Главная > Авторские статьи > О работе Международного конгресса «Скифы, сарматы, аланы – ираноязычные кочевники евразийских степей»

О работе Международного конгресса «Скифы, сарматы, аланы – ираноязычные кочевники евразийских степей»


4 августа 2007. Разместил: Ruhsh
О работе Международного конгресса

«Скифы, сарматы, аланы – ираноязычные кочевники евразийских степей»,

проходившего в г. Барселона (Испания) с 7 по 10 мая 2007 г.


7-10 мая 2007 года, в Автономном университете Барселоны проходил международный конгресс "Ираноязычные кочевники евразийских степей: скифы, сарматы, аланы". В форуме участвовали 70 специалистов стран Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, и среди них 11 ученых, из Северной Осетии, Южной Осетии и осетинской диаспоры в Москве.
Рассказать об итогах Международного конгресса мы попросили руководителя группы ученых Северной Осетии Руслана Сулеймановича Бзарова, доктора исторических наук, профессора СОГУ им. К. Хетагурова, зам. директора Института истории и археологии РСО-Алания, соавтора учебника по истории Осетии.


Руслан Сулейманович, в СМИ прошла очень поверхностная информация о ходе конгресса "Ираноязычные кочевники евразийских степей: скифы, сарматы, аланы".Хотелось бы узнать подробности этого события.Как проходил конгресс, кто входил в состав группы ученых из Осетии, какие из рассмотренных проблем были на Ваш взгляд наиболее значимыми?

По мере сил, постараюсь ответить на вопросы, которые предложил мне многоуважаемый Казбек Мамитов: Как проходил конгресс? Кто из осетинских специалистов участвовал в нем? Какие из рассмотренных проблем можно назвать наиболее значимыми?

Проведенный в Автономном Университете Барселоны Международный конгресс по скифологии, сарматологии и алановедению явился, в полном соответствии с замыслом его организаторов, крупнейшим научным форумом последнего десятилетия: на нем состоялось подведение итогов, обсуждение важнейших направлений и перспектив изучения истории, культуры и языка иранских кочевников Евразии. Инициатива проведения конгресса принадлежала профессору Автономного Университета Барселоны Агусти Алеманю – одному из признанных мировых авторитетов в области аланской истории. На него же, как на хозяина и председателя оргкомитета, легли основные организационные и финансовые заботы.

В конгрессе участвовало более пятидесяти ученых из тринадцати стран: Австралии, Австрии, Великобритании, Венгрии, Ирана, Испании, Италии, Казахстана, Польши, России, США, Украины и Франции. Рабочими языками конгресса были английский и французский. Представленные доклады охватывали весь набор научных дисциплин, традиционный для скифологии, сарматологии и алановедения: археологию, эпиграфику, лингвистику, историческую этнологию, фольклористику, искусствоведение, социальную историю.

В целом работа конгресса была организована отлично, включая выбор помещения для заседаний, встречу в аэропорту, размещение в гостинице и все остальные подробности и атрибуты гостеприимства. Если говорить специально об осетинской группе, то для нас была забронирована удобная гостиница, выделен куратор – Зарина Александровна Алборти, аспирантка профессора А. Алеманя и его главный помощник в организации конгресса. Не оставляя своих основных обязанностей, она прекрасно справилась также с функциями гида и переводчика.

На официальном приеме, который состоялся вечером 7 мая и был посвящен открытию Международного конгресса, осетинские участники преподнесли профессору А. Алеманю символический подарок – эксклюзивную копию большого сарматского керамического сосуда в виде фигуры барана, олицетворяющего в иранской традиции понятие «фарна».

По решению организационного комитета на конгресс были приглашены одиннадцать специалистов (историков, археологов, фольклористов и языковедов) из Осетии. По поручению Главы Республики Северная Осетия-Алания все расходы по поездке и пребыванию в Барселоне распоряжением Правительства отнесены на государственный счет.

Если говорить о смысле сделанных на конгрессе докладов, то члены осетинской делегации представили следующие результаты новейших исследований:

– расширен круг скифо-осетинских мифологических схождений по данным языка и традиционной обрядности (Салбиев Т. К. Скифские собственные имена из Северного Причерноморья с корнем xar- ‘осел’: сверяясь с Геродотом; Таказов Ф. М. Пережитки погребального обряда скифов в нартовском эпосе осетин);

– приведены новые аргументы в пользу непосредственной языковой преемственности скифов древности, средневековых аланов и современных осетин (Дзиццойты Ю. А. О современных гипотезах происхождения скифского языка; Камболов Т. Т. Некоторые новые замечания к Зеленчукской надписи и аланским фразам Цеца);

– сделаны выводы о политических центрах ранних алан и территориальном распространении сармато-аланского населения на Кавказе (Габуев Т. А. Аланский центр власти в Северной Осетии в V в. н. э.; Гаглоев Р. Х. Сармато-аланы и Южная Осетия);

– выделены археологические признаки алано-осетинской религиозно-мифологической традиции (Фидаров Р. Ф. Конские захоронения Змейского катакомбного могильника; Царикаева-Албегова З. Х. Аланские амулеты V-IX вв.);

– по итогам историографического анализа отмечены наиболее эффективные методические подходы в алановедении (Перевалов С. М. Междисциплинарный подход в аланских исследованиях);

– указаны общие закономерности развития сословно-классового общества в средневековой Алании и соседних странах Кавказа (Гутнов Ф. Х. Генезис феодализма на Центральном Кавказе);

– предложено социально-историческое обоснование скифо-алано-осетинской этнокультурной преемственности (Бзаров Р. С. Скифо-аланская модель социальной организации: Геродотова Скифия, Нартовский эпос, постсредневековая Алания).

Если говорить о содержании, то удобнее привести краткие аннотации этих докладов:

Габуев Т. А. Аланский центр власти в Северной Осетии в V в. н. э.

У села Брут Северной Осетии было раскопано 13 ограбленных в древности аланских курганов V в. н. э., принадлежавших воинской элите. В тайниках курганов № 2 и № 7 были зафиксированы скопления драгоценных предметов. По пышности и богатству погребального инвентаря эти погребения сопоставимы с самыми богатыми «королевскими» захоронениями Западной и Центральной Европы. Их, видимо, можно связывать с правящим аланским родом. Остальные курганы также содержали отдельные предметы из золота и серебра и обломки клинкового оружия. Это позволяет характеризовать могильник у села Брут как кладбище аланских правителей и, возможно, их дружины.

Гаглоев Р. Х. Сармато-аланы и Южная Осетия.

Археологические находки сарматского времени, аланские могильники и поселения, открытые на территории Южной Осетии, в сопоставлении со свидетельствами античных и средневековых письменных источников позволяют сделать вывод о стабильном сармато-аланском населении на южном склоне Центрального Кавказа. Южная Осетия в свете известных науке фактов представляется органической частью этнической территории древних и средневековых предков современного осетинского народа.

Ф. Х. Гутнов. Генезис феодализма на Центральном Кавказе.

Комплексное изучение письменных и археологических источников дает возможность построить общую схему и выявить некоторые закономерности складывания и развития феодальных отношений в средневековой Алании. Постулируются три важнейших этапа феодализации: формирование классов – раннеклассовое общество – система феодализма. Рассматриваются экономические и социальные особенности феодальных отношений, структура власти и развитие политических структур к алан и других народов Центрального Кавказа.

Дзиццойты Ю. А. О современных гипотезах происхождения скифского языка.

Вопреки ясному сообщению Геродота о скифском происхождении языка сарматов, получившему подтверждение в трудах В. Ф. Миллера, М. Фасмера, В. И. Абаева, Л. Згусты, Я. Харматты, в последние два десятилетия предпринята попытка отделить эти языки друг от друга (К. Витчак, А. Лома, Д. С. Раевский, С. В. Кулланда). Сарматский язык предложено относить к северо-восточной ветви иранских языков, а скифский – к южной ветви (С. В. Кулланда). При подобном подходе осетинский язык признается наследником сарматского, а его связь со скифским языком считается опосредованной. Убедительность приводимых аргументов не представляется бесспорной. Лингвистические признаки сколотского диалекта скифского языка, которым отводится ключевая роль, не могут считаться достаточными для столь значительных выводов.

Камболов Т. Т. Некоторые новые замечания к Зеленчукской надписи и аланским фразам Цеца.

Выдвинуты новые интерпретации отдельных фрагментов Зеленчукской надписи, опирающиеся на известный археологический материал и подтверждающие предварительные заключения археологов о характере аланского захоронения на месте установки Зеленчукской надгробной плиты. Впервые приведена полная интерпретация аланских фраз Цеца в сопоставлении с современным осетинским языком, даны новые трактовки отдельным элементам текста. Сделанные выводы не оставляют сомнений в аутентичности двух древнейших памятников среднеосетинского (аланского) языка и позволяют выйти на новый уровень достоверности в доказательстве их принадлежности к осетинской языковой традиции

Перевалов С. М. Междисциплинарный подход в аланских исследованиях.


В докладе формулируются следующие условия проведения междисциплинарных исследований: 1) строгая специализация на уровне анализа, 2) синтез результатов анализа в рамках одной и той же проблемы, 3) решающая роль исторических дисциплин в синтетических построениях. Положения доклада иллюстрируются примерами по направлениям: история и археология, история и языкознание, история и нартовский эпос.

Салбиев Т. К. Скифские собственные имена из Северного Причерноморья с корнем xar- ‘осел’: сверяясь с Геродотом.

В списке скифских собственных имен из Северного Причерноморья особое место занимают имена, содержащие элемент xar- (др.-ир. xarа-, ос. xæræg ‘осел’). Известны два таких имени: Χαράξηνος ‘темно-серый осел’ (О) и Χάραξτος (Т) ‘имеющий восемь ослов’. Замечательно, что их этимология, обоснованная с точки зрения лингвистики, противоречит историческим свидетельствам. Согласно сообщению Геродота, ослы и мулы вообще не были известны скифам [Геродот IV, 28, 129, 134-5]. Представляется, что в этой коллизии языковых и исторических данных находит выражение мифологический аспект приведенных имен, еще не получивший достаточного освещения. Непротиворечивая интерпретация приведенных имен, связанная с выяснением мифологического образа осла, будет способствовать лучшему пониманию мифологической системы скифов в целом.

Таказов Ф. М. Пережитки погребального обряда скифов в нартовском эпосе осетин.

Многое из религиозно-мифологических воззрений, на которых основывался весь социально-политический уклад жизни скифов, в той или иной степени отражено в нартовском эпосе. Именно с помощью осетинского нартовского эпоса, с привлечением этнографических материалов и данных по религиозно-мифологическим воззрениям осетин становится возможным выявить смысл скифских обрядов. В этом проявляется и отличие осетин от других народов Кавказа, у которых бытуют сказания о нартах. В целом погребальные обряды скифов, нартов, осетин тождественны, и в их основе лежат одни и те же верования.

Фидаров Р. Ф. Конские захоронения Змейского катакомбного могильника.

С 1981 по 2005 г. на Змейском могильнике нами исследовано более 400 погребальных комплексов X-XII вв. и синхронные им 41 захоронение лошадей. Аланские конские захоронения известны в большом числе и на других средневековых могильниках. Они совершались в грунтовых ямах рядом с катакомбами и сопровождали погребения представителей знати. Конские захоронения являются археологическим эквивалентом хорошо описанного осетинского обряда посвящения коня усопшему. С этим же обрядом обычно связывают описание царских похорон у скифов, приведенное Геродотом. Обобщение известных археологических данных и сопоставление их с поздней осетинской обрядностью позволяет поставить вопрос о реконструкции древнего и средневекового ритуала, о его универсальных особенностях, об этапах и факторах его эволюции.

Царикаева-Албегова З. Х. Аланские амулеты V-IX вв.

Исследование строится на анализе 535 аланских металлических амулетов из Центрального Предкавказья и со Среднего Дона. Амулеты подразделяются на четыре отдела (солярные, солярно-зооморфные, антропоморфные, в виде коней и всадников) и 21 тип. Рассматриваются закономерности распространения амулетов в указанных регионах в различные хронологические периоды, а также половозрастная принадлежность различных видов оберегов.

Бзаров Р. С. Скифо-аланская модель социальной организации (Геродотова Скифия, Нартовский эпос, постсредневековая Алания).


Скифо-алано-осетинская преемственность пока изучена лишь на лингвистическом и этнокультурном материале. Но для языкового и культурного континуитета необходим социально-исторический фундамент. Социальное устройство Скифии, общественная система эпических Нартов и осетинская гражданская община XV-XIX вв. являются модификациями единой скифо-аланской модели социальной организации. Важнейшими признаками этой модели являются: 1. Троичный принцип космической и социальной гармонии, воплощенный в территориально-политическом членении традиционного общества. 2. Ступенчатая структура социальных связей и самоуправления. 3. Идеология генеалогического родства (фиктивного – на высших уровнях, реального – на низших) между ступенями и сегментами социально-политической структуры.

Полный текст тезисов на английском языке можно, насколько я знаю, прочесть на сайте – http://seneca.uab.es/antiguitat/SCYTHIANS/CONGRESS.htm

Полный или даже расширенный текст докладов, представленных на Конгрессе, будет опубликован отдельной книгой. Нужно сказать, что они и хронологически, и географически охватили огромное пространство: от ранних скифов до позднесредневековых аланов, от Центральной Азии до Пиренеев. Выделить наиболее значимые проблемы и самые важные выводы, как это обычно и бывает, станет возможно лишь по прошествии некоторого времени. Мне показалось очень важным практически общее желание не замыкаться (может быть, лучше сказать: нежелание замыкаться?) в рамках собственной узкой специализации, стремление объединить и согласовать данные самых разных источников, результаты разных научных дисциплин. Конечно, это вовсе не означает, что все согласны друг с другом в оценках и выводах, но укрепляет надежду, что реконструируемая усилиями историков и археологов, лингвистов, фольклористов, антропологов и др. специалистов картина прошлого будет все более сфокусированной – точной и многоаспектной одновременно.

Как прекрасные примеры движения в этом направлении можно назвать открывшую конгресс лекцию Веры Борисовны Ковалевской о раннеиранских миграциях в Евразии, глубокий доклад Агусти Алеманя и Ирины Аржанцевой о соотношении письменных и археологических источников об аланах, концептуальные выступления Марии Николаевны Погребовой, Анатолия Канторовича, Александра Подосинова, Мишеля Казанского и других известных ученых. Не называю всех, потому что неинтересных докладов просто не было.

Серьезные научные конференции обычно не претендуют на скороспелые заключения, а лишь дают возможность поделиться мыслями, высказать и обсудить вопросы, встающие перед исследователями. То, как мы сегодня представляем скифов или аланов, результат исследований предшествующего столетия, даже если вести отсчет от Кулаковского и Ростовцева. То, что делают ученые сегодня, дополняет и уточняет наше знание, встраиваясь в завтрашнюю – более глубокую и интересную картину скифской и аланской истории.

Думаю, нет нужды пересказывать звучавшие в Барселоне научные доклады – надеюсь, скоро мы сможем прочитать их в том числе на русском языке. Очень важно предостеречь многочисленных любителей истории от ожидания скорого результата сегодняшних усилий науки, от веры в политическое или какое-то еще, кроме сугубо научного и культурного, значение научных форумов. Наш общий долг – как раз противостоять антинаучным спекуляциям, не создавать для них благоприятной почвы. Одна из важнейших задач в этом плане – доступность и точность информации, которую необходимо черпать из достоверных источников, контролируемых профессиональным сообществом.

В Приветствии, которое Глава Республики Северная Осетия-Алания Т. Дз. Мамсуров направил участникам Конгресса, было высказано предложение о создании Международной Ассоциации Алановедов. На итоговом заседании конгресса принята резолюция с решением создать Ассоциацию как независимое общественное объединение исследователей. Это решение представляется одним из важных итогов прошедшего научного форума. Обсуждение способов создания, возможных форм работы, формата и названия такого объединения продолжается – по-видимому, нет смысла отделять алановедение от скифологии и сарматологии. Напротив, есть смысл подумать о будущем Втором Конгрессе и т. д.

Надеюсь, мне удалось хотя бы частично ответить на поставленные вопросы.

С уважением,

Руслан Бзаров

Вернуться назад
Рейтинг@Mail.ru