Главная > Авторские статьи > САУХЪУС или «Уши Барса»
САУХЪУС или «Уши Барса»20 марта 2017. Разместил: 00mN1ck |
Почему-то иронцы называют дигорцев (субэтносы осетин) САУХЪУС "черноухие" (сау 'черный' и хъус 'ухо'). Ответ на эту загадку нашелся в Киргизии. Из описания герба Бишкека — столицы Киргизии (страны протянувшейся с востока на запад вдоль цепей Тянь-Шаня и Памиро-Алая и граничащей на западе с Таджикистаном, говорящим на разновидности персидского языка). Герб города Бишкек представляет собой прямоугольный силуэт крепости, где внизу под ломаной чертой гор крупными буквами значится "Бишкек", а над ним по стене крепости светлый квадрат с Ильбирсом — Снежным барсом в центре круга. “С незапамятного времени киргизы рассматривали снежного барса как священное животное и как опекунов киргизских воинов”. Даже правители государства Кыргыз в верховьях Енисея, исторической родины современных киргизов, имели родовое имя Барс. В многочисленных сказаниях барс становится символом отчаянной смелости, мужества и выносливости, что для воинов-горцев определяет высокий эталон настоящего мужчины, воина-защитника. БАРС часто служит положительным ЭПИТЕТОМ БОГАТЫРЯ в кыргызком эпосе. Барса почитали и налагали на него табу, поэтому не называли своим именем, а употребляли для этого другие слова, такие как КАРА-КУЛАК (черные уши). Карака́л (лат. Caracal caracal) — степная рысь. Название этой дикой кошки происходит от тюркского «кара-кулак», что в переводе на русский означает «чёрное ухо», так как задняя сторона ушей у этих кошек — чёрная. *КАРАКУЛАК называют вид Лисицы, которая, как говорят, прислуживает Льву, ибо она поднимает добычу и гонит её к своему повелителю. Персы называют её "Перванек", откуда арабское имя Форанек, которым они её наградили (персонаж из исторического сочинения "Хумаюн Наме").* БАРТЕЛЕМИ Д'ЭРБЕЛО ДЕ МОЛЕНВИЛЬ "Центральная Азия глазами одного французского эрудита XVII-го века" http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVII/1680-1700/Molainville/text1.htm Стр. 253 (CARACULAK — КАРАКУЛАК) На осетинском барс/леопард — færank /fyrænk / frank. Ср. афг. prang, перс. palang 'барс', 'леопард', согд. рwrσ'nk 'леопард', др.инд. prdaku-'тигр', 'леопард' (словарь Абаева). Получаем: Тюрки КАРАКУЛАК (чёрное ухо) — лисица Перванек/ Форанек (из персидского). Осетины ФЫРАНК — барс (из персидского). Киргизы КАРА-КУЛАК (черные уши) — прозвище барса / эпитет воина. Осетины САУХЪУС (черные уши) —дигорцы. Если ЛЕВ или ТИГР символизировали ВЛАСТЬ, то ВОИНАМ покровительствовало хищное животное породы кошачьих меньшего размера. Соответственно: в степи — РЫСЬ (каракал) в горах — ЛЕОПАРД / БАРС (Кавказ, Памир) Вероятно осетинское САУХЪУС, было аналогично тюркскому КАРАКУЛАК и являлось прозвищем ВОИНОВ-БАРСОВ (черные уши). В иранской мифологии Шахревар (или Кшатра-Ваирья – лучшая власть) – владыка светлого небесного воинства, связан с Небом. Он покровитель людей-воинов, идущих на риск, активных, смело бросающих вызов несправедливости, борющихся за правое дело. Дарует людям силы, отвагу и мужество. Также выступает покровителем стихии Воздуха, камней, металлов, минералов. Его изображают воином, закованным в три кольчуги и с тремя глазами. У него всегда описан светящийся третий глаз посреди лба. Этот глаз – алмазный. Его описывают в рубиновых одеждах. Изображается он также на колеснице, причем эта колесница имеет форму полушария. Запряжена она орлами или 4-ми снежными барсами. Тотем Шахревара: высокогорный СНЕЖНЫЙ БАРС, который везет повозку Шахревара. Белый, красивый, пушистый. Автор: Гуриева Залина Руслановна
Вернуться назад |