поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
21.АРХЕОЛОГИЯ СЧКМ ЭПОХИ ПЕРЕХОДА ОТ КУЛЬТОВ СТРАЖЕЙ /PA/ К КУЛЬТАМ ВИТЯЗЕЙ /AS/ - СТАНОВЛЕНИЕ ТРЁХ-СЭХНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ИР-АС-АЛАН
Автор: 00mN1ck / 12 июня 2007 / Категория: Ир-Ас-Аланское Единобожие
АРХЕОЛОГИЯ СЧКМ ЭПОХИ ПЕРЕХОДА ОТ КУЛЬТОВ СТРАЖЕЙ /PA/ К КУЛЬТАМ ВИТЯЗЕЙ /AS/ - СТАНОВЛЕНИЕ ТРЁХ-СЭХНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ИР-АС-АЛАН


В связи с эпохой перехода от культов стражей /пай и па-пай/ к культам витязей (ас) и сложением ир-ас-аланской цивилизации с основами ир-ас-аланского единобожия, нас интересуют только свидетельства археологии о святилищах и культах, которые в СКЧМ – от Южного Кавказа до Северного Кавказа – установлены достоверно. И ещё, разумеется – обеспечение безопасности.

Мезолит /9 тыс. до н.э. – 7 тыс. до н.э./ - это заря производящего хозяйства, выбор мест стоянок определяет безопасность от нападений {Кушнарёва, стр. 11 - 16}, в регионе Кавказа это фиксируется с конца 7 тыс. до н.э. Это эпоха Первой Пары близнецов ахсар-ахсартаг – конец мезолита и переход к неолиту. В Нартиаде присваивающее хозяйство названо в буквальных иллюстрациях – нарты уже начали возделывать землю и сеять, а уаиги эти всё ещё выжимают жир земли и этим питаются. Это эпоха Культов Жриц на головах коров в Склепах-Лабиринтах разврата – матриархат. Эпоха Второй Пары Близнецов г/хамэс-уэрэсмаг 5-4 тыс. до н.э. – это энеолит – ранняя и средняя бронза, с переходом в 3-2 тыс. до н.э.

В конце 4 тыс. до н.э. ЯВНО ПРОИСХОДИТ КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ПРЕДПОСЫЛОК УРБАНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ. Становление городской цивилизации на основе раннеземледельческих структур замедлилось в связи с переносом центра развития в среду скотоводческо-земледельческих обществ, владеющих рудными богатствами. Во 2-м тыс. до н.э. уже сложился пышный погребальный обряд правящей элиты /триалетская культура/… С конца 2 тыс. до н.э. эти два разных потока сливаются - идёт интенсивное формирование раннеклассового общества и государственности {Кушнарёва, стр. 3-4}.

Масштаб демографического взрыва по Э. Дивею: население земного шара за четыре тысячи лет (10-6 тыс. до н.э.) возросло примерно в 17 раз… На Кавказе уже в неолите домашними были коровы, овцы, возможно – и козы {Кушнарёва, стр. 18 - 23}. К 3 тыс. до н.э. относится фигурка пастуха с посохом и собакой - институт пастушества уже есть, на некоторых поселениях практикуется свиноводство; лошадь как вьючное животное уже используется – есть начало быстрой связи поселений с летовками (там же, стр. 225).

В неолите самые ранние на Кавказе стационарные каменные жилища – как признак долговременных поселений. Форма – полукруглая, круглая и овальная, площадь - 60 кв. метров, центральный столб, предположительно – с плоским перекрытием, очаг.

Поселения в долинах, на низких равнинах и в степных районах Центрального и Восточного Закавказья 6-4 тыс. до н.э., расположены группами по 2-5 поселений, на расстоянии 10-15 километров - типичный пример гнездового расселения. Их известно более 150-ти, только в среднем течении Куры их около 50-ти, самые крупные от 4,5 до 5,5 га. Сходство инвентаря с Чатал-Гуюком – вплоть до тождества. Позже – упорядоченная планировка построек вокруг дворов. Уже характерны стилизованные антропоморфные статуэтки. На рубеже 5–4 тыс. до н.э. на территории современной Грузии появляются постройки цилиндрической формы, некоторые с конической крышей на опорном столбе, высотой до 2,5 метров, площадь 7-15 кв.м., больше шлифованных и полированных топоров, много антропоморфных статуэток, модели колёс, скульптурок быков. Бытовые очаги у стен в жилых помещениях, иногда стены побелены и пол окрашен.

Стены побелены и пол окрашен – это в конце 5- тыс – 4 тыс. до н.э. в СЧКМ и это, стоит заметить, кое-что значит как иллюстрация ир-ас-аланской цивилизации… Но очаги – пока у стен, это признак не культовых, а бытовых очагов. Строят вокруг центральных незастроенных площадей. Есть случай с комплексами построек группами вокруг дворов, а сами комплексы – вокруг ряда площадей: это - явная планировка!!!

Во второй половине 4 тыс. до н.э. происходит смена культур: новая волна расселения – в предгорья и горы. В 3-м тыс. до н.э. десятки поселений земледельческо-скотоводческой экономики и складывается культура ранней бронзы. Но по Барнею закавказская и анатолийская керамика едина для всего периода ранней бронзы. Хотя радикально меняются поселения и архитектура, более 50 поселений этой культуры Южного Кавказа открыто и на Северном Кавказе от Каспия до востока Чечни {Кушнарёва, стр. 49 - 53}. Дома 20-54 кв.м. прямоугольной формы – комната с небольшой пристройкой, с открытым фасадом, очаги в центре и значит уже были светодымовые отверстия в кровле, под полами - ритуальные захоронения младенцев; на вершине горысвятилища с каменными жертвенниками. Размеры поселений – до 12 гектаров с циклопическими цитаделями. Внутри цитадели прямоугольные помещения, одно из них святилище – алтарь, женский идол, фигурки животных, новые черты планировки – улица, по обе стороны дома с хозпостройками, перед домами – дворы с очагами {Кушнарёва, стр. 56-57}. На северо-востоке Армении уже есть отдельные скотоохранные крепости на альпийских лугах – высота 2000-2300 метров ( там же, стр. 59).

В регионе Сидæн Кæрт-Уæлæ /шида-картли/ – поселения на высоком берегу реки Куры, расстояния между ними порядка два км., дома 24-42 кв.м., группами вокруг проходов либо небольших площадей, квадратные с центральным столбом, центральным «рогатым» оцагом, с плоским балочным перекрытием и световым отверстием, на центральной площади – круглая постройка, вероятно – святилище {Кушнарёва, стр. 59-61}. На юго-востоке СЧКМ /северо-запад современного Ирана/ уже есть двухэтажные дома – наверху жилые комнаты, внизу – хозпомещения, двучастные печи, столы с желобами, скамьи и др. В северо-восточной Анатолии культура близка памятникам с территории современной Грузии. Она принкает в Сирию и Палестину как минимум с 3 тыс. до н.э. {Кушнарёва, стр. 67-71}, то есть в эпоху арийско-греко-армянской общности. В Сидæн-Кæрт-Уæлæ /шида-картли/ на 120 километров выявлено 16 населённых пунктов – через каждые 8 км, круглые жилища, с центральными очагами – и значит светодымовыми отверстиями, но центральное расположение очагановое и не связано с традицией энеолита {Кушнарёва, стр. 76}.

Итак, очаг в центре на полу и светодымовое отверстие в центре на перекрытии – это НОВЫЕ АТРИБУТЫ КУЛЬТА: культа жилища ХÆЗАР ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СЕМЬИ и появляются в Сидæн Кæрт-Уæлæ /шида-картли/ в ир-ас-аланскую эпоху Нартиады!!! В Сидæн-Кæрт-Уæлæ меняется и ранняя традиция круглых домов: круглые дома имели местное кавказское происхождение и отсюда пришли на Передний Восток {Кушнарёва, стр. 72-73}. Круг – это сакрал, как и круг кургана. Потому и молитвы/танцы КУВД/КАВД идут по кругу – это сакрал, потому же и вокруг святилищ выкладки каменные в круг. То есть изменение круглых жилищ на прямоугольные связано с отделением семейных культов индивидуальных брачных пар от общинных культов с их кругло-овальными сооружениями. Очаг в центре – обычное место для отправления семейных культов {Кушнарёва, стр. 268}.

Оборонительные стены уже необходимы везде – военизация ир-ас-аланских элит нарастает. С середины 4 тыс. до н.э. археология констатирует ещё один цивилизационный индикатор Нартиады в СЧКМ - на реке Куре не только появляются дома с опорой на центральный столб типа мегарона, имеющие светодымовое отверстие и центральный очаг, но и формируется иерархия поселений!!! Это прямое выражение Трёх-Сэхного ордера Нартиады с явной иерархией небольшие селищасредние селища – «суперцентры».

Последние имеют цитадели и доминируют в группах поселений; застройка поквартальная – вокруг площадей по сторонам улиц, радиальных от площади; культовые постройки иногда монументальные {Кушнарёва, стр. 78}. Для этой эпохи можно констатировать всекавказскую общность – это почти сразу после неолита (там же, стр. 84). Влияние на культуры Малой Азии и Средиземноморья бесспорно. Антропологические данные в эту эпоху представляют средиземноморский тип европеоидной расы, черепа многих областей очень близки и по ряду признаков сближаются с Кишем, Эль-Убейдом, Тепе-Гисаром 2-3 – выявляется широкий ареал этнического субстрата его носителей (там же, стр. 87). То есть субэтносединый!

Это прямые констатации наших выводов из идеологии Нартиады, только нами ещё и установлен «субэтнос носителей» - ир-ас-аланские элиты. Трёх-ступенная иерархия НЕБОЛЬШИЕ СЕЛИЩА – СРЕДНИЕ СЕЛИЩА – «СУПЕРЦЕНТРЫ» является археологическим подтверждением Трёх-Сэхного ордера Нартиады: небольшие селища – это Дæлæ-Сэх, они тяготеют к средним селищам – это Астæуггаг-Сэх, и все они тяготеют к «суперцентрам» - Уæлæ-Сэх. Однако есть прямое указание на то, что для всей зоны всех Трёх-Сэхных поселений СЧКМ 5-4 тыс. до н.э. существовал регион с ролью ЦЕНТРА и он тоже номинирован высшим - УÆЛÆ: это регион СИДÆН-КÆРТ-УÆЛÆ. Более того, в регионе с маркером удела культов сидæн-кæрт обозначен ещё и свой центр и очевидно, что это и есть СУПЕРЦЕНТР – он выделен маркером КÆРТ-СИНХ-УÆЛÆ.

Через пять тысяч лет в Закавказье появится письменность и название сидæн-кæрт-уæлæ отложится в летописях как шида-картли, а удел обители высшей кæрт-синх-уæлæ – как крцхинвали и потом цхинвали. И значит в этом уделе - кæрт, было сосредоточено отправление функции сидæнместо культовых воззваний/проповедей, что сделало этот регион высшимуæлæ, а обитатели суперцентра и были высшим сословием ир-ас-алан УÆЛÆТÆ [> «элита»]. Сами понятия «город» - sahar xæzar, сложились в эту эпоху.

В 3-2 тыс. до н.э. здесь - в СЧКМ - был этнокультурный массив арийско-греко-армянской общности. Распад социальной общности в регионе по археологическим данным идёт с 2250-х {Кушнарёва, стр. 88-89} и это совпадает с датами глоттохронологии – языки ариев/ИР, греков/БЕРДЗЕН и армян/СОМИХ всё больше обособляются уже как этнические языки. В последней четверти 3-го и середине 2 тыс. до н.э. (2250-1500 до н.э.) – а это эпоха Средней Бронзы - интенсивно осваиваются предгорья и горы. Но главное - меняется и обряд погребения: теперь повсюду доминируют курганы со сложными подкурганными сооружениями и индивидуальными захоронениями с богатым инвентарём и распространяется кремация.

Об этих кардинальных переменах много лет идут дискуссии: одни считают, что культуры СБ – итог развития местных кавказских культур, другие – результат вторжения на территорию Кавказа инокультурных этносов; третьи полагают – имело место и развитие, и вторжение со смешением и спорят о его пропорциях, некоторые объясняют всё экологией – изменением климата {Кушнарёва, стр. 92}. Ни одна из версий не противоречит выводам, сделанным на основе идеологии Нартиады: культура эпохи группового брака /эпохи первой пары близнецов «ахсар-ахсартаг»/ с 5-4 тыс. до н.э. сменяется культурой новых индивидуальных брачных отношений /эпохи второй пары близнецов «уэрэсмаг-г/хамэс»/, сопряжённой со всё большей военизацией всех общинных связей начала племенных союзов в СЧКМ: оружия из металла всё больше – кинжальные клинки разного типа, втульчатые наконечники копий, «рапиры», асимметричные секиры, плоские топоры (там же, стр. 96).

Нартиада позволяет скорректировать и вывод о том, что топоры шли в широкий межплеменной обмен – они найдены в центральной России и Придунайских странах {Кушнарёва, стр. 100}. Но и этот обмен стимулирован элитами ир-ас-алан – с конца 5 тыс. до н.э. они начинают переселения, а первые их волны как раз заселяются на Дунай.

Потому не свидетельствуется и смена антропотипов и приемлемы все оценки. Ч. Барней связывал разрыв между культурами с индоевропейцами с северахеттами, перешедшими потом в Анатолию. Почти то же полагал и Мелаарт. Симонян А.Е. видела в разрыве культур и синтез: в конце 3 тыс. до н.э. это дало родственные культуры средней бронзы. И нет сомнений, что большую роль сыграл и климатсо второй половины 3 тыс. до н.э. полтора тысячелетия господствал аридный климат (там же, стр. 93). Но разрывы и синтезы – это и при общности культов ир-ас-аланских элит, к каковым принадлежала и хеттская, являет процессы урбанизации и государствообразования.

Потому отметим ГЛАВНЫЙ ИНДИКАТОР ОБЩНОСТИ культов ир-ас-аланских элит - повсеместно распространяется курганный обряд захоронения, а причина смены коллективного небогатого родового обряда захоронения богатыми индивидуальными с повозками была следствием социально-экономических сдвигов, и импульсов с севера и с юга {Кушнарёва, стр. 94-95}. Это отражает смену групповых форм брака – индивидуальными. Курган – это сакральное выражение Вселенной наличными архитектурными возможностями круга и горы.

Возможности уже внушительные – в Алазанской долине курган высотой 11 метров, диаметр 140 м., объём насыпи 51 тыс. куб. м., насыпь опоясана каменным «панцырем», в центре под насыпью – круглое сооружение - возможно святилище, от него к востоку камера в 166 кв. м. с деревянным ложе из бревен на вертикальных опорах, другой курган с насыпью в 1000 куб. м. с каменным «панцырем», могила в 250 кубов, перекрыта бревенчатым накатом с глиняной обмазкой, накат и дно устланы циновакми; насыпи диаметром в 100 метров не редки, иногда под курганом - просторные залы с каменными стенами, площадь большого зала - 172 кв. м., высота 6 м., дромос одного из курганов40 м., перекрытия залов – брёвна {Кушнарёва, стр. 103, 106}.

Огромные курганы Триалетской культуры распространены от Армении до Большого Кавказа: от Армении до Грузии «царские» курганы имеют крупные насыпи, просторные грунтовые могилы или наземные залы, индивидуальные захоронения с кремацией, колесницы и погребальные ложа, чернолощеная и расписная посуда, парадное оружие, золото и серебро – ювелирное дело {Кушнарёва, стр. 113}. Высота кургана доходит до 13 метров, диаметр 100 метров и более, погребальная камера из вставленных друг в друга срубов, размер внешнего 11х10, внутреннего 8х6, пространство между ними забутовано камнем, высота 2 метра, потолок – деревянный настил, пол – каменные плиты.

Иногда курган с огромной ямой в 343 куб. м., с впущенным срубом, с деревянными потолком и полом, труп на колеснице, сопровождение – насильственно убитые при совершении обряда женщина и юноша, части мебели и утвари из дерева, ткани льна и шерсти, ковры войлочные, тут и шкуры, штандарты, парадные обсидиановые наконечники стрел, сосуды {Кушнарёва, стр. 100-103, стр. 106}. Сюда в качестве титров точно подходят образы из идеологемы «сэрдон» Нартиады: герой «сосрук/сослан» своими руками «убивает» кого-то из образов идеологемы «сэрдон» и кладёт в свою могилу. Кого? В идеологеме «сэрдон» есть все возрасты женского пола, но из образов мужского пола - только юноши до полноценного брачного возраста. То есть «сосрук/сослан» мог положить в могилу только женщину или юношу. А в курган положено ровно и то, и другое!

Таким образом, Нартиада даёт все основания для уточнения оценки археологов, считающих, что сцены и сюжеты на предметах искусства этого региона тоже говорят об индоевропейской мифологической основе, при этом за пределами СЧКМ ей нет аналогий – археология подчеркивает её местное происхождение. Хотя сами предметы - изящные ларцы с золотыми перегородками и камнями, сходны с предметами царских гробниц Ура и Месопотамии, в ювелирных изделиях есть влияние майкопской культуры – но сама майкопская культура формировалась под влиянием культур юга {Кушнарёва, стр. 130, 131}. Связь ир-ас-аланских элит очевидна от Кубани и Терека – до Евфрата.

Теперь, после столь подробных и даже изумительных по точности совпадений культов Нартиады и культов СЧКМ, труднее сказать – есть ли какие-то свидетельства для возражений против вывода о культовой общности элит от Месопотамии до курганных культур Северного Кавказа эпохи 5-4 тыс. до н.э. /ир-ас-аланской элиты/.

Тут не только общность культов и повозки для покойника от Передней Азии до Большого Кавказа {Кушнарёва, стр. 127}, но и спирали (там же, стр. 129), лабиринт, равнокрылый крест (там же, стр. 148), свастика (там же, стр. 160). В СЧКМ свастика от северной Месопотамии3 тыс. до н.э. (Ростунов, стр. 49), до Центрального и Северного Кавказа - свастики и кресты первой половины 1-го тыс. до н.э. /тлийско-кобанская бронза/, свастика распространена от современного севера России до Индии.

Пример экономических связей СЧКМ - древние соляные копи Дуздага: шахта горизонтальная 100х6 м., 2х12 м., из коридора и десяти камер, объем разработок порядка 5700 куб. м. – добыто порядка 11 000 тонн соли, дата - конец 3 – 2 тыс. до н.э. (там же, стр. 165). Для связи поселений с кочевьями есть три функциональных типа повозок: колёсно-транспортная служба в 3 тыс. до н.э. достаточно развита {Кушнарёва, стр. 226}.

Можно утверждать, что семейно-общинный уклад на Кавказе сложился ранее 3 тыс. до н.э. {Кушнарёва, стр. 257} – до распада арийско-греко-армянской общности. На всём простанстве СЧКМ с эпохи Второй Пары Близнецов ахсар-ахсартаг /эпоха Чатал-Гуюка/ социальное неравенство опережает имущественное: богатство является следствием знатности, а не его причиной {Кушнарёва, стр. 262-263}.

А.Р. Чочиев
КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК
"ИР-АС-АЛАНСКОЕ ЕДИНОБОЖИЕ"

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru