что в Осетии, к великому сожалению, миллионеров на музыке, тем более – НА ОСЕТИНСКОЙ музыке, пока не бывало!

Эту тему нам обсуждать даже не приходится – просто разочарование! А жаль! Не всегда же только ворам нашим быть миллионерами… Когда то и талант в искусстве должен у нас в Осетии сравняться с талантом вора! Всё от вкусов – скажете вы и будете правы… Пока всё это для городской культуры осетин, называя одним словом – плохая реальность. И есть другая реальность – хорошая. Если не для всех, то для нас - есть!

Но и тут найдутся многие, кто нам объяснит, почему в пении много плохой реальности – дескать, в городе нет рынка осетинской музыки и пения, спроса почти нет… И очень часто говорят – в Осетии есть, кто может платить, но не за класс пения, потому что городской культуры нет у богатых потребителей осетинских песен! Или то же – у осетин нет вовсе городской культуры пения… Или – у осетин, как и у многих кавказцев, «нет культуры публичного персонального чувствования» (это сказал при нас старый советский профессионал муз-культуры в 1999-м: он уточнил - «такая культура на Кавказе хорошо развита только у грузин и потому у них прекрасная песня»).

Наверно, все они правы – частями… Значит и мы правы в той части, в какой есть у нас волнующая нас часть культуры пения: мы ПРАВЫ УЖЕ В ТОЙ ЧАСТИ – КАКОЮ ОНА УЖЕ КАК ВКУС В НАС СОСТОЯЛАСЬ! Хотя бы потому, что то, чего нет, нельзя оценить ни хорошо, ни плохо… Только мы не о «хорошо» и «плохо» - мы о другом, о чём попробуем сказать коротко, потому что об этом длинно – это удел профи… Это сделают те, кто в этом разбираются лучше нас! Ибо речь наша не о профессионализме, мелодическом классе, или редком голосе – этого в Осетии бывало и есть, есть и кому об этом сказать. Не было самой городской песни и пока нет осетинской культуры города.

И как раз об этом мы хотим сказать: об особом таланте - таланте создать конкретно у нас то восприятие песни, от которого в быстротечной городской жизни долго держится впечатление… И даже когда оно проходит как впечатление, то не проходит как ожидание чего-то ещё, и тоже бесподобного… И мы об ожидании тоже!

Мы не знаем, как называется всё ЭТО у музыкальных критиков, потому скажем про всё описательно. Есть в осетинском пении и языке сильная героическая выразительность, но часто это портят рыдливо-плакучей чувственностью… Этот тип чувственности был присущ даже любовной советской осетинской песне, при том, что советская городская песня требовала «лирико-электрического» оптимизма, или как его вариант – плакатно-«всепобеждающего» трагизма. Тому и другому есть вполне достойные примеры! Но тут нам возразят, что у осетин вовсе не было городской песни до советского времени и мы спорить не будем. Потому что даже простое осетинское гитарное пение сами мы впервые услышали в Цхинвале от Тата Гаглоева – главного художника юго-осетинского театра, которого с 1961 года уже на юге не было – с этого года он стал художником северо-осетинского театра… И пел лишь в кругу…

Кстати, он пел и первые слышанные нами осетинские городские песни, которые все последующие годы и сегодня популярны в его мелодике… Это стоит сказать особо!

Так вот, в этом стиле гитарного осетинского пения и языка мы впервые почуяли что-то магическое: впервые это мы почуяли у Тата – у него ЭТО было… Было и есть у Славы Гаглоева, возможно – это гены и они перешли от отца… А в начале 70-х на юге появился ансамбль «Бонварон» и вскоре ЭТО стало проявляться и в сочинениях некоторых его участников… Потом были другие ансамбли, но то, о чём идёт речь - ЭТО нам приходило практически от одних и тех же – от Ахсара Джигкаева, Вадима (Бужа) Харебова… То есть пели и другие – и вполне принимались аудиторией, но МАГИЗМ ОЖИДАНИЯ - после восприятия, у нас бывал тогда только от них…

Переломным был 1989 год: почему-то именно с этого времени появились поющие на осетинском певцы, в городском стиле которых ЭТО было и бывает сейчас!

Жаль, конечно, что их песни практически неизвестны осетинскому слушателю, а те, кому их удаётся услышать, признаются, что для них это открытие (режиссёр Мурат Джуссоев приводил дежурные уже и потому печальные случаи с осетинами, живущими и вне, и в Осетии – они крайне удивляются: «не может быть, чтобы у нас – у осетин были такие песни»). Если вы хотя бы раз слушали песню кого-то из этих одарённых в ЭТОМ людей, то вы наверняка ощутили особость создаваемой ими осетинской музыкальной фразеологии, но вряд ли песни Ссауассы, Лауры, Галаджи, А-Сталэ или Влада Тедетэ вам известны… И об этом тоже надо сказать особо – и с прискорбием…

Они делают песни на стихи наших лучших поэтов – Алихана Токатэ, Хазби Калотэ, Исидора Козатэ, Азау, Таймураза Хаджетэ… И умеют выявить «есенинский» шарм у Лаврентия Уалэтэ и Геора Гæджитэ… И нет у них рыдливой плакучести, столь обычной и поднадоевшей – есть торжество от восхождения в себе к чему-то такому, чего в себе раньше не находил – или не искал… Не находил – или не искал! Потому теперь – торжество… И ком в горле… Потому что нашёл – или уже ищешь! Или хочешь найти! Потому что уже понимаешь, что эти поэты и певцы искали и ищут ЭТО.

На днях посчастливилось слушать новые песни Влада Тедетэ… Снова ЭТОТ вызов – парение Духа в звучании и Душа в затаённом внимании… Вы и коллективно в гармонии - и индивидуально в самых глубинах себя, где ещё не бывали… Есть люди с ЭТИМ неуловимым курдиад – ЭТИМ даром испрошения, разворачивающим вопросы в ответы о ещё более неизвестном-потаённом, чего ещё секунду назад в вас не было ни вопросом, ни ответом, но уже наполняет чувством и ожиданием.

В быстро чувствующем ритме городской жизни оно реализуется очень близко – не откуда-то, извините за литературщину - «с небес» нисходит вниз. А где-то внутри - из устоявшейся и лелеемой убаюкивающим эфиром привычки, заменяющей у нас вкус, что-то не поддающееся определению - и непривычное, отделённо восходит и разворачивается в радость вообще, вырастая в самый обуревающий чувствами, неожиданный - и потому бесконечно ценный – подарок, нежданно обнаруженный в себе… Но удержать ЭТО не удаётся: время само обращается в ожидание повторов - вы в поиске ресурса для возобновлений этого нового чувства – и уже понимаете, что вас захватила магия курдиад… Вы и за понимание ЭТОГО благодарны! И вы с ЭТИМ не расстаётесь – в вас сливаются воспоминания восторга с притязанием увлекшей вас причастности ко вдруг пролившейся на вас магии «счастливого будущего» здесь и сейчас – вы дорожите ЭТОЙ пыткой теперь уже ожидаемого блаженства… И вы предвосхищаете блаженство попытки новой, в которой уже лелеете сокровенно намечаемую себе участь соучастника…

Вы желаете соучастия – и за это желание тоже благодарны! При этом вы не знаете – что ЭТО, и как ЭТО будет выглядеть с вашим участием, но уже точно знаете, что благодарны за желание участвовать в ЭТОМ!

Мы благодарны за ЭТО, Влад.

Други твоего курдиад – Академия Реставрации


источник: uasdan.com
#1 написал: Куыртаттаг (31 декабря 2008 10:03)
Ничего не поняла.
Про что статья??

#2 написал: dsaas (22 января 2009 14:09)
http://forum.kazarla.ru/viewtopic.php?t=
25&start=0&postdays=0&postorder=asc&high
light=&sid=44a8b4f01d445cc4c17f7daac8a65
0dc

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАЗАКОВ ОТ АЛАНОВ


Верхний Дон имел в большей степени сармато-аланскую основу и культурную традицию. Всем известны казачьи песни и эпос об Илье Муромце и Святогоре. Однако корни этого эпоса лежат в аланских корнях казаков. Исследователь эпоса Ж.Дюмезиль считает что, следует говорить о единых сармато-иранских истоках древнейших русских (казачьих прим. мое) былин и осетинского эпоса. Наиболее точные совпадения касаются Святогора и Ильи Муромца. Богатырь Святогор сопоставляется с великаном Мукарой из "Нартов". Мукара там тоже властитель гор (гор заметьте) и он подружился с героем Сазырко. Я думаю, все знают, этот эпос в русском варианте, в "Нартах", Сазырко (Илья Муромец), так же забирает жену и меч Мукары (Святогора). Понятно и место действия Святогора, Кавказские горы. Понятен и обычай похорон в каменном склепе, это обычай алан. По этим (и не только) приметам можно понять, что речь не идет о простом заимствовании.
Дело в том что, всегда возникал и возникает вопрос. А где древний эпос казаков? Почему он не дошел до нас? Учитывая расположение сармато-алан, в междуречье Дона и Днепра, можно с уверенностью говорить, что аланский эпос трансформировался в славянский, в условиях Киевской Руси. Где сармато-аланы, по мнению Е.С.Галкиной составляли правящую верхушку. С учетом постоянного славянского и Московского влияния эпос все же остался в местах прежнего нахождения аланских племен, то есть в Подонье.

явная аналогия казаков служивших царю и ясов в енгрии служивших королю венгрии.

#3 написал: acamaz (7 мая 2009 14:10)
Бонхорз - всем великим музыкантам ир-ас-ГОРОДА "Ахсар-все дамы ир-ас-мелоса-Влад"! Что вы творите!!! Никогда бы не подумал, что этот частный текст поздравления Владу прочтёт тысяча человек на сайте, который - в Осетии... Что-то происходит в драме под названием ир-ас-ГОРОД, чему не могу найти объяснений... Ну ВЫ ТО ЭТО ВСЁ ЗНАЕТЕ! Браво! И вам, и сайту иратта-ком - БРАВО!

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru