Осетия в середине XIX в. |
Автор: 00mN1ck / 9 марта 2007 / Категория: Исторический Атлас |
Осетия в середине XIX в.
Во второй трети XIX в. продолжался сложный политический процесс взаимного приспособления Осетии и России. Совершенствуя административную систему, власти стремились учитывать исторические особенности политической организациц осетин. Развитие методов управления основывалось на использовании институтов осетинской гражданской общины: традиционных форм народного представительства и посреднического суда. Но главным принципом в установлении имперской администрации был не этнический, а территориальный. Важнейшим его дополнением служила на Кавказе военно-стратегическая целесообразность. Поэтому при создании российского управления Кавказом Осетия была разделена между несколькими территориально-административными единицами Северного Кавказа и Закавказья. Середина XIX в. - период коренных сдвигов в экономической, социальной и культурной жизни Осетии. Освоение плодородной равнины изменило специализацию, техническое оснащение и формы ведения хозяйства. Расширились связи со всероссийским рынком, быстро выросло товарное производство в сельском хозяйстве и ремесле. Появились первые промышленные предприятия. В новых условиях наиболее устойчивым и жизнеспособным хозяйственным организмом оказалась крестьянская ферма. Свободное осетинское крестьянство ожидало и требовало от правительства землевладельческих прав и социальных гарантий. Широкую волну крестьянских выступлений вызвала попытка властей поддержать притязания грузинских князей на земли в закавказской Осетии. Вершиной народного гнева стало восстание 1848-1850 гг., возглавленное Махаматом Томаевым. Восстание подавили российские войска, но вскоре правота осетин была подтверждена решением Сената. Еще раз признав независимость южных осетин, Сенат отвел все притязания Грузии на власть в южных осетинских обществах. На севере социальный конфликт между знатью и крестьянством, возникший по поводу прав на равнинную землю, закончился крушением всей системы феодальной зависимости. Перестав выполнять повинности, крестьяне продолжали пользоваться землей. Правительство отказалось защищать интересы осетинских помещиков, считая экономической и политической опорой государства свободное крестьянское хозяйство. С 1853 по 1867 г. в Осетии была проведена крестьянская реформа. Ее основные принципы - наделение осетинских сельских общин казенной землей; личная свобода всех сословий; раздельное поселение бывших господ и их подвластных, а также христиан и мусульман. В середине XIX в. на Осетинской равнине сформировалась новая система поселений. Для размещения казачьих станиц были передвинуты осетинские деревни и сокращены их земельные наделы. Казачья кордонная линия создавалась для охраны Военно-Грузинской дороги и преграждения связей между восточным и западным очагами Кавказской войны. В ходе крестьянской реформы жители небольших осетинских деревень были собраны в крупные селения, а мусульманское меньшинство впервые в осетинской истории расселено отдельно от христиан. Реформа имела и драматические последствия. Около четверти населения северных обществ, в том числе большинство знати, исповедовало ислам. Не желая мириться с потерей феодальных привилегий,аристократическая оппозиция, возглавила движение за переселение в Турцию. Генерал Мусса Кундухов, стал главным идеологом и вождем переселенцев-мухаджиров. Их число доходило до трех тысяч человек. Это были представители наиболее престижных и социально активных групп осетинского населения. В середине XIX в. в Осетии совершился культурный переворот - общество обратилось к развитию школьного образования, преодолению сословных предрассудков и регионального разделения Осетии. Объединив в своих рядах выходцев из разных социальных слоев, осетинская интеллигенция занялась просвещением народа. Вышедшая в 1844 г. «Осетинская грамматика» Андрея Шегрена заложила основу для научного изучения осетинского языка, сделала общедоступным овладение осетинской грамотой. Особую роль в развитии образования сыграли осетинские священники во главе с Аксо Колиевым и Иосифом Чепиговским. Начало собиранию и изучению народной культуры положили этнографы и фольклористы Василий Цораев, Иналук Тхостов, Джантемир и Гацир Шанаевы.
Осетинская церковь во Владикавказе (фото XIX в. и современный вид)
Храм в селении Джер - святилище Уастырджи
Титульный лист «Осетинской грамматики» Андрея Шегрена
Осетии XIX века. Худ. А.Джанаев
|