поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Происхождение некоторых осетинских фамилий по народным преданиям
Автор: 00mN1ck / 26 января 2016 / Категория: Авторские статьи, Новая история
Происхождение осетинских фамилий (мыггаг, мн. ч. мыггӕгтӕ) возможно определить, из-за неимения других источников, только по народным преданиям, передаваемыми в течение веков из поколения в поколение. Однако при таком способе изучения цель не всегда достигается. К тому же с уходам старого поколения предания эти во многих случаях забываются. Тем не менее, учитывая огромный интерес к данной теме, необходима ее разработка. Здесь мы коснемся лишь фамилий иронской и туальской этнических групп осетин, многие из которых ведут свое происхождение от древних осетинских родов — Сидамонтӕ, Цӕразонтӕ, Кусагонтӕ, Цъӕхилтӕ, Агузатӕ — потомков легендарного Ос Багатара, живших в определенных селениях по р. Ардон в нижней части Алагирского ущелья. До сих пор о них имелись, единственно известия Пфафа, опубликованные им в 70-х гг. XIX в.
Национальный фактор в социально-политических и этнополитических процессах Республики Северная Осетия-Алания
Автор: 00mN1ck / 29 декабря 2015 / Категория: Авторские статьи
Бесспорной является важность национального фактора во всех сферах социально-политического развития российского общества, в политике государства. Национальный фактор стал важнейшей особенностью социально-политических и этнополитических процессов, происходящих и в Северной Осетии с начала 90-х годов XX века.
Следует отметить, что возрастание роли национального фактора обусловлено целым комплексом причин. В то же время необходимо учитывать события последних десятилетий, которые показали, что национальность, как действенный мобилизационный инструмент, начинает активно воздействовать на политику в условиях кризиса традиционных политических идеологий.
И анализ показывает, что главной причиной роста национального фактора в Северной Осетии стал общий кризис социальной, политической, экономической и духовно-идеологической системы общества.
Деятельность государства в деле нормализации межнациональной обстановки в республике должна развиваться по двум направлениям: политико-правовому и социально-экономическому.
Некоторые семантико-стилистические особенности сложных слов в стихах Коста Хетагурова
Автор: 00mN1ck / 18 декабря 2015 / Категория: Авторские статьи
При изучении языка произведений больших художников слова всегда возникает проблема отношения языка писателя к общенародному языку. Коста Леванович Хетагуров — подлинный народный поэт Осетии, его творческое наследие полностью опирается на общенародный язык и фольклор, ибо он не имел своих великих предшественников в осетинской литературе и не мог опираться на традиционность.
Коста сам создавал литературный язык, отбирал слова из общенародного языка, учитывая внутренние нюансы родного языка, его лексические возможности, мобилизовал их и занимался словотворчеством. При этом он много нового, индивидуально-авторского вносил в систему средств литературного выражения, и эти средства и приемы прекрасно преломлялись в его творчестве. Именно этим отличается «голос» Коста от «голосов» других осетинских писателей. Язык Коста оригинален и, самое главное, эта оригинальность обусловлена его мировоззрением.
Два фольклорных термина
Автор: 00mN1ck / 18 декабря 2015 / Категория: Авторские статьи
Эстетическая ценность сказок в значительной степени зависит от того, как мы воспринимаем чисто фольклорные термины. Функции этих терминов стилистически ограничиваются. Мы не верим в реальность сказочной обстановки, однако каждое упоминание фольклорного термина вызывает знакомый образ условного мира. Получается так, что сознание условности сказочного мира как бы оправдывает любую степень вымысла, любую меру правдоподобия или неправдоподобия.
В богатом сказочном репертуаре осетин особое место занимают два термина — ӕлдары хъӕу и къулбадӕг /къулыбадӕг ус, значения которых стали предметом споров. А между тем, как мы увидим дальше, материал народных сказок дает возможность решить проблему значений данных терминов без особого труда.
Сочетание «ӕлдары хъӕу» (букв. «алдарово селение или селение алдара») в сказках встречаются довольно часто. Остановимся на основных случаях его употребления.
«Дигоризмы» в староджавском (По текстам И. Ялгузидзе)
Автор: 00mN1ck / 28 ноября 2015 / Категория: Авторские статьи, Новая история
Для своего времени широко образованный осетин Иоанн Ялгузидзе (1775—1830) перевел с грузинского на осетинский ряд церковных книг, которые были напечатаны грузинским церковным алфавитом «хуцури». Он же в 1820—23 гг. перевел с грузинского на осетинский Четвероевангелие, которое по неизвестным причинам не было издано. Рукопись Евангелия сохранилась в 3-х экземплярах: рукопись, подготовленная к печати, хранится в Архиве древних актов (Москва), рукопись, переписанная набело, хранится в Ленинградском отделении ИНА АН ССР, а ее «черновик» — в ЦГИА Грузинской ССР. Рукописи написаны грузинским гражданским алфавитом «мхедрули».
Цереков панцирь
Автор: 00mN1ck / 28 ноября 2015 / Категория: Авторские статьи
доспехи династии Цин (шелк и металлические заклепки) музей Великой китайской стены     Церечы згъæр (панцирь Церека) – легендарный элемент вооружения из осетинского эпоса, непробиваемая кольчуга, сама прилетающая к герою при крике «Бой».
     По официальной версии носил имя своего создателя – Церека. Но так ли это? Есть ли подобные слова в языках соседних народов?
     В русском – вспоминаются доспехи вещего Олега:
     «С дружиной своей, в цареградской броне,
     Князь по полю едет на верном коне.»
                                        А.С.Пушкин

     Здесь всё вроде бы понятно – Константинополь или Царьград издавна славился своими оружейниками. При обращении же к широко распространенным на Кавказе и в Азии тюркским языкам обнаруживаются несколько близких по смыслу слов с единым корнем SER/SIR. Это и казахское SERIK - “сопровождающий”, “боевой спутник”; SERI - “витязь”, “воин” и турецкое CERIK, CERI - “войско” (отсюда – eni ceri - “янычары”, букв. “новое войско”). Монг. ЦЭРЭГ/ЦИРИК ′воин, солдат; войско, армия′, бур. СЭРЭГ ′войско, армия, воин′, ср.-монг. ŠERIG, м.-п. ŠERIG ′войско′. Орх., ен. ЧÄРИГ ′солдат, воин, войско′ // як. СЭРИИ ′война, войско′, ср.: алт. ЧЕРУ ′боец, солдат; войско, армия′, хак. CIPIГ, тув. ШЕРИГ ′войско, армия′, кирг. ЧЕРYY ′войско, поход′.
Об одном мотиве осетинского лунарного мифа
Автор: 00mN1ck / 23 сентября 2015 / Категория: Авторские статьи
Об одном мотиве осетинского лунарного мифа Мифы о луне и связанных с нею явлениях относятся к наиболее архаичным слоям едва ли не всех известных мифологических систем, поэтому их обстоятельное изучение представляется весьма актуальным.
Затмения луны и фазы её убывания в традиционных верованиях осетин приписывались действию демонических существ, которые нападали на ночное светило и поедали его. Подобные взгляды были присущи многим народам древности, однако осетинские лунарные сюжеты содержат одну весьма примечательную деталь, которая не имеет столь широкого распространения. Вот как описывает представления осетин о лунном затмении анонимный автор статьи, опубликованной в 1874 г. в газете «Терские ведомости»: «Для объяснения лунного и солнечного затмений фантазия народа нарисовала особых существ, называемых «май-хорта, хур-хорта», о психологической и анатомической организации которых имеются смутные понятия. На назначение их достаточно указывает название, данное им. Они через неопределенные сроки времени принимаются за свое специальное ремесло, вероятно, побуждаемые к тому чувством голода, а потому съедают луну и солнце. По народному убеждению, момент, в который уничтожается ими луна, есть конец человеческого общества. Оригинально и наивно то, что человеческий род подвергнется очень невзрачному превращению: в виде ослов, люди должны будут влачить на земле своё жалкое существование. Можно вообразить себе безнадежное положение населения, в котором существует еще полная вера в возможность превращения, вызванная лунным затмением, бывшим в октябре месяце прошлого 1873 года.
Ранний памятник осетинского языка: текст молитвословия первой трети XIX века
Автор: 00mN1ck / 2 сентября 2015 / Категория: Авторские статьи
В статье рассматривается малоизвестный текст осетинского молитвословия, записанный в первой трети XIX в. Уделив большое внимание проблеме происхождения данного источника и сопоставив все опубликованные его варианты, автор предлагает уточнённую реконструкцию исходного текста и выявляет в нём информацию, представляющую значительный интерес для изучения исторической диалектологии осетинского языка и религиозно-мифологических воззрений осетин.
Мать донбеттыров (об одном персонаже осетинской нартиады)
Автор: 00mN1ck / 8 августа 2015 / Категория: Авторские статьи, Нартский эпос
Статья посвящена рассмотрению малоизученного персонажа осетинской нартиады – матери донбеттыров (обитателей подводного царства). Сравнительный анализ всех опубликованных вариантов сказаний, в которых фигурирует данный персонаж, подтверждает положение о её главенствующей роли в мире донбеттыров. Характеристики и описания матери донбеттыров позволяют говорить о её типологическом единстве с богинями-прародительницами архаичных мифологий. Образ матери донбеттыров наиболее полно раскрывается в сюжете о чудесном дереве нартов. Данный сюжет находит наиболее близкую аналогию в иранском мифе о чудесном дереве Хом / Гокарн. Сравнение нартовского сюжета и иранского мифа показывает, что устрашающая мать донбеттыров соответствует образу гигантской лягушки, которая покушается на чудесное дерево Хом / Гокарн. Не исключена, возможно, и этимологическая близость имени матери донбеттыров Уазыхъхъ с названием лягушки в иранском мифе – vazaγ. Таким образом, в основе нартовского сказания о чудесном дереве и матери донбеттыров лежит архаичный сюжет, вероятнее всего, восходящий к иранскому (дозороастрийскому) мифологическому фонду.
Мировое дерево в осетинской мифологии
Автор: 00mN1ck / 7 июля 2015 / Категория: Авторские статьи, Нартский эпос
Выявляются маркеры Мирового дерева в осетинской мифологии. На основе анализа архетипов, определяется взаимосвязь Мирового дерева с трехуровневой системой мироздания в осетинских религиозно-мифологических воззрениях. В многообразии мифологических сюжетов и мотивов инвариантного архетипического ядра, метафорически выраженными этими сюжетами, мотивами и мифологемами, центральное место занимают мифы, маркирующие Мировое дерево. Архетипы Мирового дерева, в свою очередь, отражают творение Мира, а связанные с ними ритуалы (действия, акты, поступки) вызваны необходимостью сохранения статус-кво трехуровневой Модели Мира. Анализируются мифологические образы эпических сказаний, маркирующих архетипы Мирового дерева. Одним из таких маркеров Мирового дерева является Яблоня Нартов. Сюжет о нартовской яблони, согласно проведенному исследованию, воспроизводит модель вторжения хаоса и борьбу человека за ее сохранение. Фактически функциональная направленность нартовской яблони в целом выражает конечную цель творения Модели. Поэтому важно не то, какие потребности человека обеспечивает яблоня, а то, что человек делает для ее сохранения.
Амулеты и талисманы из «египетского фаянса» с территории Осетии
Автор: 00mN1ck / 4 июня 2015 / Категория: Авторские статьи
Амулеты и талисманы из т.н. «египетского фаянса» в эпоху раннего железного века были повсеместно распространены на территории всего Кавказа. В том числе, они найдены как в Северной, так и в Южной Осетии.
Целью настоящего исследования является составление полной сводки подобных находок на вышеотмеченной территории. Ранее подобная работа была уже проделана автором для территории Чечни.
Материалы ранних коллекций их публикаторами приводятся без указания на конкретные формы или их число, что создает дополнительные сложности при установлении действительного числа находок, места и условий их обнаружения. В ряде комплексов интересующие нас находки даны описательно, без указания их конкретного числа (например — «львы», «скарабеи»).
В. С. Толстой и его очерки по этнографии Осетии
Автор: 00mN1ck / 28 мая 2015 / Категория: Авторские статьи
Владимир Сергеевич Толстой родился 10 мая 1806 г. в селе Курбатово Скопинского уезда Рязанской губернии в семье гвардии капитан-поручика Сергея Васильевича Толстого. Семья принадлежала к нетитулованной ветви Толстых. В. С. Толстой являлся дальним родственником Льва Николаевича Толстого, их деды были двоюродными братьями. Благодаря матери — урожденной княжне Елизавете Петровне Долгорукой, В. С. Толстой находился в родстве с представителями многих знатных дворянских родов России.
В 1823 г. В. С. Толстой был зачислен юнкер-офицером в элитное формирование русской кавалерии Екатеринославский кирасирский полк, а затем переведен подпрапорщиком в Московский пехотный полк.
Восемнадцатилетним юношей Толстой стал членом Северного общества декабристов. 18 декабря 1825 г. В. С. Толстой был арестован в связи с причастностью к проекту организации подпольной типографии за границей и привлечен к следствию.
Джавско-дигорские языковые схождения и вопросы этнической истории осетин
Автор: 00mN1ck / 16 мая 2015 / Категория: Авторские статьи
Статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов осетинской диалектологии: фонетическим и лексическим соответствиям джавского говора и дигорского диалекта. Опираясь на этимологию отдельных джавско-дигорских изоглосс, автор определяет время их происхождения и, таким образом, олучает возможность извлечь информацию, проливающую свет на ранние этапы этнической истории осетин.
Моральный код личности в нартовском эпосе осетин
Автор: 00mN1ck / 5 мая 2015 / Категория: Авторские статьи, Нартский эпос, Культура
Хадикова Алина ХазметовнаМировоззрение народа, основы его этнической ментальности имеют свое выразительное воплощение в народных формах поведения и нравственных предписаниях, свойственных каждой этнической культуре. Научное изучение национального этоса (системы ценностей и идеалов, контролирующих поведение членов этнической общности) включает в себя и концепцию базовой, т.е. основной личности. Суть ее в том, что главные приоритеты, нормы и моральные предрасположения усваиваются человеком в ходе первичной социализации. Именно в этой сфере и формируется идеал личности, предпочтительный в каждой культуре, иными словами — этнический габитус .
Моральный код личности этнофора, т.е. типичного носителя этнической культуры, мы рассматриваем как систему социальных практик, исторически сложившихся моделей нравственного мышления и поведения, объективно сопоставленных с ценностными ориентациями народа, этнической картиной мира в целом.
Культурогенетическое исследование морального опыта осетин, духовной атмосферы, способствующей бытованию личностных образцов (как составной части соционормативной культуры) адресует нас к народному эпосу, а конкретно — к анализу лучших черт присущих нартам, их социально одобренных поступков, форм и способов манифестации жизненного кредо, которое так провозглашает Урузмаг, самый авторитетный из нартов — «От рождения и до конца жизни своей, как бы тяжело ни сложилась судьба, надо со славой и честью пронести имя человека». Реконструкция нартовского морального кодекса (и социального, и личностного) может осветить актуальные проблемы этнической идентичности осетин, в частности, несколько утраченной ныне «культуры себя», «осетинства» — «ирондзинад».
Малые жанры фольклора как этнопедагогический феномен
Автор: 00mN1ck / 5 мая 2015 / Категория: Авторские статьи, Культура
Народное устно-поэтическое творчество, как и язык, является механизмом трансмиссии культуры, обеспечивая актуализацию и функционирование элементов и комплексов накопленных традиций. Фольклор был формой сохранения и передачи информации энциклопедически широкого охвата всех сторон и граней жизни народа. Исключения не составляли идеи и о воспитании, более того, в фольклоре педагогическая миссия была преобладающей: народное устно-поэтическое творчество воспитывало, сохраняло и пропагандировало идеи воспитания.
Идеи и опыт народного воспитания, виденье идеала совершенного человека, прямые регламентации поведения и подспудно присутствующая нацеленность на единение, доброту, любовь облекалась поэтическим гением народа в формы, пережившие века. Жанрово-фольклорные формы прямо коррелировали с народными средствами воспитания (это — потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды, предания и т.д.).
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
вельш корги пемброк питомник вебсайт 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru