поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Родильные обряды осетин в зарисовках М. С. Туганова
Автор: 00mN1ck / 1 октября 2019 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
Родильные обряды осетин в зарисовках М. С. ТугановаВ традициях любого народа особое место занимают обряды, связанные с рождением ребенка. Высокая женская и особенно детская смертность у многих народов мира предопределили формирование комплекса родильных обрядов, основанных на древних религиозных представлениях и предохранительной магии. Рассматриваемый цикл обрядности обстоятельно описан у осетин, с привлечением архаичного полевого материала, который успели зафиксировать исследователи 1950‑1960 гг. Однако реконструкция родильной обрядности, ее глубокий анализ требуют привлечения дополнительных источников. В настоящей статье ставится задача рассмотрения родильной обрядности осетин с применением метода визуальной антропологии. Визуальные свидетельства дают яркое представление о традиционном аспекте жизни народов, открывают новые пути к пониманию прошлого, обогащая способы анализа данных. В качестве визуального источника, как правило, используются фотографии, фото и киносъемки. Мы предлагаем рассмотреть информационные возможности зарисовок и графических рисунков как визуального этнографического источника. Зарисовка как документ, зафиксированный текст, который создавался в реальности и повествует о ней, требует прочтения символов и знаков, сублимирующих в себе информацию. В статье предпринимается попытка исследования комплекса родильных обрядов осетин через призму этнографических зарисовок Махарбека Сафаровича Туганова – первого профессионального осетинского художника, основоположника реалистического направления в изобразительном искусстве осетин. Созданные им в конце 20‑х – начале 30‑х гг. ХХ в. зарисовки «Роды в хлеву» и «Торжественный ввод невесты с новорожденным из хлева в хæдзар» рассматриваются в контексте обрядности детского (родильного) цикла осетин. Зафиксированные художником детали, их корреляция с полевыми и письменными этнографическими источниками существенно дополняют имеющиеся представления о родильной обрядности. Отдельные черты зарисовок, которые пока не удается «прочитать», стимулируют дальнейший научный поиск, формируют новые вопросы к информантам и подтверждают возможность использования зарисовки как этнографического источника.
Осетинская традиционная культура воспитания
Автор: 00mN1ck / 29 декабря 2017 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
Осетинская традиционная культура воспитанияВ статье рассматриваются вопросы осетинского традиционного воспитания детей и юношества; анализируются приемы, методы и формы осетинской этнопедагогики; приводятся народные факторы воздействия на духовное, физическое, эстетическое, умственное, патриотическое становление личности.

Осетинская традиционная культура воспитания – это сфера материальной и духовной культуры осетинского народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Ее проявлением являются колыбельные песни, игрушки, детская одежда и игры, детский фольклор, правила кормления детей, средства и методы их поощрения и наказания, а также другие элементы этнокультурного наследия. Назначение осетинской традиционной культуры воспитания синонимично таким понятиям, как «народная мудрость воспитания», «педагогическая мудрость», «народная педагогика», и состоит в обеспечении преемственности связи поколений.
Основой для формирования системы этнических ценностей осетинского народа являлся исторический социальный опыт, народные традиции, являющиеся сводом нормативных систем и регулирующие поведение людей. Народные установки, рекомендации и понятия о воспитании были включены в широкий этнокультурный контекст, они формулировались и обобщались посредством фольклора. В осетинских сказках, загадках, поговорках, легендах, эпосе содержатся сюжеты и идеи воспитательного характера. В них в художественной форме запечатлены педагогические закономерности, факторы и средства воспитания, способствующие становлению гармонически развитой личности. Эти крупицы этнопедагогических знаний фольклорная традиция бережно хранила и обогащала, а народная мудрость свидетельствовала, что нет худшей беды для семьи, чем плохо воспитанные дети: «Ничто так не сокрушает сердце родителя, как горечь от плохого потомства», – гласит осетинская пословица.
Современная осетинская поэзия: жизнь после
Автор: 00mN1ck / 20 декабря 2017 / Категория: Авторские статьи, Культура
Современная осетинская поэзия: жизнь послеВ статье представлен обзор осетинской поэзии перестроечных лет (1985‑1991 гг.) и постсоветского периода (1992‑2000‑е гг.). В ней в общих чертах воспроизводится специфичность состояния художественного сознания осетин в границах вышеозначенных хронологических срезов. Делается попытка на фоне радикальных политико-экономических преобразований, духовно-ценностных сдвигов в обществе проследить эстетико-смысловую иерархию поэзии указанных лет, обрисовать неоднозначную атмосферу идеологических размежеваний в литературной среде. Наряду с проблемно-тематическими приоритетами и узловыми тенденциями творчества уже состоявшихся мастеров слова особое внимание уделяется пространству поэтического мира, формируемого новой генерацией стихотворцев. Не претендуя на исчерпывающую полноту, автор показывает абрисы поэтов, чьи творческие дебюты в основном пришлись на постперестроечное время, а потому несут в себе элементы несколько иного восприятия жизни и своего места в ней, демонстрируют свою логику «притяжения-отталкивания» при соприкосновении с национальной традицией и с опытом мировых духовно-ментальных практик. Статья предназначена для специалистов по осетинской филологии, а также широкого круга читателей, интересующихся поэтической картой Осетии.
Дугъ
Автор: 00mN1ck / 11 мая 2017 / Категория: Газета СО, Культура
ДугъОсетинские скачки – дугъ – относят к архаичным обрядам. Отметим, однако, что обряд скачек не нашел должного отражения в литературе. Первое упоминание обряда скачек в честь умершего находим в известном труде Вахушти Багратиони «Описание царства Грузинского». Дается и интерпретация обряда, объясняются его смысл и значение: «Для спасения и поминовения душ своих усопших (осетины) умеют устраивать скачки, что называют доги: конных людей пускают взапуски с двух-, трехдневного расстояния, и который из них раньше доскачет до назначенного места, тому и дают подарок и устраивают угощение и большое веселье, кто как может. И полагают, что это утешает и спасает души их усопших».
Юлиус Клапрот также отметил этот интересный обряд: «Для того чтобы обеспечить покой душам умерших, осетины придерживаются удивительного обычая, называемого дог. Два или три всадника поднимаются на некотором расстоянии друг от друга примерно на 10 верст по крутой горе, и тот, кто первый достигнет самой высокой вершины, почитается и одаривается остальными, после чего все присутствующие выражают свою радость и веселье танцами и пиршеством».
Верховой конь в свадебном одаривании у осетин
Автор: 00mN1ck / 27 декабря 2016 / Категория: Новая история, Культура
Верховой конь в свадебном одаривании у осетинВ данной статье рассмотрен один из значимых в прошлом у осетин свадебных обычаев, предполагавший преподнесение верхового коня стороной жениха ближайшим родственникам невесты. Особое внимание уделено разрешению дискуссионного вопроса, связанного с образом коня, известного под эвфемистическим названием «фаты бæх». В работе обобщен доступный на сегодняшний день материал, на основе анализа которого освещен исследуемый вопрос.
Одним из элементов традиционной свадебной обрядности является взаимное одаривание роднящихся сторон. У осетин в прошлом среди всех прочих подарков особое место занимали верховые лошади. В основном лошадей получали ближайшие родственники невесты, сторона невесты также могла преподнести зятю коня. Лошади обязательно должны были быть верховыми, приспособленными к военно-походному использованию. На наш взгляд, данный обычай является отражением роли и места верхового коня в жизни осетин и влияния военного быта на традиционную свадебную обрядность в прошлом. По этой причине исследование этого обычая имеет актуальное значение при изучении военной культуры осетин. Рассмотрение данного вопроса позволит расширить наши знания и по традиционной культуре осетинского народа в целом.
Кусарт кæныны æгъдæуттæ ирон адæммæ [Обряд жертвоприношения у осетин]
Автор: 00mN1ck / 12 декабря 2016 / Категория: Культура, Религия
Кусарт кæныны æгъдæуттæ ирон адæммæ [Обряд жертвоприношения у осетин]В статье рассматривается традиционный обряд жертвоприношения у осетин, весьма распространенный в современном обществе. Этот обряд относится к базовым основаниям традиционной культуры, картины миропонимания предков современных осетин. Несмотря на запретительные практики российской, а затем и советской системы, древний обряд никогда не прекращал своего бытования. Он исполняется на религиозных празднествах, в семейной и общинной обрядовой жизни, на всех крупных мероприятиях. Вместе с тем, обряд жертвоприношения оброс совершенно неправильными толкованиями, фальсификациями, фантазиями, извращающими его первоначальную смысловую нагрузку. В настоящей статье предпринимается попытка восстановить первичный пласт обряда, объяснить происхождение более поздних напластований и их смыслов, понять феномен его «долголетия», определить перспективы в развивающемся социуме.
O значении коня фаты бæх в свадебной обрядности осетин
Автор: 00mN1ck / 6 декабря 2016 / Категория: Новая история, Культура
O значении коня фаты бæх в свадебной обрядности осетин
Статья посвящена рассмотрению одного из важнейших элементов свадебной обрядности осетин — обычаю дарения коня, обозначавшегося термином фаты бæх («конь стрелы»). Изучение историографии вопроса выявляет некоторые существенные неточности в трактовке этнографических сведений о фаты бæх. В частности, источники не подтверждают толкование фаты бæх как коня, преподносимого в дар отцу невесты. Их анализ приводит к выводу о локальных особенностях, присущих данному обычаю в разных осетинских обществах: у тагаурцев и алагирцев получатели коня фаты бæх не персонифицированы (родственники невесты), у куртатинцев же этот подарок определенно преподносили матери невесты.
Народные музыкальные инструменты осетин и связанные с ними мифологические представления
Автор: 00mN1ck / 2 декабря 2016 / Категория: Авторские статьи, Культура
Народные музыкальные инструменты осетин и связанные с ними мифологические представленияВ статье прослеживаются мифологические основы, историческая динамика и обозначаются пути дальнейшего развития традиционной инструментальной культуры осетин. Кроме того раскрывается сакральное значение осетинских аутентичных музыкальных инструментов, которые являются неотъемлемой частью этнической памяти народа.

Мифологические представления осетин, уходящие корнями в глубокую древность, являются ценным источником сведений о культуре индоевропейцев, в частности, содержат историко-этнографические данные о традиционных музыкальных инструментах. В совокупности с анализом материалов по осетинскому фольклору, они позволяют глубже понять символику и функции старинных музыкальных орудий, сохранившихся в осетинской культуре до наших дней.
Об этнографическом изучении нравственного концепта «честь» (на осетинском материале)
Автор: 00mN1ck / 12 ноября 2016 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
Об этнографическом изучении нравственного концепта «честь» (на осетинском материале)В статье обосновывается необходимость историко-антропологического (этнологического) изучения нравственного концепта «честь» как существенной части этнокульурного и социального опыта каждого этноса. Для более перспективного осуществления этой задачи предлагается использовать два исследовательских подхода: аксиологический и институциональный. В рамках первого «честь» рассматривается как категория этнографического анализа и парадигма этнического мышления, которую уместно изучать через систему образов, моральных предпочтений, ценностных конструктов мышления, нравственных мотиваций, духовных накоплений народа и т.д. Во втором случае аспекты этнокультурного феномена «честь» анализируются в контексте исторически сформировавшихся правовых, этико-эстетических установок, личностных образов, «исконных» типов социальных реакций и пр. Исходя из принципов научной объективности этнографическая природа феномена «честь» рассматривается в контексте социального и духовного опыта разделенного осетинского народа. Использование историко-ретроспективного метода позволяет рассматривать абстрактный концепт «честь» как вполне конкретный фактор этнической культуры осетин, иерархию ценностей и своеобразную ментальную структуру народа. На этнографическом материале анализируется иерархия конкретных аспектов «честного имени». Моральные и психологические установки, исторически сформировавшиеся и объединенные в этнический (осетинский) концепт «честь», анализируются в двух ипостасях: как часть гуманитарной культуры (нравственная мотивация устоявшихся моделей поведения) и соционормативной культуры (нравственно-правовой устав). Отдельное внимание уделено глубокой связи этнических представлений о чести с этнической идентичностью, этническим сознанием, а также перспективам функционирования этничности разделенного осетинского народа.
Осетинский свадебный флаг из фондов Национального музея Республики Северная Осетия-Алания
Автор: 00mN1ck / 28 мая 2015 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
Осетинский свадебный флаг из фондов Национального музея Республики Северная Осетия-АланияВ научном наследии В. С. Уарзиати немало внимания уделено изучению знамени (флага) как престижного символа этнической культуры осетин и их предков. Одна из крупных статей ученого посвящена знамени как мифологическому инварианту образа мирового древа, в другой он исследует знамя как престижный этнополитический атрибут. Кроме этих специальных работ, В. С. Уарзиати обращался к анализу цветовой символики, функций флага, его названиям в осетинском языке и в некоторых других своих трудах.
В прошлом у осетин существовало большое количество разнообразных знамен, использовавшихся во многих важных событиях и ситуациях. Так, еще в 20 е годы ХХ в. знамя играло особую роль в свадебной обрядности осетин, что отмечалось Б. М. Каргиевым. Поскольку В. С. Уарзиати подробно описал и сам свадебный флаг, и его роль в торжествах, мы избавлены от необходимости повторно его характеризовать. Приведем (с небольшими сокращениями) сведения, собранные ученым: «В доме невесты ко дню свадьбы готовили флаг — кусок хорошей ткани белого, красного или розового цветов, укрепленный на тщательно обработанном древке. На полотнище флага были пришиты разнообразные вещи мужского туалета: сафьяновые чувяки, платки носовые, учкур, тесьма для карманных часов, курительные принадлежности, расшитые кобуры, шнур для пистолета и прочее.
Этюд об осетинской двенадцатиструнной арфе
Автор: 00mN1ck / 18 мая 2015 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
Этюд об осетинской двенадцатиструнной арфеИсходя из древнейших мифопоэтических представлений, попытаемся воссоздать языческую символику предметов, культовых действий, обрядов и показать отражение этой символики в языке, ибо символические знаки языка существуют не для того, чтобы обозначать что либо, существующее помимо них. Напротив, «бытие выводится из значения этих символов».
Известно также, что языческая (магическая) ментальность особенно ярко проявляется в эволюции значения. Переходы значений слов в полной мере отражают обычаи, верования и способы мышления древнего слова, которое на наиболее ранних этапах его существования отождествляло всё живое и неживое, придавало огромное значение аналогии, оперировало разного рода магическими образами и символами. И это объяснимо: первобытное мышление не знало отвлечённых понятий, ему была свойственна очень условная система пониманий объективной действительности, хотя уже тогда и в то же время человек отождествлял вещь и процесс, вещь и её свойство. Анализ мифов есть средство выявления первичных структур сознания, и с этих позиций мы попытаемся «прочитать» отрывок из нартовских сказаний о создании фæндыра — двенадцатиструнной арфы осетин. Несмотря на множество посвящённых этому отрывку работ, его интерпретация остаётся, на наш взгляд, концептуально неясной; не использовано прочтение текста сказания «Гибель семьи Сырдона» в соответствии с мифопоэтической символикой.
«Зæнгбæттæн» — предвестник ордена подвязки
Автор: 00mN1ck / 12 мая 2015 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
«Зæнгбæттæн» — предвестник ордена подвязкиВ 1350 г., возвращаясь на родину после побед над французами, король Англии Эдуард III, желая восславить рыцарей своего воинства, принял решение учредить рыцарский орден.
Хронисты утверждают, что английский король при утверждении ордена имел в виду образец рыцарей Круглого стола. Так, Жан де Бель сообщал: «В благородстве сердца своего король решил, что заново отстроит замок Виндзор, который некогда построил Артур и где впервые был установлен Круглый стол в честь своих доблестных рыцарей…
Король чрезвычайно высоко оценил их службу и счел их настолько благородными, что по его словам, подобных им не сыскать было ни в одном другом королевстве. И ему показалось, что какие бы почести он ни оказал им, они не могут быть чрезмерными — так сильно он их (этих рыцарей) полюбил. И король объявил по всему королевству, что будет устроен великий праздник и большой прием по случаю учреждения этого Круглого стола и пригласил отовсюду благородных дам и девиц, рыцарей и оруженосцев прибыть на этот великий праздник …»
Пир в средневековых горских обществах: социальные функции совместной трапезы
Автор: 00mN1ck / 12 мая 2015 / Категория: Нартский эпос, Культура
Пир в средневековых горских обществах: социальные функции совместной трапезыВажными маркерами любой политической культуры являются факторы и механизмы становления авторитета лидера, власти. В потестарном, раннеклассовом, в феодальном и т.д. обществах становление структуры управления сопровождалось пропагандой существующей власти, созданием ее привлекательного образа.
Этносоциальные организмы Северного Кавказа в античный и средневековый периоды существовали в условиях постоянных войн и набегов. В такой ситуации формирование властных структур определяли личные качества и авторитет военных лидеров, вождей. Тут не было мелочей. Важным фактором формирования имиджа власти являлись пиры. Торжественная совместная трапеза — пир — на протяжении едва ли не всей истории человечества была праздником со многими функциями. Совместное потребление пищи еще в древних обществах приобрело характер объединяющего акта: «совместное преломление хлеба насущного» воспринималось как «приобщение сотрапезников к некоему единому социуму, ‘братству’». У осетин совместная трапеза представляла собой «сложный институт с различными поло-возрастными, социальными и религиозными функциями».
Система образов эпоса в современном романе
Автор: 00mN1ck / 9 мая 2015 / Категория: Нартский эпос, Культура
Нартский эпос осетин — плод творческого гения народа. Его духом пропитана вся жизнь потомков творцов Нартиады. Нартские сказания — истоки всей нашей культуры и духовности, в них воплощена наша история и народная философия. Этим и обусловлено бережное отношение народа к своему величайшему творению. «Песню о нартах, — писал В. Б. Пфаф в 70 х годах XIX века, — осетин слушает до сих пор с таким же благоговением, как мы, европейцы, — Евангелие». На рубеже тысячелетий осетин, к сожалению, песнь о нартах в основном не слушает, а читает. Но эпос не теряет своей жизненности и продолжает оказывать благотворное влияние на развитие национальной культуры Осетии.
Поэтическое творчество народа является началом словесности, источником художественной литературы. Верность данного заключения подтверждается всей историей осетинской литературы, которая, по словам Нафи Джусойты, «выросла на почве народного творчества».
Осетинские волшебные сказки и творчество Коста Хетагурова
Автор: 00mN1ck / 9 мая 2015 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
Формулы, образы и мотивы волшебной осетинской сказки используются Коста преимущественно в поэтических произведениях на осетинском языке, причем указанное преимущество абсолютно. Прежде чем обратиться к конкретным фольклорно-литературным параллелям, следует отметить, что само определение жанра волшебной сказки четко фиксируется в сознании поэта и органично используется им.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru