поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ ПОСЕЛЕНИЯ
Автор: 00mN1ck / 27 августа 2007 / Категория: Осетинский аул и его традиции
Очень взвешенно и обдуманно подходили осетины к вопросу о выборе места для поселения, которое определя­лось характером местности. Вопрос этот был довольно сложным и требовал учета целого ряда жизненно важных об­стоятельств, таких как близость водного источника, лесных массивов, пути сообщения, соображения стратегического порядка, безопасность местности от разливов рек, ливне­вых дождей, что особенно важно, от снежных завалов.

Первостепенным фактором при выборе места для посе­ления было наличие водного источника. Именно вокруг родника или в непосредственной близости от него с исто­рических времен концентрировался населенный пункт. Все наиболее известные древние поселения на территории Осе­тии расположены на берегах рек: Кобан, Змейская, Кударо, Тли и др.

Большое значение при выборе места для поселения в горной полосе придавалось качеству земли. В горных ущель­ях, где пахотная земля была очень дорога, для образования поселения отводились неплодородные каменистые участ­ки. Пахотной земли было так мало, что, как гласила осе­тинская поговорка, стоимость куска земли, на которой по­мещался бык, была равна стоимости быка. В некоторых се­лениях на высокогорных плато ежегодно весною извлекали почву со дня ущелья, чтобы покрыть ею смытый дождями почвенный слой пахотного участка. В таких условиях было бы большой роскошью строить дом на пригодной для обра­ботки земле. Из-за скудости почвы, годной для обработки, и суровости климата в горах "большая часть осетинских поселений расположена на дне глубоких горных ущелий, или на выступах гор... Угрюмые и высокие скалы, подобно гро­мадным стенам, окружают бедные, полуразрушенные жи­лища и своим мрачным видом производят на непривычно­го человека самое угнетающее впечатление," (9) — писал зна­ток осетинского быта Д. Лавров.

ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ ПОСЕЛЕНИЯ


Выбрав место для поселения, осетины самым тщатель­ным образом изучали его с топографической точки зрения, старались расположить населенный пункт на таком месте, которое бы отвечало соображениям военно-стратегическо­го порядка, безопасности от стихийных явлений природы. "Карнизы утесов, крутизны и гребни скал, безопасные от снежных, земляных, каменных завалов и сползания почвы, непригодные для обработки и менее доступные для нападе­ния, были наиболее предпочитаемы для поселений(10). Как образно писал об этом К. Хетагуров:

Как гнезда по крутым карнизам
Необитаемых руин,
Рядами на утесе сизом,
Лепились сакли осетин.


Малейшее пренебрежение, необдуманность при выборе места для поселения в горах влекли за собой человеческие жертвы. В середине XIX в. было похоронено под снежной лавиной сел. Джинат. Все селение, состоявшее из 40 дво­ров было уничтожено; уцелела только одна семья, которую прикрыла скала. Такая же трагедия произошла с селом Джусойты-хъæу в Кударском ущелье в феврале 1932 г. Мно­гие селения Южной Осетии зимой 1988 г. оказались похо­роненными под селевыми потоками.

ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ ПОСЕЛЕНИЯ


В целях самообороны высокогорные селения распола­гались на таких выступах и отрогах, до которых трудно было даже добраться, они представляли собой неприступные кре­пости. Следовательно, соображения защиты от вражеских набегов, от столкновения с враждебными фамилиями при­нимались во внимание при образовании селений. Такие селения были характерны для узких горных ущелий. Бас­сейны рек заселялись более компактными массами в ниж­них и средних течениях.

Ориентация селения по сторонам света находилась в пря­мой зависимости от ориентации склонов, на которых оно строилось. Осетины стремились к тому, чтобы структура села органически вписывалась в окружающую природу, чтобы дом максимально отвечал санитарно-гигиеническим нор­мам и требованиям.

В горной Осетии дом, как правило, располагался фаса­дом к нижней части склона. В подавляющем большинстве случаев для жилого дома выбирали южную ориентацию, хотя встречается и восточная, юго-восточная позиции. При юж­ной ориентации рационально используются солнечные лучи внутри помещения на протяжении целого года. Она дает минимум радиации в летние и максимум — в зимние меся­цы.


Источники:
9 Лавров Д. Заметки об Осетии и осетинах//ППКОО, кн.4,с.39-40.
10 Коста Хетагуров в Собр. соч., т.4, с.315



"Осетинский аул и его традиции" Л.А. Чибиров. Владикавказ "ИР" 1995.

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru