поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
Автор: 00mN1ck / 21 сентября 2007 / Категория: Осетинский аул и его традиции
СОДЕРЖАНИЕ


Примечание

Формирование селений в горах и на равнине
Время и процесс образования селений
Выбор места для поселения
Происхождение названий селений
Родовые и многофамильные селения

Составные компоненты поселения
Водный источник
Мельница
Культовое место
Кладбище
Ныхас

Сельская община
Собственность общины
Коллективная солидарность общинников
Фидиуæг

Духовная жизнь осетинского села
Пантеон
Народные праздники (Дзуары бон)

Нравственный кодекс осетина
Почитание старших
Честь и достоинство мужчины
Уважение к женщине
Культура осетинского застолья

Традиционное гостеприимство
Вместо заключения
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Автор: 00mN1ck / 20 сентября 2007 / Категория: Осетинский аул и его традиции
Безусловно, к наследию прошлого необходимо критическое и вдумчивое отношение. Однако критика должна быть разумной, конструктивной, чтобы мы смогли сохранить лучшие традиционные нормы поведения предков и передать их грядущим поколениям. Из всего вышеизложенного ясно, что очень многое из духовного наследия осетинского народа не только не изжило себя, но наоборот, вполне отвечает требованиям сегодняшнего дня, актуально и в какой-то степени даже спасительно для общества. Только при условии бережного отношения к наследию предков мы сохраним свое лицо, национальную гордость, заслужим большее уважение среди других народов, займем подобающее место в ряду цивилизованных наций.
ТРАДИЦИОННОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО
Автор: 00mN1ck / 20 сентября 2007 / Категория: Осетинский аул и его традиции
Гостеприимство — одна из важнейших народных тра­диций. Много гостей бывало на праздниках, поминках, раз­личных пиршествах. В зависимости от цели приезда соблю­дались и особенности этикета. Постараемся разглядеть весь спектр обычаев, связанных с гостеприимством, которое, по выражению Вс. Миллера, составляло выдающуюся черту осетин(54).
КУЛЬТУРА ОСЕТИНСКОГО ЗАСТОЛЬЯ
Автор: 00mN1ck / 17 сентября 2007 / Категория: Осетинский аул и его традиции
В отличие от современного стола, заставленного все­возможными блюдами и напитками, в прошлом столы накрывались более скромно в смысле разнообразия пищи.

3а столом, как правило, рассаживались, строго соблю­дая старшинство. Исключение делали для гостей, которых сажали на почетные места, ближе к старшим. Возрастной ценз при рассаживании участников трапезы соблюдался так строго, что эта процедура отнимала порядочное время и породила поговорку: "Пока осетины расселись за столом, мель­ница намолола целый мешок зерна" (Цалынмæ ирæттæ фынджы уæлхъус бадтысты, уæдмæ куырой голладжы дзаг 'рыссыдта).
УВАЖЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ
Автор: 00mN1ck / 16 сентября 2007 / Категория: Осетинский аул и его традиции
Разрабатывая проблемы будущего переустройства человечества, великий социалист-утопист Шарль Фурье много внимания уделял вопросу о положении женщины в обществе. Он писал, что развитие данной исторической эпохи всегда можно определить степенью продвижения женщины к свободе, взаимоотношениями, складывающимися между сильным и слабым полом, степенью эмансипации женщины.
ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО МУЖЧИНЫ
Автор: 00mN1ck / 15 сентября 2007 / Категория: Осетинский аул и его традиции
"Когда горит аул, то невозможно, чтобы твоя сакля уцелела". В этой поговорке заложена идея коллективизма, идея общности интересов: чтобы дом твой не сгорел, с пожаром надо бороться всем аулом. Осетин чувствовал себя членом того общества, в котором жил, ревностно защищал его интересы, понимая, что от благополучия общества зависело и благополучие его семьи.
ПОЧИТАНИЕ СТАРШИХ
Автор: 00mN1ck / 14 сентября 2007 / Категория: Осетинский аул и его традиции
В наше сложное время, когда с невероятной быстротой рушатся прежние общественно-политические порядки и происходит ломка стереотипных представлений в поведении и образе жизни людей (к которым наше общество оказалось неподготовленным), образовавшийся вакуум в общественной жизни порою заполняется явлениями, противоречащими не только лучшим традиционным нормам поведения наших предков, но и общечеловеческим ценностям вообще.
НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ (ДЗУАРЫ БОН)
Автор: 00mN1ck / 13 сентября 2007 / Категория: Осетинский аул и его традиции
Жизнь осетин в горах Центрального Кавказа в прошлом была нелегкой. С величайшим трудом горцу-осетину при­ходилось добывать средства к существованию в суровых горных условиях. Однако это не означает, что горец от ро­ждения до самой смерти пребывал в аду: бывали в его жизни и радостные события. Такими были торжества в семей­ном кругу, пиршества в честь рождения мальчика, свадьба, и, конечно, дни многочисленных народных праздников в течение года.
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОСЕТИНСКОГО СЕЛА
Автор: 00mN1ck / 11 сентября 2007 / Категория: Осетинский аул и его традиции
Тяжесть жизни в условиях сурового климата горных ущелий способствовала укреплению в сознании осетин-горцев различных суеверий и предрассудков, для которых была характерна неоформленность и мистическая неопределен­ность содержания. Среди переселенцев на плоскость эти суеверия сохранились в значительно меньшей степени.
ФИДИУÆГ
Автор: 00mN1ck / 10 сентября 2007 / Категория: Осетинский аул и его традиции
Важной фигурой в общине был фидиуæг (букв, крикун, глашатай). В его функции входило оповещение всех жите­лей села об общественных постановлениях, принятых на ныхасс; сообщение новостей, приглашение на свадьбу, по­хороны, призыв односельчан на военный поход.
КОЛЛЕКТИВНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ ОБЩИННИКОВ
Автор: 00mN1ck / 9 сентября 2007 / Категория: Осетинский аул и его традиции
Сельская община регулировала все основные вопросы хозяйственной жизни. В горных селениях Южной Осетии (Кударское ущелье) к пахоте приступали во вторник вслед за Куадзæн (пасхой). Если еще держался снег или была не­настная погода, то начало пахоты откладывали до следующего вторника и т.д. Никто не имел права начинать пахоту раньше, чем приступит к этому делу вся община, точно так же никто в прошлом не имел права начинать покос раньше односельчан; он должен был дождаться праздника Атынæг, решения сельского схода о совместном начале сенокоса и только вместе с другими общинниками в условленное вре­мя приступить к покосу.
СОБСТВЕННОСТЬ ОБЩИНЫ
Автор: 00mN1ck / 5 сентября 2007 / Категория: Осетинский аул и его традиции
Основное территориальное ядро осетинского селения — ущелье (ком). Все население ущелья нередко располагало общими пастбищами, святилищами.
СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА
Автор: 00mN1ck / 5 сентября 2007 / Категория: Осетинский аул и его традиции
Селение, хотя оно и состояло из отдельных патриар­хальных и индивидуальных семейств, было единым орга­низмом, общиной, где господствовала коллективная соли­дарность, основанная на коллективной собственности.
НЫХАС
Автор: 00mN1ck / 4 сентября 2007 / Категория: Осетинский аул и его традиции
Каждый населенный пункт имел свой естественный центр, сельскую площадь, куда собирались жители в сво­бодное от работы время. На такой площади в центре селе­ния, как правило, располагался ныхас — орган управления рода, затем сельской общины.
КЛАДБИЩЕ
Автор: 00mN1ck / 4 сентября 2007 / Категория: Осетинский аул и его традиции
Непременной составной частью любого населенного пункта является кладбище (уæлмæрд). Оно не имеет опре­деленного места в черте селения. Как правило, для кладби­ща выбиралось уединенное, возвышенное место, непригод­ное для культурной обработки. В некоторых селениях Куртатинского и Дигорского ущелий кладбища непосредствен­но слились с жилыми кварталами.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru