поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Алутон – феномен культуры алан-осетин
Автор: 00mN1ck / 18 февраля 2014 / Категория: Духовный мир осетин » Культура
М.С. Албегова,
студ. 4 курса истор. фак-та СОГУ

Алутон – феномен культуры алан-осетинОсетины, народ индоевропейского происхождения, имеют свою самобытную культуру, хранящую древние ценности духовного и материального мира.

Начало XXI века характеризуется возросшим интересом к истории, культуре, традициям и обычаям, которые отличаются неповторимостью, ярко выраженной самобытностью. Обращение к вековой народной мудрости, к непреходящим ценностям этноса, особенностям его воспитания и образования как никогда сегодня востребовано. Самоидентификация народа предполагает знание своих исторических и культурных истоков.

Данная статья посвящена одному из феноменов традиционной культуры алан-осетин — священному напитку алутон. Путешественник XIX века Ю.Г. Клапрот писал по этому поводу следующее: «В Они мне рассказывали, что в Двалети некоторое время тому назад в земле нашли большой глиняный сосуд, похожий на те, которые употребляют в Грузии для хранения вина. Сосуд содержал массу, похожую на деготь, если ее сильно вдыхали или брали небольшие порции в рот, наступал крепкий и длительный сон. На том месте, где лежит сосуд, не росло никакой травы, а зимой здесь не залеживался снег. Двали называют это вещество — лутон...» [1, 384].

В.И. Абаев в своей книге «Осетинский язык и фольклор» посвятил этому вопросу специальную статью: «В поездке 1931 года в горную Дигорию мне удалось получить подтверждения последнего значения. Один старик-дигорец сообщил, что в пору его молодости приготовление алутона было распространено в Дигории, это было пиво, в котором вываривались бараньи туши. Теперь стали понятны и знакомые мне ранее представления о чудесных насыщающих свойствах алутона: пиво как хлебный сок уже имеет способность утолять не только жажду, но и голод; будучи же до отказа пропитано бараньим жиром, оно несомненно могло насыщать... конечно не навсегда, но надолго». [2, 339]

Известный ученый-кавказовед Б.А. Калоев считал, что «пиво, называющееся у алан алутон, до сих пор не утратило у осетин своего значения. В настоящее время на Северном Кавказе пиво приготовляется одними осетинами... Переселяясь в районы Грузии и Северного Кавказа, осетины распространяли этот напиток среди других народов Северного Кавказа. Характерно, что грузинские князья Мачабели брали у своих подданных в виде подати пиво. Важным свидетельством популярности осетинского пива является и сообщение французского путешественника начала XIX века Гамба указывающего на то, что осетины привозили пиво в Тбилиси, где продавали «его в обмен на такое же количество вина». [3, 169-170] Судя по всему, автор этих слов, говоря об алутоне, имел в виду обычное ячменное пиво.

Вот что писал об этом напитке другой известный этнограф-кавказовед B.C. Уарзиати: «Особой престижностью в традиционном быту выделяется сорт высококачественного пива алутон. Как и ритуальные пироги с сыром или мясом, этот сорт пива отражал комплексную зерново-скотоводческую модель питания». [4, 151]

Древнейший напиток алан-осетин алутон как объект материальной культуры имеет не только утилитарное (практическое значение, как объект народной кухни), но и сакральное (священное) значение, восходящее к самому раннему периоду генезиса осетинской культуры.

Упоминания об этом встречаются нам в памятниках устного народного творчества осетин: «Три больших пирога и железный вертел с нанизанным на него ахсырфамбалом — шашлык из печенки, обернутым нутряным салом, — внесли младшие люди Сайнага, проворно и ловко стали они обносить гостей. Подносили они гостям рога, наполненные ронгом, и расставили по столам большие двуухие кувшины, в которых пенилось черное алутон — пиво».

«Фарнаг поднял чашу и сказал: «Хуыцау, слава Тебе, Великий Бог! Творец всего — люди, скот, зерно и вода — все тобой сотворено. Обо всех ты заботишься, всех на путь истинный наставляешь. Если желание помочь когда-либо было в твоем сердце, оставь это нартам. Чтобы было Благо Твое для Нартов как алутон, чтобы славили Нарты имя Твое». [5]

Пиво играло роль в религиозно-магических церемониях, в этой связи обычное пиво именовалось æлутоны бæгæны — «алутоновским». Вероятно, этот факт и послужил исходной причиной вытеснения названия æлутон другим, родственным — бæгæны. В истории культуры хорошо известны аналогичные примеры, когда под воздействием табу истинные звучания подвергаются словесным запретам. В своей первозданной, или высокопрестижной форме сам напиток и его название были заимствованы у алан-осетин их соседями — грузинами — в виде луди. Этот факт приводит к мысли, что в основе этого культурного освоения были не потребности питания, а предпочтение религиозного характера. Горцы из-за климатических условий на роль ритуального напитка взамен вина взяли не распространенное бæгæны, а означающее божественное питье æлутон. [4, 151]

Так как напиток был предназначен для жертвоприношения, он нуждался в равных ему по уровню сакральности сосудах, это были огромные медные котлы (цаджджинаг) а также чаши (нуазæн). Приготовление алутона очень сложный, ответственный процесс. Удостоиться права приготовить его мог не каждый. Почтительное отношение к напиткам встречается нам еще в Авесте — собрании древнеиранских священных книг и в древнейших культурах индоевропейского круга. В одном из сел Северной Осетии мне рассказали о том, что алутон — напиток, обладавший лечебными свойствами. Его употребляли при болях в костях и суставах, при ушибах и переломах. Считалось, что он ускорял процесс сращивания костей, способствовал укреплению организма в целом. Однако все его лечебные качества дс конца не изучены.

В настоящее время этот напиток фактически исчез из употребления. Сохранились лишь воспоминания о его чудесном вкусе, якобы утолявшем голод, и о сорте пива, сваренном каким-то особым способом... [4, 151]


Литература

1. Ю.Г. Клапрот. Путешествие по Кавказу и Грузии. 1814.

2. В.И. Абаев. Осетинский язык и фольклор. Т.1. М.-Л., 1949.

3. Б.А. Калоев. Осетины. М., 1971.

4. B.C. Уарзиати. Избранные труды: Этнология. Культурология. Семиотика. 2007.

5. Сказания о нартах. Перевод с осетинского Ю. Либединского.


Источник:
Албегова М.С. Алутон – феномен культуры алан-осетин // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2010. Вып. 4. С. 92-94.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru