Главная > Осетинский аул и его традиции > КОЛЛЕКТИВНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ ОБЩИННИКОВ
КОЛЛЕКТИВНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ ОБЩИННИКОВ9 сентября 2007. Разместил: 00mN1ck |
Сельская община регулировала все основные вопросы хозяйственной жизни. В горных селениях Южной Осетии (Кударское ущелье) к пахоте приступали во вторник вслед за Куадзæн (пасхой). Если еще держался снег или была ненастная погода, то начало пахоты откладывали до следующего вторника и т.д. Никто не имел права начинать пахоту раньше, чем приступит к этому делу вся община, точно так же никто в прошлом не имел права начинать покос раньше односельчан; он должен был дождаться праздника Атынæг, решения сельского схода о совместном начале сенокоса и только вместе с другими общинниками в условленное время приступить к покосу. К покосу и пахоте осетины приступали исключительно во вторник. И вообще у осетин было четкое представление о рабочих и запретных днях, которые в прошлом строго соблюдались. Как писал один из авторов начала XIX века, осетины "занимаются различными работами и рукоделиями только три с половиною дня или ровно половину недели: у них воскресенье, понедельник, пятница и первая половина субботы суть праздничные... Одна только крайняя необходимость может допустить осетина приняться за работу в пятницу и субботу, и разрешение на сие он обязан купить кровью тучного барана, принесенного в жертву и мясом оного угостить ближайших своих соседей"(27). Община регулировала пользование лесом, пастьбу скота, охрану нив. Каждый год решением общины регулировался и севооборот. Каждый общинник имел право безвозмездно пользоваться мельницей, когда она свободна. На коллективном попечении общинников были пути сообщения, прокладывание новых дорог, строительство мостов. Коллективная солидарность общинников особенно ярко раскрывается в обычае взаимопомощи осетин зиу, на котором хочется остановиться более подробно. Среди традиций сельской общины по своему значению и живучести особо выдающееся место занимает обычай трудовой взаимопомощи зиу. Своими корнями он уходит в глубокое историческое прошлое. Еще в хозяйственном быту предков осетин, должно быть, практиковалась взаимопомощь в различных видах трудовой деятельности, особенно в земледелии. Об этом свидетельствует выражение, встречающееся в осетинском фольклоре: "Нет сильнее того, кто своим трудом обрабатывает пашню". При обработке земли и других тяжелых работах осетины обычно говорили: "фыдæбон кæнын", что равнозначно русскому "мучаюсь". Будучи одной из форм производственной кооперации, обычай трудовой взаимопомощи порожден коллективным владением средствами производства и является формой кооперации, свойственной сельской общине. Наиболее распространенной формой взаимопомощи при пахоте была помощь, основанная на договорных началах — цæдис (объединение, союз) галæмбал (букв, "товарищ по объединению быков"), т.е. супряги. Определенный круг родовой или сельской общины условливался по очереди взаимно помогать друг другу при пахоте. При этом объединялись рабочий скот, орудия труда, инвентарь, рабочая сила. Соединение в цæдис вызывалось хозяйственной необходимостью, так как большинство крестьянских хозяйств не имело требуемого для пахоты количества тягловой силы, сельскохозяйственных орудий. В горных районах к объединению в цæдис прибегали реже. Для обработки полей здесь пользовались сохой (дзыбыр), запряженной парой быков. Для этого между двумя заинтересованными сторонами, имевшими по быку, заключалось соглашение, по которому каждый хозяин пользовался обоими быками поочередно. Относительно более широкое распространение цгедис получил в тех районах Северной и Южной Осетии, где в плуг запрягали от двух до четырех пар быков ( при вспашке деревянным ирон гутон) и до семи-восьми пар (при вспашке тяжелым плугом). Поскольку редко кто имел такое количество рабочего скота, вспашка становилась возможной только при объединении в цæдис. Участники подобного трудового объединения получали количество рабочих дней пропорционально участию в нем рабочей и тягловой силы, инвентаря. При этом высоко ценились дорогостоящие части плуга, такие как лемех, резец. Так, например, на крестьянина, вступившего в объединение с одним волом, работали один день, с парой волов — два дня,' с плугом — два дня, с сошником — один день и т.д. Более разработанная система оценки всего, что поступало в общее пользование при объединении, существовала в низменных районах Южной Осетии. За железные части плуга требовалось три дня пахоты, за деревянные части — один, за ремни, необходимые для упряжи — два, за труд погонщика быков — два, плугаря — четыре, за охрану скота во время пахоты — два дня и т.д. (28) В равнинной полосе Северной Осетии, где осуществлялся передел земельных угодий между членами сельского общества, а затем и по отдельным дворам, прибегали к следующему объединению: родственники или другие члены общества "брали общий участок (иумæйаг хуым), совместно его пахали и лишь после этого делили по паям и каждый засевал и убирал свой пай самостоятельно”(29). В тех случаях, когда у осетина-бедняка совсем отсутствовал рабочий скот, он брал во временное пользование одного вола у тех, кто их имел много, за что кроме этого вола должен был взять у него еще одного вола на свое попечение и кормить его в течение всей зимы. Этот взятый на прокорм бык назывался бæрнаг(30). Другим волом он распоряжался до окончания весенне-полевых работ как своим собственным. Супряги были широко распространенной формой помощи у народов Кавказа, Средней Азии, Древнего Востока, Восточной Европы. Следующий вид помощи — зиу — это помощь, оказываемая соседу, родственнику, односельчанину, который в силу каких-то непредвиденных обстоятельств (смерть кормильца, падеж скота, стихийное бедствие), нуждался в поддержке, в частности, не мог обработать участок земли собственными силами. Идя на такую помощь, каждый участник зиу оказывал помощь либо собственным участием, либо орудиями труда, либо тягловой силой. С течением времени сфера распространения благотворительной помощи значительно расширилась. К ней стали прибегать в самых различных жизненных ситуациях: при строительстве жилища, при заготовке дров на зиму, уборке урожая, при прядении шерсти, при организации свадебного и поминального застолья. Во взаимопомощи нашло свое выражение чувство коллективизма и товарищеской солидарности. Как правило, зиу устраивали по субботам. Слегка перекусив, участники зиу при восходе солнца, в сопровождении песен, восхвалявших весну, хозяина, дружно брались за работу. На помощь выходило все взрослое трудовое население. Работа шла быстро, в виде трудового соревнования, ибо смысл мероприятия заключался в том, чтобы именно сегодня прийти на помощь нуждающимся. Каждый из участников хотел поработать больше другого, показать искренность своего участия и бескорыстность оказываемой помощи, превзойти других в работе, чтобы потом удостоиться похвал своих односельчан. Быть победителем на подобных трудовых соревнованиях было очень почетно. До сих пор сохранилось выражение: "Кæд мын зиуы нæ фæуæлахиз дæ" (Как будто победил во время зиу). Как правило, помощь заканчивалась обильным угощением, во время которого победитель трудового дня удостаивался почетного бокала и лучшего куска жертвенного животного (сгуы). Эффект подобного награждения был велик, ибо это возвышало человека среди окружающих. В этнографических источниках встречается немало примеров бескорыстной помощи нуждающимся семьям со стороны общества. Вот некоторые из них. В 1914 г. на страницах газеты "Кавказское слово" была опубликована статья С. Каргинова "Война и осетины". Освещая работу "Комитета по оказанию помощи семьям ушедших на войну", автор пишет: "Сами жители аулов... на широких началах выполняют в отношении к семьям военнослужащих так называемый обычай "зиу". По этому обычаю на обязанности жителей всего аула издревле лежит поддерживать существование тех бедняков — вдов, сирот, дряхлых стариков и старух в ауле, кои собственными силами не в состоянии добывать себе кусок хлеба. Этим, между прочим, объясняется и то, что во всей Осетии до сих пор нигде не встретите ни одного нищего на улице, ибо попрошайничество совершенно воспрещается обычаем зиу, как основанном на чувстве единения, развившемся в народе веками. К категории этих нуждающихся, беспомощных в аулах Осетии ныне отнесены и семьи ушедших на войну, для коих жители аула совместными силами выполняют все их сельскохозяйственные работы, убирают хлеб, косят сено, пашут и сеют, доставляют топливо и т.д. Благодаря столь организованной общественной помощи в настоящее время семьи ушедших из Осетии на войну обеспечены настолько, что в их хозяйстве не наблюдается пока никакой дезорганизации"(31). В 1899 г. при пожаре было уничтожено свыше 20 дворов Гокинаевского хутора Черноярской станицы. В этой связи через газету "Казбек" К. Хетагуров обратился со специальным письмом к землякам с просьбой прийти на по мощь пострадавшим жителям хутора. Коста писал: "Вспомните наш лучший традиционный обычай зиу, когда каждый осетин от всей души откликался на нужды другого, не принимая во внимание ни родство, ни своих личных интересов. Молодежь отправлялась на луга и в несколько часов покончив покос лишенной рабочей силы бедной семьи, с песнями возвращалась в аулы. Молодые женщины в свою очередь снимали хлеб с небольшой нивы нуждающейся семьи. При стихийных бедствиях каждый не лишенный способности ходить осетин при малейшей тревоге спешил на место происшествия и по мерс сил и возможностей помогал пострадавшим чем и как мог: личным трудом, сеном, соломой, дровами, строительным материалом и пр." (32) На призыв Коста откликнулись многие энтузиасты, оказавшие безвозмездную помощь пострадавшим от стихии жителям Черноярской станицы. Пострадавшей семье дарили телят, коз, овец, домашнюю птицу. При этом следует обратить внимание на то, что каждый из даривших мог оказаться в беде, стать перед необходимостью обратиться за помощью к соседям, односельчанам. Поэтому лиц, уклоняющихся от помощи пострадавшей семье, практически не бывало. Третий пример, который описан проф. Магометовьгм, переносит нас в первые годы Советской власти в Северной Осетии, пережившей тяжелое время гражданской войны и иностранной интервенции. В одном из селений пришли в полное разорение дом и хозяйство вдовы с малолетними детьми: дом ее стал разваливаться, усадьба не была огорожена, некому было обработать пахотный участок. Разумеется, при своей крайней материальной нужде она не могла призвать односельчан на помощь. И вот однажды во двор к ней неожиданно въезжает целая вереница подвод, груженных дровами и хворостом. Узнав о том, что сельчане по своей инициативе устроили зиу, вдова пришла в ужас: ведь по обычаю она обязана была их угостить, а угощать было нечем. Но через некоторое время в ее дом вошла группа женщин каждая с приношениями — хуын — для угощения мужей, сыновей — участников зиу. Участники взаимопомощи возвели забор вокруг усадьбы из хвороста, отремонтировали дом и привели в порядок все, что требовало применения физической силы. К концу дня к дому подошла другая группа мужчин, которая обработала и засеяла пахотный участок вдовы(33). Трудно даже выразить словами, насколько трогательно и дорого такое внимание, такая забота односельчан: обычай зиу не утратил своего значения и в советское время. Особенная нужда в обычае взаимопомощи возникла в годы Великой Отечественной войны, когда большая часть трудоспособного населения ушла на фронт. В эти годы в селах Северной и Южной Осетии развернулся всенародный почин по оказанию помощи в восстановлении разрушенных домов, в строительстве новых жилищ, в обработке пахотных участков, в разнообразной помощи вдовам и инвалидам войны. Лучший традиционный обычай — зиу, пройдя тысячелетнее испытание жизнью, не только сохранился в нашем быту, но и является составной частью нашей общественной жизни. Он относится к числу тех прогрессивных национальных традиций, над которыми время не властно, которые служили прошлым, служат нынешним и будут служить грядущим поколениям. Общинная солидарность была так нерушима, что каждый член общины старался ничем не подвести своих односельчан, старался, чтобы из-за него или его семьи не было опозорено селение. О силе этого негласного закона ярко говорит и отсутствие попрошайничества среди осетин как в прошлом, так и ныне. Если семья оставалась без кормильца и сироты не имели возможности сами выбиться в люди, их брал к себе ближайший родственник по отцу, а если его не было — по матери. Сирот ничем не выделяли среди своих детей. Мы, осетины, имеем высокое основание гордиться этим гуманнейшим неписаным законом, унаследованным от предков, обязаны сохранить его и передать грядущим поколениям. Источники: 27 Из писем из Осетии//ППКОО, кн.1. Цхинвали.1981, с.43. 2S Ковалевский М. М. Современный обычай и древний закон// Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении, т.Т-П. М.1886, с.207. 29 Калоев Б. А. Земледелие и землепользование у моздокских осетин //СЭ. 1952, №1,с.18. 30 Тедеев Г. 3. Термины, связанные со вспашкой //Известия Юго-Осетинского научно-исследовательского института (далее — ЮОНИИ), вып. XVI, 1969, с.157. 31 Каргинов С. Война и осетины //ПГТКОО, кн.2. Цхинвали,1982, с.39. 32 Коста Хетагуров. Собр. соч. в 5-ти томах, т.4, с.212. 33 Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968, с.447. "Осетинский аул и его традиции" Л.А. Чибиров. Владикавказ "ИР" 1995. при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Вернуться назад |