поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Мать донбеттыров (об одном персонаже осетинской нартиады)
Автор: 00mN1ck / 8 августа 2015 / Категория: Авторские статьи, Нартский эпос
Статья посвящена рассмотрению малоизученного персонажа осетинской нартиады – матери донбеттыров (обитателей подводного царства). Сравнительный анализ всех опубликованных вариантов сказаний, в которых фигурирует данный персонаж, подтверждает положение о её главенствующей роли в мире донбеттыров. Характеристики и описания матери донбеттыров позволяют говорить о её типологическом единстве с богинями-прародительницами архаичных мифологий. Образ матери донбеттыров наиболее полно раскрывается в сюжете о чудесном дереве нартов. Данный сюжет находит наиболее близкую аналогию в иранском мифе о чудесном дереве Хом / Гокарн. Сравнение нартовского сюжета и иранского мифа показывает, что устрашающая мать донбеттыров соответствует образу гигантской лягушки, которая покушается на чудесное дерево Хом / Гокарн. Не исключена, возможно, и этимологическая близость имени матери донбеттыров Уазыхъхъ с названием лягушки в иранском мифе – vazaγ. Таким образом, в основе нартовского сказания о чудесном дереве и матери донбеттыров лежит архаичный сюжет, вероятнее всего, восходящий к иранскому (дозороастрийскому) мифологическому фонду.
Мировое дерево в осетинской мифологии
Автор: 00mN1ck / 7 июля 2015 / Категория: Авторские статьи, Нартский эпос
Выявляются маркеры Мирового дерева в осетинской мифологии. На основе анализа архетипов, определяется взаимосвязь Мирового дерева с трехуровневой системой мироздания в осетинских религиозно-мифологических воззрениях. В многообразии мифологических сюжетов и мотивов инвариантного архетипического ядра, метафорически выраженными этими сюжетами, мотивами и мифологемами, центральное место занимают мифы, маркирующие Мировое дерево. Архетипы Мирового дерева, в свою очередь, отражают творение Мира, а связанные с ними ритуалы (действия, акты, поступки) вызваны необходимостью сохранения статус-кво трехуровневой Модели Мира. Анализируются мифологические образы эпических сказаний, маркирующих архетипы Мирового дерева. Одним из таких маркеров Мирового дерева является Яблоня Нартов. Сюжет о нартовской яблони, согласно проведенному исследованию, воспроизводит модель вторжения хаоса и борьбу человека за ее сохранение. Фактически функциональная направленность нартовской яблони в целом выражает конечную цель творения Модели. Поэтому важно не то, какие потребности человека обеспечивает яблоня, а то, что человек делает для ее сохранения.
Амулеты и талисманы из «египетского фаянса» с территории Осетии
Автор: 00mN1ck / 4 июня 2015 / Категория: Авторские статьи
Амулеты и талисманы из т.н. «египетского фаянса» в эпоху раннего железного века были повсеместно распространены на территории всего Кавказа. В том числе, они найдены как в Северной, так и в Южной Осетии.
Целью настоящего исследования является составление полной сводки подобных находок на вышеотмеченной территории. Ранее подобная работа была уже проделана автором для территории Чечни.
Материалы ранних коллекций их публикаторами приводятся без указания на конкретные формы или их число, что создает дополнительные сложности при установлении действительного числа находок, места и условий их обнаружения. В ряде комплексов интересующие нас находки даны описательно, без указания их конкретного числа (например — «львы», «скарабеи»).
В. С. Толстой и его очерки по этнографии Осетии
Автор: 00mN1ck / 28 мая 2015 / Категория: Авторские статьи
Владимир Сергеевич Толстой родился 10 мая 1806 г. в селе Курбатово Скопинского уезда Рязанской губернии в семье гвардии капитан-поручика Сергея Васильевича Толстого. Семья принадлежала к нетитулованной ветви Толстых. В. С. Толстой являлся дальним родственником Льва Николаевича Толстого, их деды были двоюродными братьями. Благодаря матери — урожденной княжне Елизавете Петровне Долгорукой, В. С. Толстой находился в родстве с представителями многих знатных дворянских родов России.
В 1823 г. В. С. Толстой был зачислен юнкер-офицером в элитное формирование русской кавалерии Екатеринославский кирасирский полк, а затем переведен подпрапорщиком в Московский пехотный полк.
Восемнадцатилетним юношей Толстой стал членом Северного общества декабристов. 18 декабря 1825 г. В. С. Толстой был арестован в связи с причастностью к проекту организации подпольной типографии за границей и привлечен к следствию.
Джавско-дигорские языковые схождения и вопросы этнической истории осетин
Автор: 00mN1ck / 16 мая 2015 / Категория: Авторские статьи
Статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов осетинской диалектологии: фонетическим и лексическим соответствиям джавского говора и дигорского диалекта. Опираясь на этимологию отдельных джавско-дигорских изоглосс, автор определяет время их происхождения и, таким образом, олучает возможность извлечь информацию, проливающую свет на ранние этапы этнической истории осетин.
Моральный код личности в нартовском эпосе осетин
Автор: 00mN1ck / 5 мая 2015 / Категория: Авторские статьи, Нартский эпос, Культура
Хадикова Алина ХазметовнаМировоззрение народа, основы его этнической ментальности имеют свое выразительное воплощение в народных формах поведения и нравственных предписаниях, свойственных каждой этнической культуре. Научное изучение национального этоса (системы ценностей и идеалов, контролирующих поведение членов этнической общности) включает в себя и концепцию базовой, т.е. основной личности. Суть ее в том, что главные приоритеты, нормы и моральные предрасположения усваиваются человеком в ходе первичной социализации. Именно в этой сфере и формируется идеал личности, предпочтительный в каждой культуре, иными словами — этнический габитус .
Моральный код личности этнофора, т.е. типичного носителя этнической культуры, мы рассматриваем как систему социальных практик, исторически сложившихся моделей нравственного мышления и поведения, объективно сопоставленных с ценностными ориентациями народа, этнической картиной мира в целом.
Культурогенетическое исследование морального опыта осетин, духовной атмосферы, способствующей бытованию личностных образцов (как составной части соционормативной культуры) адресует нас к народному эпосу, а конкретно — к анализу лучших черт присущих нартам, их социально одобренных поступков, форм и способов манифестации жизненного кредо, которое так провозглашает Урузмаг, самый авторитетный из нартов — «От рождения и до конца жизни своей, как бы тяжело ни сложилась судьба, надо со славой и честью пронести имя человека». Реконструкция нартовского морального кодекса (и социального, и личностного) может осветить актуальные проблемы этнической идентичности осетин, в частности, несколько утраченной ныне «культуры себя», «осетинства» — «ирондзинад».
Малые жанры фольклора как этнопедагогический феномен
Автор: 00mN1ck / 5 мая 2015 / Категория: Авторские статьи, Культура
Народное устно-поэтическое творчество, как и язык, является механизмом трансмиссии культуры, обеспечивая актуализацию и функционирование элементов и комплексов накопленных традиций. Фольклор был формой сохранения и передачи информации энциклопедически широкого охвата всех сторон и граней жизни народа. Исключения не составляли идеи и о воспитании, более того, в фольклоре педагогическая миссия была преобладающей: народное устно-поэтическое творчество воспитывало, сохраняло и пропагандировало идеи воспитания.
Идеи и опыт народного воспитания, виденье идеала совершенного человека, прямые регламентации поведения и подспудно присутствующая нацеленность на единение, доброту, любовь облекалась поэтическим гением народа в формы, пережившие века. Жанрово-фольклорные формы прямо коррелировали с народными средствами воспитания (это — потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды, предания и т.д.).
Вилен Уарзиати и его кавказоведческие исследования
Автор: 00mN1ck / 4 мая 2015 / Категория: Авторские статьи
Вилен Уарзиати и его кавказоведческие исследованияЭпиграфом к небольшому очерку о Вилене Савельевиче Уарзиати в книге «Имена» я выбрал мудрые слова Мишеля Монтеня: «Реальная продолжительность жизни измеряется не годами, а большими делами». За чрезмерно короткий период земной жизни В. Уарзиати успел сделать так много и весомо, что его имя вошло в когорту известных личностей, которые по делам своим побили рекорды долголетия и стали достоянием памяти человечества.
Без преувеличения можно сказать: если бы злой рок так рано не вырвал Вилена Савельевича из нашей среды, и ему бы удалось реализовать свой научный потенциал сполна, последующее поколение видело бы его имя в ряду выдающихся деятелей нашей науки. Такое заключение позволяет сделать анализ оставленного им научного наследия, являющегося существенным вкладом в этнографическое осетиноведение, шире — в историческое кавказоведение.
Что характерно для В. С. Уарзиати как ученого — это плодотворный труд. За неполные 20 лет научной деятельности он оставил более 90 публикаций по разным вопросам материальной и духовной культуры осетинского народа, народов Кавказа. Среди них монографии, статьи, программные выступления на научных форумах. И дело не только в количестве оставленного наследия и выступлений. В работах Вилена Савельевича чувствуется творческая индивидуальность автора, новаторские подходы в методике использования этнографических исследований и полевого этнографического материала.
Жанровая структура осетинского романа-мифа
Автор: 00mN1ck / 4 мая 2015 / Категория: Авторские статьи
     Жанровая структура романа-мифа как типа философского романа любопытна. Ход повествования в нем диктуется не столько логикой сюжета, т.е. событийного ряда, а еще и иными закономерностями художественной реальности и ассоциативного мышления. Поэтому особенно остро выражаются, как обнаженный, пульсирующий нерв, столкновения, конфликтное противостояние добра и зла. Способствует этому наличие мифологических сюжетов в жанровой структуре.
Пережитки обряда кувады в осетинском нартском эпосе и травестизм в былине «Михайло Потык»
Автор: 00mN1ck / 4 мая 2015 / Категория: Авторские статьи
Н. Н. Каразин. Михайло Потык былинный богатырь     Изображения божеств, обладающих одновременно мужскими и женскими признаками, известны с глубокой древности. Первоначально воплощением удвоенной силы Зевса был Андрогин — существо, соединяющее в себе мужское и женское начала, символ мировой гармонии, в котором сопряжены противоположные принципы. Впоследствии Андрогины в облике перволюдей стали посягать на власть богов, поэтому были разделены ими надвое и расселены по миру.
     По К. Юнгу, человеческая психика андрогинна по своей природе, то есть в человеке проявляются одновременно и женские, и мужские качества. Как указывает М. Элиаде: «Именно эта идея всеобщей двуполости, неизбежно вытекающая из идеи божественной двуполости, поскольку божество есть образец и первопричина каждого существования, способна прояснить для нас суть дела. Ведь подобная концепция подразумевает, в сущности, что совершенство, то есть Бытие, сводится в общем и целом к единству-целостности».
     Поэтому превращение пола — уподобление мужчин женщинам (и наоборот) нельзя объяснять только биологическими отклонениями. Травестизм обычно наблюдался в ритуальной сфере: такой перемены требуют духи-покровители. В шаманской практике известны случаи обрядового поведения, предписывающего мужчинам-шаманам подражать женщинам.
     В этом плане исключительный интерес представляет история о беременности нарта Хамыца в осетинском эпосе. Перед своим уходом жена Хамыца — Быценон, — обиженная родственником мужа — Сырдоном — вводит зародыш их ребенка в тело супруга. «Подставь свою спину, я дыханием своим передам тебе нашего будущего младенца / … / . Дохнула Быценон, и между лопатками Хамыца появилась небольшая опухоль / … / . Стала Шатана считать дни и месяцы. А когда наступило время, осторожно разрезала она опухоль на спине Хамыца — и выпрыгнул оттуда раскаленный младенец».
Что мы едим, или «пищевой терроризм»
Автор: 00mN1ck / 3 мая 2015 / Категория: Газета СО, Авторские статьи
В Общественной палате республики прошел «круглый стол» по теме продовольственной безопасности и качества продуктов питания. Целью дискуссии ученых, представителей органов власти и общественников было определение уровня остроты проблемы и путей ее разрешения.
Ведущий «круглого стола» заместитель руководителя Общественной палаты Иван Алборов пояснил его участникам актуальность мероприятия. Она определяется несколькими составляющими. Во-первых, сегодня во всем мире идут жаркие споры о том, несет ли для здоровья человека опасность употребление генетически измененных продуктов питания. Во-вторых, это их зараженность традиционными вредными для нас элементами – тяжелыми металлами и прочими химическими соединениями. Третья проблема – продовольственная зависимость России и нашей республики от других стран и регионов.
Экологи бьют тревогу
Автор: 00mN1ck / 3 мая 2015 / Категория: Авторские статьи
Осетия находится в первой пятерке среди регионов России по количеству онкологических заболеваний на сто тысяч населения. Об этом заявила Лидия Чопикашвили – доктор биологических наук, заведующая медико-генетическим отделом Института биомедицинских исследований ВНЦ РАН.
Доклад профессора СОГУ прозвучал на экологическом форуме, посвященном 90-летию "Всероссийского общества охраны природы" и касался взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

Международная научно-практическая конференция "Факторы окружающей среды и здоровье населения. Современные аспекты" заставила еще раз, более серьезно, задуматься об экологическом состоянии окружающей среды, ее влиянии на здоровье населения республики и в связи с этим изменяющимся генетическом фоне нации. Анализ экологической ситуации Юга России представили ученые республики и гости конференции.
Корифей осетиноведения (К 160-летию со дня рождения академика Всеволода Федоровича Миллера)
Автор: 00mN1ck / 31 марта 2015 / Категория: Авторские статьи, Личности
Корифей осетиноведения (К 160-летию со дня рождения академика Всеволода Федоровича Миллера)Свое слово о В.Ф. Миллере, об этом выдающемся ученом-энциклопедисте, внесшим огромный вклад в сравнительное языкознание и мифологию, иранистику и археологию, историю, литературу и фольклор, хочется начать с его биографии.
В.Ф. Миллер родился в Москве седьмого апреля 1848 г. в интеллигентной семье видного поэта-переводчика Федора Богдановича Миллера, атмосфера в которой благоприятствовала духовному становлению академика.
Исключительная способность к языкам проявилась у В.Ф. Миллера еще в годы учебы в пансионе, когда овладел в совершенстве двумя западными языками: немецким и французским. Тогда же изучил он и английский язык, затем овладел итальянским и санскритом (древнеиндийским классическим языком).
Будучи еще совсем юношей, В.Ф. Миллер под влиянием востоковеда Павла Яковлевича Петрова заинтересовался восточной филологией и в 1865 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В стенах университета В.Ф. Миллер приобретает глубокие знания в области народной словесности, сравнительного языкознания и санскрита.
В 1870 году В.Ф. Миллер окончил университет и был оставлен по представлению проф. Петрова для подготовки к профессорскому званию на кафедре сравнительного языкознания.
Церковной тропой
Автор: 00mN1ck / 25 февраля 2015 / Категория: Авторские статьи
Не так давно я стал свидетелем спора двух учениц, спор был о идентичности осетинского небожителя - Уастырджи и Святого Георгия. Сторонница того, что Уастырджи не имеет никакого отношения к римскому полководцу (Георгию), позже канонизированному, приводила весомые факты, а другая сторона, чувствуя поражение, гневно вымолвила: - Мне мой батюшка так сказал. Ты что умнее его?!
Осетинская культура, мифология и религия изучается на протяжении двух с половиной веков (с небольшими перерывами), но почему существует совершенно беспочвенная идентичность двух кардинально разных религиозных систем? Быть может, методология осетиноведения устарела или держится на непрочных столпах?
Участие женщин в общественно-политических организациях
Автор: 00mN1ck / 29 января 2015 / Категория: Авторские статьи
Участие женщин в общественно-политических организацияхРоль женщины в общественной жизни, в политике, выдвижение ее на руководящие должности неразрывно связаны с ее активным участием в материальной и духовной жизни общества. Участие женщины в управлении государством на всех уровнях не только одна из характерных черт демократии, но и проявление достижения социального равенства между полами. Женщины в принятии решений по важнейшим вопросам общества могли осуществлять различными путями: через партийную, комсомольскую и профсоюзную работу, через женские общественные организации и депутатскую деятельность в органах власти, через руководящую работу в народном хозяйстве и т.д. Использование перечисленных возможностей предполагал наличие интенсивных организаторских усилий. Благодаря этому в начале 70-х годов получили дальнейшее развитие общественные и необщественные организационные структуры постоянно занимающиеся вопросами труда и быта женщин, охраны материнства и детства, трудоустройства и т.д.
В этих организациях накопился немалый опыт общественно-политической деятельности работы женщин. В эти годы, используя накопленный опыт, испытанные формы и средства систематически проводились слеты женщин-победителей соревнований, слеты передовиков и новаторов производства, встречи с общественностью и молодежными организациями, прославленными в мирное и военное время женщинами.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Больше, чем кино. К 60-летию художественного фильма "Фатима"
  • Мариинская феерия
  • Герцогиня балета
  • Мариинка – Кавказу
  • Театр Якобсона и другие
  • "И каждый памятник дыханьем гор согрет!"
  • По следам "Цейского вальса"
  • О героях – с экрана
  • В поисках правды и денег
  • Хоровое волшебство
  •   Архив
    Октябрь 2018 (10)
    Сентябрь 2018 (20)
    Август 2018 (21)
    Июль 2018 (24)
    Июнь 2018 (22)
    Май 2018 (22)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2018 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru