Непременной составной частью любого населенного пункта является кладбище (уæлмæрд). Оно не имеет определенного места в черте селения. Как правило, для кладбища выбиралось уединенное, возвышенное место, непригодное для культурной обработки. В некоторых селениях Куртатинского и Дигорского ущелий кладбища непосредственно слились с жилыми кварталами. Побывавший в Куртатинском ущелье Ф. Гребенец писал: "Селение Даллаг-кау расположилось по обеим берегам Фиаг-дона и состоит из 62 дворов, настолько перемешанных с могильниками самого разнообразного устройства и архитектуры, что затрудняешься определить, какие из них дома, какие могильники. Около каждого могильника находится сакля, причем одну из стен сакли образует обыкновенно стена могильника(17)".
В большинстве случаев кладбище выносилось за селение, в любое направление. Однако можно привести немало примеров, когда кладбище располагалось в центре села. В тех селениях, где имелась церковь, она обычно размещалась в центральной части, и вокруг нее, как правило, размещалось и кладбище. В других случаях кладбище строилось на окраине села, но в результате разрастания селения, появления новых кварталов, кладбище оказывалось в черте селения, нередко — в центре его.
Пространство кладбища становилось священным. В предгорных районах Южной Осетии селения образовывались путем, выкорчевывания леса вокруг жилого строения. Но если из членов семьи кто-то умирал, его, естественно, хоронили в лесу. Таким образом, место вокруг погребения становилось священным вместе с произрастающим там лесом. И когда продолжалось выкорчевывание леса для превращения его в культурное поле, лес вокруг кладбища оставался нетронутым и со временем превращался в священную рощу.
В прежние времена у осетин не было обычая погребения покойника в землю; хоронили в специальных постройках — склепах (зæппадз). По мнению Г. Кокиева, основными причинами, вызвавшими к жизни склеповые сооружения и обычаи хоронить в них умерших, были, во-первых, малоземелье в нагорной полосе... и, во-вторых, культ мертвых и вытекающее из него представление народа о загробном мире, не допускавшее, очевидно, погребения умершего в землю18. Чтобы нанести обиду осетину, достаточно было сказать ему, чтобы он не попал в свой фамильный склеп. Склепы были характерны для горных и высокогорных районов Северной и Южной Осетии. "Около каждого аула в горной Осетии, — пишет Г. Кокиев, — взору исследователя представляется как-бы другой аул из разнообразных по форме и величине домиков. Это местный некрополь, располагающийся обыкновенно на возвышенных и гористых местах"19. Надземные склепы горной Осетии стали достоянием мировой исторической науки; в них происходило захоронение еще в 20-х годах.
Характер надмогильных памятников, их архитектура — самая разнообразная и зависела от многих факторов: от географической среды, религии, материальных возможностей.
Кладбища, как и склепы, строились по фамильному принципу; каждый род или патронимия имел свое кладбище или же квартал в общем кладбище. Каждый член фамилии должен был найти приют в своей родовой усыпальнице: умершего на чужбине старались привести и похоронить на родовом кладбище. Этот обычай остается в силе и по настоящее время. Чести быть похороненным на родовом кладбище лишались лица, особо осквернившие себя в глазах народа. Родовые кладбища предшествуют общесельским. Обязательный принцип — непременно быть похороненным на родовом кладбище — имел такую большую силу воздействия, что переселившихся в другие края сородичей в случае смерти хоронили в родовых усыпальницах, не считаясь ни с расстоянием, ни с трудностями. Так, жители сел. Цон Джавского района (село было основано переселенцами из Гуфта) в течение длительного времени возили хоронить своих покойников в Гуфта, несмотря на разделявшее села расстояние в 20 км. Но однажды, когда цонцы в очередной раз везли своего покойника в Гуфта, при переправе через реку они уронили его в воду. И только после этого случая жители сел. Цон решили создать собственное кладбище. Были случаи, когда покойников отправляли через перевал для захоронения на родовом кладбище. Таких примеров множество.
В прошлом некоторые алдарские и сильные фамилии имели собственные кладбища (обычно в черте приусадебного участка). Таковы Дзæппиты уæлмæрд в сел. Верхний Рук, Бицолты уæлмæрд в сел. Зар и т.д.
Кладбищу оказывалось большое уважение: постороннему человеку там нельзя было ни сидеть, ни ходить. Мусульманские кладбища обихожены лучше; они, как правило, огорожены, что не всегда увидишь в селениях с христианским населением.
Источники: 17Гребенец Ф. И. У истоков Фиаг-дона//ППКОО,кн.4, с.278. 18 Кокиев Г. А. Склеповые сооружения горной Осетии. Киев, 1929, с.24. 19 Там же, с.5.
"Осетинский аул и его традиции" Л.А. Чибиров. Владикавказ "ИР" 1995.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |