Несомненный интерес представляет и вопрос о названиях населенных пунктов. Природа их происхождения различна. Большая часть названий отражает географические особенности местности: Фæзы-хъæу (расположенное на поляне), Дыууæдонастæу (между двумя реками), Тæгæрджын, Хæрисджын, Æхсæрджын, Нæзыджын (местности богатые кленом, ивой, орешником, елью), Хидыхъус (у моста), Кæсагджын (богатая рыбой) и т.д.
На втором месте стоят названия селений, которые носят имя своего основателя: Тмены-хъæу, Деметы-хъæу, Хъесаты-хъæу, Хæбæлаты-хъæу и т.д.
Происхождение части названий селений в горной полосе Северной и Южной Осетии до сих пор спорно и неизвестно (Слас, Регах, Лисри, Тамиск, Гуфта, Челиат, Чеселып, Ерман и др.)
Есть селения, названия которых повторяются в Северной и Южной Осетии (Тли, Балта), в пределах Северной Осетии (Нар, Саниба), что объясняется миграционными процессами. Недалеко от Цхинвала расположено сел. Цунар (Хетагурово). Основали его Хетагуровы, Мамисвы, Бигулаевы — переселенцы из Нарского прихода; отсюда и название Цунар, т.е. Цус Нар — Малый Нар. В укрупненном селении Арешперан (Кахетия) есть кварталы Мсхлеб, Елтура, Сихиат, Хвце, Гъаристау, что указывает на то, что их основателями были выходцы из одноименных сел Южной Осетии.
Объяснение названий селений находим и в народных преданиях, легендах. Название родового поселения Гаглоевых в Кусджытæ происходит от слова "куск". Основатель села Урузмаг обнаружил на месте будущего села святилище, в нише стены (куск) которого имелась чаша, постоянно наполнявшаяся пивом.
Части поселений названия дали протекающие по местности реки (Ардон, Гизель, Рук, Дзомаг).
В процессе разрастания селения в пределах определенной местности (большей частью вдоль бассейна реки) новообразования сохраняли прежние названия селения с приставками "Нижний" и "Верхний" (если создавалось два селения), "Нижний", "Средний", "Верхний" (когда их становилось три). Таковы: Нижний и Верхний Зарамаг, Нижняя и Верхняя Саниба, Нижний, Средний и Верхний Рук, Нижний, Средний и Верхний Тмены-хъæу и т.д.
В настоящее время в горах сохранились родовые, патрономические поселения. Однако родовой характер их был утрачен в середине XIX в. и они уже не представляли собой подобия тех поселений, которые когда-то составляли родовые общины.
По количеству дворов родовые поселения подразделялись на малодворные и многодворные. Объездивший горную Осетию в нач. XIX в. немецкий ученый Ю. Клапрот писал, что осетины живут либо в селениях, либо в отдельных домах, разбросанных в горах. Он же называет селения, населенные одной фамилией: "На Гнал-доне в Тагаурии есть деревня Гнал (Гæнал — Л. Ч.), жителями которой являются свободные осетинские христиане из фамилии Цомартата(11) ".
Мелкие отселки не составляли самостоятельных общин; они жили одной жизнью с селениями, от которых отпочковались.
Источники: 11 Клапрот Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг.//Известия Северо-Осетинского института гуманитарных исследований (далее - СОИГИ). Вып. XIII, 1948, с.239.
"Осетинский аул и его традиции" Л.А. Чибиров. Владикавказ "ИР" 1995.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |