поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ СЕЛЕНИЙ
Автор: 00mN1ck / 30 августа 2007 / Категория: Осетинский аул и его традиции
Несомненный интерес представляет и вопрос о названиях населенных пунктов. Природа их происхождения различна. Большая часть названий отражает географические особенности местности: Фæзы-хъæу (расположенное на поляне), Дыууæдонастæу (между двумя реками), Тæгæрджын, Хæрисджын, Æхсæрджын, Нæзыджын (местности богатые кленом, ивой, орешником, елью), Хидыхъус (у моста), Кæсагджын (богатая рыбой) и т.д.

На втором месте стоят названия селений, которые носят имя своего основателя: Тмены-хъæу, Деметы-хъæу, Хъесаты-хъæу, Хæбæлаты-хъæу и т.д.

Происхождение части названий селений в горной полосе Северной и Южной Осетии до сих пор спорно и неизвестно (Слас, Регах, Лисри, Тамиск, Гуфта, Челиат, Чеселып, Ерман и др.)

Есть селения, названия которых повторяются в Северной и Южной Осетии (Тли, Балта), в пределах Северной Осетии (Нар, Саниба), что объясняется миграционными процессами. Недалеко от Цхинвала расположено сел. Цунар (Хетагурово). Основали его Хетагуровы, Мамисвы, Бигулаевы — переселенцы из Нарского прихода; отсюда и название Цунар, т.е. Цус НарМалый Нар. В укрупненном селении Арешперан (Кахетия) есть кварталы Мсхлеб, Елтура, Сихиат, Хвце, Гъаристау, что указывает на то, что их основателями были выходцы из одноименных сел Южной Осетии.

Объяснение названий селений находим и в народных преданиях, легендах. Название родового поселения Гаглоевых в Кусджытæ происходит от слова "куск". Основатель села Урузмаг обнаружил на месте будущего села святилище, в нише стены (куск) которого имелась чаша, постоянно наполнявшаяся пивом.

Части поселений названия дали протекающие по местности реки (Ардон, Гизель, Рук, Дзомаг).

В процессе разрастания селения в пределах определенной местности (большей частью вдоль бассейна реки) новообразования сохраняли прежние названия селения с приставками "Нижний" и "Верхний" (если создавалось два селения), "Нижний", "Средний", "Верхний" (когда их становилось три). Таковы: Нижний и Верхний Зарамаг, Нижняя и Верхняя Саниба, Нижний, Средний и Верхний Рук, Нижний, Средний и Верхний Тмены-хъæу и т.д.

В настоящее время в горах сохранились родовые, патрономические поселения. Однако родовой характер их был утрачен в середине XIX в. и они уже не представляли собой подобия тех поселений, которые когда-то составляли родовые общины.

По количеству дворов родовые поселения подразделялись на малодворные и многодворные. Объездивший горную Осетию в нач. XIX в. немецкий ученый Ю. Клапрот писал, что осетины живут либо в селениях, либо в отдельных домах, разбросанных в горах. Он же называет селения, населенные одной фамилией: "На Гнал-доне в Тагаурии есть деревня Гнал (Гæнал — Л. Ч.), жителями которой являются свободные осетинские христиане из фамилии Цомартата(11) ".

Мелкие отселки не составляли самостоятельных общин; они жили одной жизнью с селениями, от которых отпочковались.

Источники:
11 Клапрот Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг.//Известия Северо-Осетинского института гуманитарных исследований (далее - СОИГИ). Вып. XIII, 1948, с.239.


"Осетинский аул и его традиции" Л.А. Чибиров. Владикавказ "ИР" 1995.

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru