М.В. Цаллагова, аспирант СОИГСИ им. В. И. Абаева История возникновения медоносной пчелы на нашей планете уходит в глубочайшую древность. Согласно данным палеонтологии пчелы существовали на Земле уже 40 миллионов лет назад. Как полагают, ученые, родиной пчелы является Ближний Восток, а точнее Южная Индия. Именно из южной Индии пчелы проникли сначала на Ближний Восток, затем в Египет. Дальнейший путь пчел привел в Центральную Европу. Оттуда они и пришли в нашу страну.
Жаркий субтропический климат, который тогда существовал в Европе, обилие лесной и медоносной луговой растительности благоприятствовали размножению и расселению пчел.
Но начавшийся на Земле глобальный процесс горообразования, в результате которого выросли целые горные страны, в том числе Кавказ, вызвал похолодание на всей планете. Началось оледенение Земли. Половина Европы оказалась подо льдом. Ледниковое дыхание заставило пчел покинуть европейскую часть и отступить к югу. Остались пчелы на месте своего обитания лишь в горных лесах Закавказья, Кавказа, Альп и Карпат.
Вслед за таянием и отступлением ледников к северу повлажнел климат, началось наступление лесов, а вместе с тем и обратное движение медоносных пчел.
Жизнь в разных географических районах земного шара породила у медоносных пчел специфические особенности. Под влиянием среды складывались разновидности пчел. Они приобрели ряд наследственных внешних и внутренних особенностей, которые проявляются в окраске тела, строении органов, поведении.
Кавказские горы стали ареалом обитания серых горных кавказских пчел — единственной в мире породы, чья родословная уходит в глубокую древность. Особые климатические условия, резкая смена температур, своеобразная видовая лесная и пышная высокорослая горная и травянистая растительность обусловили характер этих пчел, выработали присущие только им морфологические и физиологические свойства — очень длинный хоботок, малую ройливость, миролюбие.
Пищей нашим предкам служило все то, что можно было найти и добыть почти без труда, — плоды, коренья, грибы, молочные сочные побеги растений, почки. Сырое мясо мелких животных, пойманная рыба, птичьи яйца, орехи. Встретился наш далекий предок и с медом шмелей и пчел.
Пчел в то время в дремучих лесах водилось огромное множество. Жили они в дуплах. Старое, подгнившее дуплистое дерево могло переломиться от ветра и обнажить гнездо пчел. Несомненно, человек скитаясь по лесам из любопытства, мог попробовать густую, липкую жидкость, которая сочилась из сотов. Возможно, впервые наткнулся он на мед прямо в гнезде, отстроенном на ветках или в корнях упадшего дерева.
С этого времени человек стал обращать внимание на медоносных пчел, пытался понять их жизнь, начал отыскивать дупла, чтобы полакомится медом. Но он был скрыт в толще дерева и недоступен. К нему вело только небольшое отверстие — леток, которым пользовались сами пчелы. Для добычи меда человек использует палку, засовывая её в отверстие дупла и протыкая соты.
Если раньше человек довольствовался найденным медом, то теперь он шел в лес специально за медом. Так появилось так называемое бортничестве.
Охотника за медом привлекали старые толстые деревья, в которых могли быть дупла. Привыкший к лазанию по деревьям, без особого труда он подбирался по стволу дерева к дуплу. Отбиваясь от пчел горящей и дымящей головней, он выламывал медовые соты. Много пчел погибало от огня, но рои вновь заселяли дупло. Примерно также добывали мед и в горах из скал, где гнездились пчелы.
Охотник с посудой в руке взбирался на отвесную скалу и брал мед. Подобное описание добывания меда, приспособления и орудия применялись охотниками за медом в горах Кавказа, в том числе и в Осетии [1]. Подбираясь на веревочных лестницах к гнездам пчел и рискуя сорваться в пропасть, эти смелые и отважные люди добывали мед из углублений и расщелин скал, подвергаясь ужалениям тысяч насекомых [2,25].
С переходом к оседлости, земледелию и скотоводству осетины активнее воздействовали на природу, старались получить от неё больше, подчинить своим интересам. Присваивающая форма хозяйства уступает место производящей. Этот процесс характерен и для пчеловодства. Система дикого охотничьего промысла поднимается на новую более высокую ступень — бортничество.
Горцы, в том числе и осетины, делали искусственные жилища (борти) для пчел в камнях и скалах, высекая в них углубления, в которые поселялись рои.
Для удобства и для сохранности бортей их стали переносить поближе к жилищу. Из веток и коры деревьев бортники сооружали корзинки, в которые ловили пчел, перенося их на новое, заранее подготовленное место.
В отличие от русских, осетины с незапамятных времен разводили не в деревянных ящиках, а в сапетках — куполообразных корзинах без дна, обмазанных глиной с навозом. Плели их из тонких гибких ивовых прутьев — лозы или молодых побегов орехового кустарника, из соломы. Сапетки обмазывали глиной и затем опрокидывали на плетеные кружки, под которые ставили камни. Для предохранения ульев от дождя и палящих лучей солнца сапетки покрывали круглыми соломенными крышками-колпаками. Внизу у самого кружка оставляли метки. Через эти небольшие отверстия пчелы вылетали за добычей и приносили её в улей. Внутри сапеток крестообразно устанавливали палочки, к которым прикрепляли пустые медовые соты (суши). При добывании меда из сапеток использовали окуривание дымом [3, 109].
Вторым видом улья встречаемого в основном у южных осетин был выдолбленный обрубок с отверстием в центре для пролета пчел [4,356].
Для сгребания роя применяют роевню — конус из вишневой коры, прикрепляемый на палку. Пчеловод (мыддар) мог прозевать и не поймать своевременно пчелиный рой; в таких случаях рой с маткой летел в лес, где он обосновывался в дупле старого дерева [5, 107].
На пчельниках сапетки ставили близко, почти вплотную друг к другу, часто на общую подстилку-подставку или прямо на землю под одну крышу из осоки или соломы. Пчелы в сапетках — этих очень тесных и малых помещениях — оказались неуправляемыми. Для них было характерно безудержное роение. Семьи отпускали по 6-7 роев один другого меньше. Нередко рои сами роились, а семьи после окончания роения снова во второй раз, входили в состояние роения и начинали роиться. Весь уход состоял в ловле роев, посадке их в ульи и отборе меда. Когда отбирали мед, сапетку клали набок или переворачивали вниз головой и специальным ножом вырезали куски сотов.
Сапетку считают самым древним ульем. Греки с древнейших времен водили пчел в плетенных из лозы ульях, обмазанных глиной. Полагаю, что предки осетин позаимствовали сапетку у греков, поселения которых процветали на берегах Черного моря. С ними и вели торговлю, в том числе горным медом, добытым на скалах.
В XVII веке у жителей предгорья Северной Осетии можно было встретить небольшие пчельники под чинарами около саклей и крупные пасеки по нескольку десятков сапеток в горах. Часто размещались они на большой высоте, в неприступных местах, соединенных с долинами узкими пешеходными и конными тропами.
С конца XVIII — начала XIX вв. у осетин вместо сапеток появились усовершенствованные ульи [6].
У осетин и их предков существовало и кочевое пчеловодство.
Пчел перевозили на повозках лошадьми или волами, вьюками, на лодках, как на близкое, так и на дальнее расстояние. Требовалось иногда несколько суток пути. Пчел запирали в ульи, сапетки переворачивали и ставили тяжелой головой вниз. Открытое дно затыкали соломой, которая пропускала воздух. На арбу сапетки ставили в два ряда и два этажа. На двухколесной горной арбе их умещалось около двадцати. Кроме того, перевозка волами считалась наиболее удобной. Они шли тихо, ровно, при спуске сдерживали повозку, не так потели как лошади, а при ужалении пчел реагировали не так остро как лошади.
В Осетии кочевали неоднократно в сезон. Часто со стадами овец брали с собой и пчел. Пасеки не только давали много меда, но за это время за счет роев значительно увеличивались.
В пореформенный период осетины для большого удобства и рационального ведения пчеловодческого хозяйства обладатели больших пасек создавали нечто вроде артели, свозя в одно место свои ульи и нанимая старого опытного пчеловода, которому поручали весь уход. В период роения — самого напряженного времени — хозяева пасек выезжали к пчелам и сами работали с ними.
Чтобы завести собственную пасеку, иные сельчане поступали в качестве караульных в артельную пасеку или в помощники, к владельцу большой пасеки получая вознаграждение от хозяев только пчелами, такой крестьянин становился обладателем нескольких десятков сапеток. В результате через 2-3 года этот крестьянин заводил свои улья.
Занимались пчеловодством исключительно мужчины. Впервые же весенние дни ульи обычно вывозят из селения в поле и оставляют там под наблюдением пчеловода до осенних морозов. С наступлением заморозков ульи вновь перевозят в селения и ставятся в специально отведенные для них помещения [7, 309].
Полевой этнографический материал, привлеченный нами для освещения последовательных этапов пчеловодства, позволили сделать вывод о том, что пчеловодство в Осетии прошло три закономерные стадии развития этой отрасли: от собирательства и охоты за дикими пчелами через бортничество, к домашнему, пасечному. При каждом последующем этапе пчеловодство поднималось на более высокий уровень и отражало три последовательных стадии в развитии этой отрасли хозяйственного быта местного населения.
Литература
1. А. Медоев. Сказание о появлении пчел в Дигории. Отчет Кавказского общества сельского хозяйства. 1881, № 11-12.
2. И.А. Шабаршов. История Русского пчеловодства.
3. Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин. Орджоникидзе, 1974.
4. Калоев Б.А. Осетины. М., 1995.
5. Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин. Орджоникидзе, 1974.
6. Терские ведомости. 1869 г. №28.
7. Народы Кавказа. T.I. 1959 г.
Источник: Цаллагов М.В. Способы ведения пчеловодства у осетин // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2010. Вып. 4. С. 95-99. |