Заключение |
Автор: 00mN1ck / 8 октября 2007 / Категория: Аристократия Алан |
Нашествие татаро-монголов, а затем и серия походов Тимура стали катастрофой не только для политического образования алан. Погибло государство, едва не исчез сам народ, в этот период резко сократившийся количественно и потерявший огромную территорию. По словам современников, территория Алании стала «пустыней без владельцев». В дальнейшем остатки некогда многочисленного этноса проживали в узких горных ущельях к северу и югу от Главного Кавказского хребта. Страшные болезни (холера, оспа, чума и т. д.) косили людей, ставя на грань существования алан-осетин как народа. Об изменениях демографической ситуации на Центральном Кавказе красноречиво свидетельствуют цифры. Так, если в середине XVIII в., по источникам, только северных осетин было «более двухсот тысяч душ», то после серии эпидемий начала XIX в. их осталось всего 16 тысяч. Но на историческом пути алан-осетин подстерегали опасности не только такого рода. В позднем средневековье было утрачено даже имя народа—«аланы». Некоторые «оракулы» предрекали даже «растворение» осетин как таковых. В. Чудинов, например, писал: осетины «быстро ассимилировались», утратив свою народность, «так что среди них трудно услышать их собственный язык». И вообще, «за пределами 1830 года у осетин нет более истории». Тем не менее, несмотря на столь страшные прогнозы «специалистов», народ живет и развивается.
Осетины являются прямыми потомками алан. Но с ними связаны не только осетины. Аланы почти 1500 лет жили на Северном Кавказе, прошли богатый событиями исторический путь, создали самобытную, яркую культуру. Естественно, их вклад в современную историю и культуру народов Северного Кавказа значителен. Будем надеяться, что будущие исследования раскроют эту проблему во всей полноте.
Историю средневековых алан автор данной книги рассматривал I через призму деятельности аристократии, в первую очередь и главным образом—военной аристократии. Прием этот не нов. Вспомним хотя бы труд Н. И. Костомарова «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Такой подход позволяет в какой-то мере освободиться от традиционной для науки «ограниченности сюжетов, замыкания их в круг того, что составляло лишь вершину исторического айсберга» (В. Л. Янин).
Раскрытие истории алан посредством портретной галереи военной аристократии обусловлено не только состоянием источников, но и стремлением показать ведущую роль этого класса и в других сферах жизни общества. Именно военная аристократия сыграла ключевую роль в формировании аланского государства; она же стояла на страже его границ, защищая тем самым интересы всех алан. Если обратиться к более поздним периодам, то, как блестяще показала Г. Т. Дзагурова в своей книге «Под российскими знаменами», военная интеллигенция осетин отличилась не только на полях сражений, но и в сугубо гражданских делах. Это и открытие новых школ на свои средства, и помощь в обучении одаренных детей (независимо от сословного происхождения) в столице России, помощь представителям местной интеллигенции и т. д.
Хочется надеяться, что предложенная вниманию читателей книга явится посильным вкладом в дело удовлетворения многократно возросшего интереса к истории республики. Причины этого феномена очевидны: кардинальные изменения в быту и обществе, острые военные конфликты на севере и юге породили во всех слоях населения потребность осознать свой исторический путь, выяснить, что в нем заслуживает внимания, что — отрицания, ибо без анализа достижений и ошибок невозможна верная оценка настоящего и прогнозирование хотя бы ближайшего будущего.
"Аристократия Алан" Ф.Х. Гутнов. Владикавказ "ИР" 1995.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |